25 июня 2019Игры
Обновлено 13.04.2020

Рецензия на The Sinking City

The Sinking City очень неумело рассказывает о себе — с ходу открывает перед игроком открытый мир, дает пострелять, показывает прокачку и включает диалог с NPC. Тут же она отправляет героя на квест, где объясняет механику расследований, — однако на это поначалу не обращаешь внимание. Думаешь, что перед тобой огромная ролевая игра по мотивам книг Говарда Лавкрафта. И продолжаешь думать так довольно долго — особенно если в прошлые игры Frogwares, про Шерлока Холмса, никогда не играл. А если играл, то вскоре понимаешь, что авторы The Sinking City снова создали то, что у них получается лучше всего, — детективный квест. Да, в открытом мире. Да, со стрельбой, прокачкой и диалогами.
The Sinking City очень неумело рассказывает о себе — с ходу открывает перед игроком открытый мир, дает пострелять, показывает прокачку и включает диалог с NPC. Тут же она отправляет героя на квест, где объясняет механику расследований, — однако на это поначалу не обращаешь внимание. Думаешь, что перед тобой огромная ролевая игра по мотивам книг Говарда Лавкрафта. И продолжаешь думать так довольно долго — особенно если в прошлые игры Frogwares, про Шерлока Холмса, никогда не играл. А если играл, то вскоре понимаешь, что авторы The Sinking City снова создали то, что у них получается лучше всего, — детективный квест. Да, в открытом мире. Да, со стрельбой, прокачкой и диалогами.

1920-е, штат Массачусетс. Детектив Чарльз Рид приезжает в вымышленный портовый городок Окмонт, где недавно случилось таинственное наводнение: вода будто бы просочилась из-под земли и неравномерно затопила большинство улиц. То ли от этого бедствия, то ли от чего-то еще местные жители стали сходить с ума, страдать от непонятных видений. Похожие видения после войны донимают и Рида, поэтому его цель — не только разузнать о причинах наводнения, но и отыскать ответы на собственные вопросы.

The Sinking City — не прямая адаптация какого-либо конкретного произведения, это история, основанная на вселенной, созданной Лавкрафтом. Скажем, полузатопленный Окмонт, где вдобавок практически постоянно льет дождь, не найти ни в одной книге или повести — его придумали разработчики. Они же написали незнакомых персонажей и сочинили сюжет, который отсылает к творчеству американского писателя, но за основу берет совершенно новую историю про глубоководный ужас.

Рецензия на The Sinking City - фото 1

Отсылок, впрочем, полно: в записках и дневниках упоминается лечебница Аркхем, Риду покровительствует могущественный (и, кажется, обладающий сверхъестественными способностями) ученый, одетый исключительно в желтое, а жители Окмонта чуть ли не в каждом диалоге жалуются на беженцев из Иннсмута, похожих на жутких рыболюдей. Их внешнему виду не удивляются — говорят, всему виной проклятие, которое нависло над Иннсмутом из-за того, что предки тамошних горожан сношались с морскими чудовищами. Не удивляются окмонтцы и лидеру одной из местных больших семей — мистер Трогмортон выглядит как примат, буквально. Всему этому перестает вскоре после приезда удивляться и Чарльз Рид, тем более что человекоподобные говорящие рыбины — не самое поразительное, что можно увидеть на полузатопленных улицах богом забытого города.

В его темных переулках, огороженных высоким забором кварталах и сырых подвалах обитает кое-что похуже — отвратительные монстры без лиц, с вывернутыми наизнанку внутренними органами, огромные многорукие твари и смертельно опасные пауки-мутанты, настолько быстрые, что их непросто высветить фонарем, не говоря уже о том, чтобы попасть по ним из револьвера. Они появились в Окмонте после наводнения, но и к ним местные жители уже привыкли — горожане просто стараются держаться подальше от районов, где обитают такие чудовища. Выдающаяся выдержка у людей, но ответ, скорее всего, не в этом: у них так много своих проблем, что обращать внимание на монстров, жрущих людей заживо, просто нет времени.

Совсем недавно мистер Трогмортон отправил на океаническое дно экспедицию, которую возглавил его сын. Команда дайверов так и не объявилась, зато вернулся корабль, а вот капитан судна сбежал. В это время на другом конце города в стихийном убежище скрывается глава другой большой семьи — несколько дней назад он проснулся в морге, в панике убежал оттуда, добрался до собственного особняка и обнаружил, что вместо него по второму этажу бродит некто, точь-в-точь похожий на него. Известная певица знакомится с Чарльзом Ридом, но не может толком сказать и слова — ее губы сшиты плотными нитками, а сама она в ужасе от загадочной женщины, появившейся в ее доме. После возвращения в отель детектив находит записку, где неизвестный просит заглянуть в апартаменты напротив, а там — масса дневников о культовых в мире Лавкрафта книгах, таких как Некрономикон. Неизвестный просит найти их.

Рецензия на The Sinking City - фото 2

Таких историй в The Sinking City десятки, часть из них — это квесты по основному сюжету, а остальные — побочные задания. Все они называются делами, и со временем понимаешь почему. Так как речь не о ролевой игре, здесь нет никаких меток или четкой последовательности действий, описанной в журнале. Хотя сам журнал есть: в своей записной книжке Рид отмечает все найденные улики и прикрепляет их к тому или иному делу.

Каждое дело при этом требует расследования, и вот с этим моментом надо очень внимательно: суть The Sinking City — именно в расследованиях. Только в них.

Как они работают? Почти как в прошлых играх студии, про Шерлока Холмса. Вот пример: Риду необходимо отыскать коллекционера, и хорошо, что его адрес детективу уже известен. Правда, в нужном доме мертвая тишина — на втором этаже Чарльз находит труп бедняги. Осмотрев все комнаты, найдя улики и записав их в журнал, Рид может перейти в «сумрак» — особый мир, находящийся за гранью нашего, — и восстановить события, которые привели к гибели коллекционера. С помощью призрачных силуэтов он воссоздает сцену убийства: оказывается, грабители забрались в дом, чтобы похитить редкое и очень дорогое зеркало, но случайно столкнулись с хозяином и застрелили его, хотя делать этого и не собирались. И вот зацепка — один из грабителей после выстрела обронил фразу, что-то вроде «черт возьми, все прошло гораздо хуже, чем в прошлый раз».

Это все, что ты узнаешь по делу после того, как осмотришь дом. Ни следующего задания, ни метки на карте города не появится. Они и не нужны: ты только что узнал, что это не первое похожее ограбление в районе, значит пора идти в архив полицейского участка — там должна быть запись о подобном преступлении. Она там, конечно, есть, и в ней — новая зацепка или улика.

Когда ответов будет больше, чем вопросов, Чарльз в особой вкладке, Mind Palace (то есть почти буквально — «Чертоги разума»), сможет объединить факты, придя к одному из нескольких заключений, что определит дальнейшее развитие сюжета. Ошибиться, как в Sherlock Holmes, и, скажем, обвинить в убийстве не того персонажа невозможно, по крайней мере, случайно — тут вообще нет деления на «черное» и «белое». Хотя выбор все равно есть: если ты считаешь, что убийца — хороший парень (такое бывает), его можно спасти. Или нет.

Рецензия на The Sinking City - фото 3

Это центральная геймплейная механика The Sinking City — и да, именно это делает ее квестом. Детективу предстоит очень много читать — на уровнях масса записок, дневников, газет и всяческих журналов. Не меньше он будет разговаривать с многочисленными персонажами — в диалогах порой тоже можно делать важный для сюжета выбор. Немало времени он проведет в архивах — их несколько, не только в участке, еще в мэрии (содержит сведения о местных жителях), городской газете (важные события в жизни Окмонта), больнице и библиотеке.

И еще Чарльз Рид будет очень много бегать.

The Sinking City — игра в открытом мире, который ей не нужен. Окмонт — довольно большой город, и все важные учреждения с архивами и сюжетные локации часто находятся в разных районах и почти всегда на разных концах карты. Куда надо, можно добежать или доплыть на лодке, если улица затоплена, и главная проблема тут в том, что Окмонт — всего лишь декорация. Безжизненная, исследовать в ней нечего, с прохожими на улицах нельзя поговорить, можно только с дикими глазами пробежать мимо них по пути к цели.

Сам город красивый, разные его кварталы заметно отличаются архитектурой, он здорово работает на создание нужного настроения — но зачем в открытом мире? В играх про Шерлока нормально работали отдельные локации — они автоматически решали проблему «городской пустоты». Да, между ними были загрузки, но в The Sinking City они тоже есть: уже к пятому часу тебе надоедает бегать от редакции газеты до мэрии и обратно, и ты начинаешь пользоваться «быстрым перемещением», которое здесь работает через телефонные будки, — и каждый раз через загрузку.

Рецензия на The Sinking City - фото 4

Авторы говорят, что открытый мир в The Sinking City и не должен быть живым, потому что это адвенчура, а не «песочница». Я же говорю, что в адвенчуре и не должно быть открытого мира — по крайней мере, такого.

Понимаю желание сделать масштабно — чтобы было, где развернуться в сюжете, чтобы дать больше места побочным делам. Идея и впрямь крутая — вы же помните, что в этой игре нет меток на карте? Очень часто Риду предстоит искать нужное здание самому, по обрывкам информации и фразам вроде «на углу такой и такой улиц». Но ко второй половине The Sinking City, которая, кстати, занимает часов 20, устаешь бегать. Подозреваю, что проблема все же не в том, что «это же адвенчура», а в том, что у Frogwares был крайне ограниченный бюджет.

Рецензия на The Sinking City - фото 5

Стрельба — еще один элемент, который сделать очень хотелось и на который при этом едва ли хватило сил и денег. Стрелять из револьвера, автомата, дробовика или винтовки в The Sinking City можно много где — и в основных, и в побочных делах на Рида часто нападают те жуткие безлицые монстры и прочие твари. Но стрелять неудобно — механикой перестрелок The Sinking City мне напомнила первую Mafia, что очень сложно счесть за комплимент. Есть еще ловушки, которые станят врагов, но я не представляю, кто ими вообще будет пользоваться — они совершенно бесполезные.

При этом патронов, гранат и аптечек постоянно не хватает — их можно найти на уровнях или скрафтить. Крафт — примитивный, он доступен в любое время в отдельной вкладке, а ресурсы лежат во всевозможных сундуках и чемоданах на уровнях. Вроде бы повод исследовать город, но в открытом мире ресурсов почти нет, чаще всего их можно отыскать как раз в сюжетных локациях.

Жизнь детективу Риду немного облегчает прокачка, которая, правда, здесь тоже есть, чтобы быть. С каждой тысячей опыта, который герой получает за убийство монстров и расследование дел, на вкладку с навыками падает один поинт — с его помощью можно увеличить количество патронов и получаемого опыта, повысить меткость и здоровье, а также ментальное состояние. И вот это важная штука: как и в Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, в The Sinking City, если долго смотреть на трупы или монстров, можно сойти с ума. У героя начинает плыть экран — ему мерещится всякое, а в самом крайнем случае Риду может привидеться монстр, который, несмотря на свою нереальность, вполне способен нанести урон. Привести детектива в чувство могут успокоительные — их, к слову, тоже следует скрафтить.

Ненужный открытый мир, скверная стрельба и бессмысленный крафт — это безусловно плохо, но я потому и начал рецензию с того, что The Sinking City — детективный квест. Frogwares не раз говорила об этом, но уверен, что ее мало кто слушал — отсюда и критика в отзывах и обзорах. Сложно кого-либо в этом винить: игра сама с трудом объясняет правила, по которым работает, некоторые могут даже не добраться до момента, когда все станет понятно. Через пару часов, когда разбираешься в ее устройстве, осознаешь, что в ней полно очень удобных штук — например, каждую улику можно закрепить на карте города прямо из журнала, и это действительно помогает в расследованиях. К тому же на каждой важной локации появляется особый маркер, если ты нашел там все улики.

Штуки, которые раздражают, разумеется, тоже на месте. Как и в играх про Шерлока, множество предметов можно осматривать со всех сторон, и всегда есть риск повернуть очередной нож недостаточно и не заметить, что у него знакомая рукоятка (герой скажет про это, надо только полностью осмотреть оружие). Приводит это к тому, что ты 20 минут носишься по уровню и пытаешься понять, что за улику пропустил.

Важно понять: The Sinking City — недорогая игра, и ее бессмысленно за это критиковать. Важнее ответить, готов ли ты терпеть ее недостатки ради того, чем она действительно сильна. То есть ради отлично поданных расследований и жутких, но при этом увлекательных историй, разворачивающихся на фоне мистического бедствия, итогом которого может стать пробуждение древнего глубоководного монстра.

Если книги Говарда Лавкрафта нравятся, ответ очевиден.

Больше по теме

Комментарии 21
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Сергей Козорез 412
Сергей Козорез 412

"Важнее ответить, готов ли ты терпеть ее недостатки ради того, чем она действительно сильна?" я не готов! беготни по "открытым мирам" , я уже наелся по самое не могу :/ хочу линейное и с сюжетом! да и детектив из меня хреновый. а жаль, поиграть все таки хотелось. но не буду