Рецензия на Syberia 3
Но стоило ли Syberia 3 вообще выходить? Особенно в таком виде. Мы здесь не превозносим техническую сторону игр над всеми остальными элементами, но в этом плане у новой «Сибирии» все так плохо, что молчать нельзя. Сюжет и атмосфера — это, конечно, здорово, но жуткие проседания частоты кадров, дикая рассинхронизация губ с речью и самое топорное управлением за последние лет пять, мягко говоря, портят впечатления. Играть в это можно, но через боль и слезы. А еще нужно быть очень терпеливым человеком.
Вот вам сравнение, чтобы вы не подумали, что я преувеличиваю: лицевая анимация и синхронизация губ с речью здесь хуже, чем в Mass Effect: Andromeda.
Думали, хуже нельзя? А вот еще как можно! Лучше всех тут смотрится, без шуток, автоматон Оскар – с его анимацией лица и рта проблем никаких. Остальные персонажи тоже чем-то напоминают автоматонов, только дешевых и собранных на подпольной китайской фабрике. Хоть какое-то подобие липсинка вообще есть только у главных героев, персонажи-болванки второго плана просто неистово шевелят челюстью и говорят одну-две заученные фразы. Я до сих пор не определился, смешно это или жутко.
Но обиднее всего, что анимации «соответствует» и озвучка. Персонаж может протараторить длинную фразу за пару секунд, долго открывать рот после короткой вставки, остановиться на полуслове, так и не договорив, или, жутко заикаясь, закончить высказывание. Смешнее (грустнее?) всего, что это происходит даже в пререндеренных роликах.
Но тут техническая сторона не самая большая беда. Реальная проблема – это сами голоса. В Syberia 3 кроме Кейт, Оскара и бабки-шаманки Аяваски переигрывают абсолютно все. Голоса не подходят, старики озвучивают молодых, а молодые стариков, при этом даже не стараясь. В общем, как бы громко это ни звучало, в Syberia 3 одна их худших английских озвучек за последние 10 лет.
Даже русский дубляж от «Буки» гораздо лучше, да и внезапно губы полностью попадают в текст! Впечатления от нашей версии положительное, поэтому играйте лучше в нее.
При этом разработчики явно пытались попасть в современные тренды «сюжетных» игр. Например, если в третьей «Сибирии» во время диалога долго думать над вариантом ответа, собеседник сам будет вас подгонять дежурной фразой. В большинстве случаев губы персонажа при этом не двигаются, да и делают это герои так часто, что быстро начинают раздражать. Хотели, видимо, сделать персонажей живее, а они от этого выглядят тупее.
Вместо блокнота с вариантами ответов появилось современное диалоговое колесо, а ситуации можно решить различными способами: злобно ответив, проявив учтивость или вовремя промолчав, за что могут еще и ачивку дать. Привет, Telltale! Такие решения ни на что сюжетно не влияют и всего лишь привносит некое подобие «свободного выбора», от которого мы все так устали. Не лучше бы было получше прописать сам сюжет, а не распаляться на фэйковую вариативность?
Но, наболтавшись с героями, приходится и по их поручениям бежать – вот тут-то возникает еще одна сложность. Управление в Syberia 3 такое, что в нее просто тяжело играть. Кейт крайне заторможено реагирует на подаваемые ей команды, начинает ходьбу немного подумав, небрежно вписывается в повороты и не умеет подниматься по лестницам. ПО ЛЕСТНИЦАМ! Запомните раз и навсегда: если у вашего главного героя плохо с лестницами, не стоит делать в игре локацию-бутылку, на которой он битый час будет носиться вверх-вниз по четырем лестницам, выполняя мелкие поручения.
Говоря про трудности передвижения, нельзя не упомянуть и дизайн самих локаций. Потому что-то сделано-то все со вкусом, но есть в игре пара мест, которые с ее управлением проходить сущая мука: как раз чехарда с лестницами на корабле «Кристалл» и город-круг Вальсимбор. А еще случаются ситуации, когда за одним предметом приходится бежать далеко-далеко в конец «коридора», а больше там ничего и нет. Напоминает знаменитый коридор из The Neverhood, не находите?
Из-за перехода в полное 3D в игре вообще возросла площадь и размер игровых локаций. Порой, чтобы решить загадку, приходится попотеть в прямом смысле – пробежка за пробежкой, а быстрого перемещения тут нет. Масштабы, разумеется, и на проработке локаций сказались – здесь хватает блеклых невыразительных локаций, просто посмотрите на игровые скриншоты.
Ну и без багов тут тоже не обошлось – новая «Сибирия», кажется, нигде не может выступить нормально. В том же «Кристалле», если спуститься в трюм сразу после того, как вы впервые увидите корабль, там не будет ничего. Буквально. Кейт будет передвигаться по воздуху. Через некоторое время часть трюма все же вернется, а полностью наблюдать его можно будет лишь когда вы сюжетно переместитесь на корабль. Также иногда исчезал интерьер будки таможенника. Представьте все это в голове под музыку из «Секретных материалов».
Еще очень мозолят глаз немногочисленные модели массовки. Так что наличие в трактире трех одинаковых рыжих мужиков в разных углах –дело вполне обыденное. Но можно же было хоть немного прорисовать текстуры? С мутными текстурами и клонами-зеваками игра порой больше похожа на дешевую RPG.
Хорошо хоть модели главных героев сделаны очень старательно и выдержаны в стиле оригинала, благо, большинство из них дородные толстяки. А Кейт стала очень похожа на Лару Крофт, но вы это и так знали, а мы и не сильно против.
И вот только сейчас мы добрались до сюжета и загадок – до того, зачем в «Сибирию» вообще стоит играть. И очень печально, что на пути к этому стоит столько преград. Зато с историей все действительно не так уж плохо. Главное, что она делает – воспроизводит нужное настроение, создает ощущение что перед нами все та же игра, которую мы полюбили 15 лет назад.
После событий второй части Ганс Форальберг ушел на покой с мамонтами, а Юколы обнаружили Кейт в лодке с обморожением где-то в Западной Сибири и отвезли в клинику Вальсембора. В центре повествования теперь не мамонты, а снежные страусы, священные животные народа Юколов, которые на манер бизонов у индейцев Северной Америки используются племенами для ведения хозяйства и различного промысла. Вам же придется помогать кочевникам, сопровождая караван страусов в священные земли для размножения.
Путешествие выдастся не из легких, а сам Сокаль решил поднять в третьей части достаточно важную тему: конфликт старого и нового в нашем мире.
Юколы, как крайне традиционное племя коренных народов Севера, представляют собой старый мир, языческие верования и единение с природой. Остальные не понимают этого и пытаются насолить бедным дикарям. Кейт Уолкер же, полностью отказавшись от своей старой жизни, осознает, что в «мире нового» ей делать нечего, и отправляется в еще один долгий путь. Новый маршрут разнообразен и ничем не уступает оригиналу, тут вам и маленький портовый городок, и заброшенный парк развлечений, и даже местный аналог Припяти.
И если общая сюжетная канва новой истории воспринимается довольно органично, то детали и проработка персонажей порой заставляют снисходительно улыбнуться. А ведь если поразмыслить, занятных (в теории) образов тут хватает: злобная врачиха Ольга Ефимова, одноглазый полковник, неудачливый частный детектив, депрессивный пьянчуга-капитан.
Но они просто есть и никак не раскрываются, особенно главная «сладкая парочка»: врачиха и полковник. Совершенно неясно, почему они так панически боятся «американки» и желают прервать миграцию снежных страусов. Потому ли, что это пережиток прошлого? Слишком притянутое объяснение. Или, может, их маршрут пролегает через залежи золота или платины, на которые положил свой единственный глаз полковник? Нет, даже такого объяснения вам не дадут.
Некоторые второстепенные сюжетные линии просто теряются и уходят в никуда. Разработчики про них забывают, но мы-то все помним! Из-за этого по-настоящему интересно наблюдать лишь за Кейт, Оскаром и двумя главными Юколами – вождем Курком и шаманкой Аяваской.
И напоследок, у третьей части довольно странный финал, игру обрубают на самом интересном месте. И если это задел на новую дилогию, так тому и быть. Но для конца трилогии – это ни в какие ворота не лезет. Да еще и титры без музыки в конце.
Грустно писать этот текст, осознавая, что у Бенуа Сокаля могла бы получиться отличная игра. Но даже при всех недочетах – это самая настоящая Syberia. В ней есть все, за что мы так любим оригинальную дилогию: интересная история, необычные персонажи и очередное грандиозное путешествие. Но, увы, все эти плюсы на корню перечеркивает просто наплевательское отношение к игроку и халтурное техническое исполнение. И дело тут даже не в ограниченности бюджета. Полностью пройти игру сможет только ярый фанат или человек со стальными нервами. Кто вы – выбирайте сами. Остальным посоветую подождать распродаж, может, к тому времени что и исправят.