Рецензия на «Скотт Пилигрим жмёт на газ»: Необходимый клик на кнопку сброса
На Netflix состоялась одна из самых больших премьер сезона — «Скотт Пилигрим жмёт на газ» (Scott Pilgrim Takes Off). Автор оригинальных комиксов Брайан Ли ОʼМэлли и режиссёр экранизации Эдгар Райт объединились с японской студией Science Saru («Ину-о: Рождение легенды», «Человек-дьявол: Плакса»), чтобы совсем иначе взглянуть на существующий мир и знакомую поклонникам историю. Кинокритик Полина Резникова рассказывает, как создателям шоу удалось привести комиксную вселенную в движение.
Осторожно! СПОЙЛЕРЫ!
Трейлеры сериала представляли всю ту же знакомую историю: молодой парень Скотт играет на басу в группе Sex Bob-Omb, встречается со старшеклассницей и влюбляется в девушку из снов Рамону. Сердце красотки лежит за семью печатями, вернее за семью злыми бывшими, которых надо победить в файтинге. Первая серия выглядит как игра на фанатском чувстве ностальгии, покадрово повторяя экранизацию 2010 года. А затем происходит разрыв ожиданий: первый бывший с одного удара отправляет Скотта в нокаут! От главного героя остаётся лишь пара монет.
Брайан Ли ОʼМэлли признавался в интервью, что очень боялся новым изложением комиксов стать собственным косплеем, самопародией. Это было бы скучно как для него, так и для зрителей, поэтому он искал новые способы удивить даже самого себя. План удался. Уже со второго эпизода мультсериал становится полностью самостоятельным произведением. Лига злых бывших здесь напоминает Спектр, а Гидеону не хватает только котика, чтобы стать новым Доктором Зло.
Повествование смещается в сторону Рамоны, позволяя ей развернуть целое детективное расследование по поиску Скотта. Так что русскоязычное название «жмёт на газ» не передаёт задумку, сюда больше подходит оригинальное «Takes Off», ведь Скотт действительно исчезает из проекта. Рамона Холмс подозревает в пропаже Пилигрима всех бывших, что позволяет раскрыть их на уровне комикса, а иногда даже более масштабно.
В 2010 году экранизация «Скотта Пилигрима» не сорвала кассу, но со временем завоевала сердца огромного числа фанатов, подарив увлекательнейший гиковский мир с отсылками к аниме и видеоиграм. Но со временем вскрылась и обратная сторона: в прессе фильм всё чаще стали называть проблематичным. Под прицел попали расистский образ Найвз Чау, стереотипное изображение бывших и женских персонажей, неуместные шутки и неприятный характер Скотта. Больше всего досталось Рамоне, воплотившей в себе термин Manic Pixie Dream Girl — двумерную героиню из сексуальных фантазий. В своей новой работе ОʼМэлли и Райт вникли в современный контекст и пересобрали образы всех персонажей, даже проговорив в сюжете, что Скотт — «не ангел».
Англоязычная критика, несмотря на восторг от шоу, смутилась столь дотошным стремлением исправить ситуацию и будто извиниться перед публикой, но желание пересмотреть свои взгляды, с огромной любовью и отдачей выдать актуальный материал многое говорит о росте его создателей.
Любовь к миру здесь чувствуется в каждом кадре. Невооруженным взглядом заметно, как ОʼМэлли, вдохновлявшийся японской мангой, теперь раскрепощает на экране мир своей самой смелой фантазии. Аниме помогает вывести канадскую реальность на совершенно новый уровень с сюрреалистичными вставками и яркой палитрой.
Аниматоры Science Saru с трепетом переносят все находки из оригинальных комиксов, добавляя истинно японский подход к анимации с ручной отрисовкой и невероятной детализацией фонов.
Ещё одно большое достоинство сериала и его главная маркетинговая фишка — возвращение всех актеров экранизации для озвучки своих персонажей. Отдельное удовольствие приносит осознание, что такие суперзвёзды, как Крис Эванс или Обри Плаза, после огромного скачка своей карьеры с тем же рвением возвращаются к озвучиванию ролей 13-летней давности. Правда, талантливый человек на площадке далеко не гарант успеха в озвучании. Актёры порой слишком расслабляются или не совпадают с анимацией героев, что омрачняет радости от их возвращения. И хоть именно английский язык выбран Netflix в качестве оригинальной аудиодорожки, при переключении на японский чувствуется разница — идеальное попадание речи в рисовку и совсем другой, более динамичный уровень повествования.
Несмотря на не столь удачное возвращение любимых актёров и порой сбивающийся сюжетный ритм, «Скотт Пилигрим жмёт на газ» — невероятное аниме.
Переключение на Рамону подсвечивает историю с совсем иной перспективы, делает героиню более объёмной, что сразу отражается и на всём её окружении. Вместо бесконечных драк с бывшими, хотя они тут на каждом шагу, героине важнее разобраться в причинах их расставания и даже найти способ примирения. Троп «девушки в беде» реконструируется и уже Рамона борется за Скотта, наконец-то давая зрителю понять, почему эта парочка действительно подходит друг другу.
В период засилья кинофраншиз и мультивселенных возвращение сказочного Торонто смотрится как одна из самых удачных перезагрузок. Заслуга создателей в том, что они не стали реанимировать старые образы, а взглянули на них с высоты прожитых лет и изменившегося мира. ОʼМэлли писал историю Скотта, передавая эмоции и опыт своих ровесников. Теперь, когда автору уже за 40, он не стремится бежать за приключениями, а учит наслаждаться тихими моментами. Проблемы прошлого его уже не пугают, разве что требуют решения посредством коммуникации. А будущее больше не полно безумных чувств и огромных стремлений, оно кажется сложнейшим пространством без какой-либо определённости. В этом мире нет «долго и счастливо», но есть желание работать изо всех сил, чтобы его приблизить.