Рецензия на Shadow Tactics: Blades of the Shogun
Игра уносит нас в смутную эпоху Эдо, когда феодальная раздробленность Японии подходила к концу. В 1615 году сегун наконец-то одолел последнее сопротивление, но горячие головы (которые удержались на плечах) не успели остыть – загадочный и влиятельный дайме втайне готовится свергнуть новоявленного императора. А наш отряд – тоже втайне – попытается свернуть шею смутьяну.
В отличие от Commandos, где единственной сюжетообразующей силой была Вторая мировая война, в Shadow Tactics сочинили самостоятельную историю про предателей в ближнем кругу сегуна.
Ценности в ней, увы, немного: диалоги – просто развернутые брифинги, персонажи раскрываются минимально и вообще сводят общение к пустой болтовне и безобидным шуточкам.
Понятное дело, в любой игре приятно встретить неординарную фабулу и ее подачу, однако в Shadow Tactics: Blades of the Shogun сюжет исполняет единственную функцию, от которой ему не отвертеться: обосновывает ваши путешествия и задачи.
Куда важнее истории разнообразие и функционал персонажей. Типажи традиционны. Условный «силач» в Shadow Tactics – самурай Муген, способный уложить несколько противником одним махом. «Снайпер» – старик Такума с анахроничной винтовкой и ручным «тануки», эквивалентом пса Виски (Commandos 2: Men of Courage) и обезьянки Леоне (Desperados: Wanted Dead or Alive). Девушка Аико – вроде шпиона, только маскировку ей приходится тырить в строго определенных сюжетом местах. «Сапер» – малолетняя душегубка Юки, которая обращается по имени к своему убийственному капкану и к свистульке, что неизбежно привлекает внимание врагов. Наконец, самый ниндзевый ниндзя Хаято: он несколько выбивается из жанровых ролей, поскольку достаточно скрытен, умеет взлетать на крюке-кошке, кидаться сюрикэнами – ниндзя, короче.
В Shadow Tactics нет никакого инвентаря или хотя бы ячеек для предметов: каждый герой пользуется только своими навыками, некоторые из которые расходуют припасы (пули, например). Даже тела наши бойцы таскают по-разному: девушки их еле волочат, Хаято тащит на спине, как Джей Си Дентон, Муген берет тушу под мышку (и с легкостью уносит сразу две), а Такума вообще никого не носит – возраст и здоровье не позволяют.
Несмотря на ничтожно малую территорию для опытов, Shadow Tactics радует и разнообразием ландшафтов, и структурой уровней.
Присыпанный снегом город сменяется храмом высоко в горах, а тот – роскошной усадьбой среди тихих прудов. Для Commandos-подобных игр это железное правило: уровень обязан быть шикарно отрисован и грамотно построен. Это вам не место крушения в XCOM: Enemy Within, где вы в лучшем случае провозитесь полчаса. Карты в стелс-тактике не могут быть блеклыми складами с ящиками, иначе за полтора-два, а то и все три часа игрок свихнется. Или просто бросит прохождение.
Не зря я заговорил о многочасовом прохождении. Shadow Tactics несет в себе все то же свойство, присущее играм подобного склада. Горстка героев против десятков негодяев – тут и хрупкий баланс XCOM кажется гранитным монолитом! Балансовые «весы» здесь столь чувствительны, что даже бабочка опрокинет их и с грохотом укатит в подвал.
Если вкратце – бабочка укатила. Начнем с того, что общий конгломерат врагов, мешающих продвижению к цели, весьма раздробленный. Конусы их обзора не отличаются в зависимости от звания, и именно они создают, так сказать, «межатомные пространства». Есть группа из нескольких бедолаг, которая относительно независима от других, они – бедолаги – неплохо присматривают друг за другом, а между их «конусами» не проскочит и моль. Вся игра дробится таким образом на сотни микроиспытаний: одолев очередной «отряд», вы создаете безопасный сектор, о котором можно с чистой совестью забыть.
В чем же проблема? Нередко эти группы стоят настолько впритирку, что убийство одного врага будет замечено сразу тремя-четырьмя персонами, а в таких случаях они не парятся и сразу поднимают потеху со стрельбой по убегающим ниндзя.
Некоторые солдаты носят соломенные шляпы – эти ребята _никогда _не покидают свой пост, не сходят с маршрута патрулирования, и в сторону подозрительного свиста или манящей бутылки саке смотрят недолго.
А порой встречаются самураи – о-о-о, эти господа явились прямиком из Преисподней, чтобы напомнить всем нам о прелестях адской жизни!
Самурай не отвлекается, его не проведешь маскировкой Аико, а убить его можно только спустив на него Мугена, либо оглушив выстрелом Такумы, а затем воткнув нож в спину. Еще можно взрывом, но бомбы Такумы не бесконечны, да и карнавал после них начинается такой, что десять раз пожалеешь.
Уже таких сюрпризов хватило бы, чтобы исключить возможность беззаботного прохождения. Но Shadow Tactics идет дальше. Пять человек в отряде – это потолок. Как правило, в задании участвуют всего три, а то и два персонажа, что многократно сужает выбор тактики проникновения и убийства. В пределах одной локации вы устанете повторять одну и ту же комбинацию.
Здесь нельзя связать оглушенных врагов – спустя несколько секунд они вскочат и пойдут искать, кто это кулаком затылок им почесал. Нельзя поставить паузу и осмотреть диспозицию – понятно, что тактическая пауза – слишком жирно для такой игры, но обычной хватило бы за глаза. Вместо нее – режим синхронной атаки, когда вы задаете каждому герою по одному телодвижению, а потом жмете Enter и следите, как бравые япошки бьют и режут. Альтернатива очень ситуативная, и в большинстве случаев достаточно прямого руководства, но иногда – когда два «шляпника» стоят друг напротив друга – по-другому и не выкрутишься.
Инструментов для шумного решения вопроса почти нет, точнее они не подходят для складного решения. Когда поднимается тревога, вам не дадут шанса выйти сухим из воды. Отчасти это связано с эпохой: в семнадцатом веке не было еще ни мин, ни растяжек, ни автоматического оружия (да и огнестрельное было паршивее некуда).
Сложность устранения помехи, как правило, усугубляется множеством факторов, что значительно увеличивает время освоения. Так, в конце уровня в храме есть небольшой участок из трех каскадов с ручейком посередине. У плюща, который вместо лестницы, болтают двое солдат, не спуская друг с друга – и с плюща – глаз. За ручейком – самурай, обшаривающий почти весь средний уровень «каскада». К нему регулярно прибегает адъютант, обводя по дороге взглядом немалую территорию и фиксируя взгляд самурай время от времени на себе, из-за чего тот «простреливает» безопасные ранее точки. Один стражник стоит на мостике, разглядывая нижний уровень, на котором торчит еще один, смотрящий первому навстречу. Еще между всеми ними шатается патруль с очень короткой амплитудой. Среди солдат есть и «шляпы». В такой механизм просто залезать страшно, а вы говорите – убить кого-то!
Shadow Tactics пытается компенсировать избыточную сложность. Двое героев из пяти умеют спрыгивать на жертву с верхотуры, убивая одним ударом. То там, то сям расставлены активные точки, где позволено сымитировать несчастный случай. Например, кинуть камешек в быка, чтобы тот залягал неугодного насмерть. Игра записывает три последних быстрых сохранения на случай, если вы нажмете F5 в самый неудачный момент, а потом отсчитывает, сколько времени прошло с последнего из них – а то некоторые забывают.
В Shadow Tactics полным-полно таких удобных и давно напрашивавшихся деталей, общее свирепое содержание игры на их фоне удивляет.
Эмоционально Shadow Tactics тоже уступает столпам жанра. В Commandos благодаря окружению, историческому бэкграунду и музыке формировалось ощущение борьбы с почти неуязвимым врагом. Превозмогание военной машины, которая уже захватила всю Европу и угрожает остальному миру. В Shadow Tactics, при схожей полевой ситуации, вы всего лишь саботируете бунт против сегуна.
Несомненно, владыка Японии обеспокоен восстанием, да только сила на вашей стороне! Улетучивается некий ребяческий восторг – вероятно, им когда-то упивались революционеры под командованием покойного товарища Кастро. Такая полумистическая мысль, что вашими руками действует сама справедливость.
Но не здесь – солдат врага даже в предательстве трудно упрекнуть, настолько неустойчива была феодальная система Японии в 1615 году, когда диктатура клана Токугава едва установилась. Убитых было бы жаль, не будь у них такие противные голоса и не расстреливай они крестьян.
Shadow Tactics жутко не хочется ругать. Может быть, других таких игр не будет еще долгие годы. В конце концов, тактические промахи не мешают играть с удовольствием и тащиться от собственной крутизны, когда разбираешь на кусочки «бастион» из дюжины солдаты в одном переулке. Правда, играть лучше малыми порциями – от рейджквита до рейджквита. Всем и каждому такую игру, разумеется, не посоветуешь, но для горстки фанатов жанра – штука обязательная.