Рецензия на Prey: Mooncrash
Впрочем, как и все трансформации тифонов, эта меняет исключительно внешний вид. За обновленным фасадом все еще скрывается Prey (2017) — игра, в которой необходимо тщательно обыскивать каждый уголок захваченной пришельцами станции и следить за сюжетом, изобилующим разного рода поворотами. Загвоздка в этом всем ровно одна: неспешно исследовать базу, как в оригинальной игре, не получится — во всяком случае в первые несколько часов.
Mooncrash поначалу смотрится сильно оторванной от, собственно, Prey. Особенно в сюжетном плане. Что там произошло с «Талосом», что с Землей, почему по Луне разгуливают тифоны, а персонал базы в лучшем случае мертв — с ходу никто не объясняет. До ответов, как и раньше, предстоит натурально докапываться, читая записки, осматривая компьютеры и погружаясь в воспоминания пятерки героев.
Вообще персонажей в Mooncrash шестеро — пятеро шастают по Луне, а шестой, хакер корпорации «Касма» Питер, ими управляет с орбиты. Потому что 95% игры — лишь компьютерная симуляция произошедшего. Игра в игре, да.
Цель хакера — узнать, что произошло на лунной базе «Транстара» и что случилось с пятеркой выживших во время инцидента. Большую часть времени вам придется провести именно в симуляции, хотя и самому Питеру уделят немного внимания. Его цель вроде бы и простая, но она серьезно осложнена одной проблемкой — симуляция ему досталась «битая», поэтому ее регулярно «перетряхивает», из-за чего уровень сложности из раза в раз повышается. А если вы не успеете выполнить задачу за пять циклов, добро пожаловать в ребут. Прокачка персонажей, добытые рецепты и выполненные задания, к счастью, сохраняются, а вот все остальное придется доставать по новой.
Поначалу, конечно, таймер изрядно давит на нервы. С каждым уровнем данные портятся сильнее, враги становятся злее, а исследование базы «Пифей» превращается из неторопливой прогулки в симулятор выживания. Патронов мало, аптечек и того меньше. У персонажа разбита голова, сломана нога, ожоги третьей степени, и впереди ждет группа тифонов и ехидно над вами посмеивается. В такой ситуации вариантов немного — или попытаться прорваться, невзирая на численное и качественное превосходство врагов, или же пойти и тихо умереть где-нибудь.
Причем второй вариант вполне себе рабочий. Если у вас не останется доступных персонажей, симуляция принудительно перезагрузится (можно перезагружать ее и вручную, но опять же — не сразу), и вы начнете приключение с чистого листа. И поверьте, произойдет это не один раз.
«Пифей» состоит из четырех крупных блоков, которые практически не меняются от забега к забегу. Обновляются лишь типы встречаемых дверей, доступность некоторых проходов, а также состояние самих локаций. Чем больше задач «Касмы» вы выполните, тем сложнее вам станет играть. В какой-то части базы может не оказаться кислорода, другая будет обесточена, а курсирующий между ними монорельс откажется работать, потому что кто-то вытащил блоки управления. А достать новые не так уж и просто — предметы тоже каждый раз лежат в разных местах. Даже карточки доступа «переезжают» с тела на тело, усложняя пятерке выживших задачу.
Еще одна проблема — героев, увы, нельзя назвать универсальными. Там, где Морган Ю справлялся со всем самостоятельно, выжившие с «Пифея» оказываются зажаты в тисках своих классов. Один лихо управляется с псионикой, но пасует перед всем остальным. Другая чинит двери и ставит турели, но не более. Поэтому для того, чтобы исследовать базу как следует, придется разблокировать всех героев.
Поиск персонажей — задача довольно простая, потому как там практически нет никаких мудреных заданий, в отличие от разблокировки персональных квестов самих героев. Чтобы получить такое задание нужно не просто хорошо ориентироваться в коридорах базы, но и «вводить» персонажей в симуляцию в определенном порядке, чтобы открывать различные пути к эвакуации. Кому-то достаточно просто сесть в посадочную капсулу и улететь. А кому-то надо воспользоваться помощью двух других героев, чтобы слинять через энергетический портал в лаборатории.
Здесь Mooncrash и показывает свое истинное лицо. При должном подходе вам не придется ничего гриндить — играйте как играли в оригинальную Prey. Если вы достаточно внимательные и любопытные, то довольно быстро обойдете всю базу и запомните ее ключевые места. Остальное же, в общем-то, дело техники.
Взять инженера, пробежаться по локациям, починить все недоступные двери, закинуть еды и воды в ускоритель частиц — умчаться на шаттле. Взять хакера, взломать что где нужно и улететь в спасательной капсуле. Дальше будет уже проще — большая часть естественных препятствий будет устранена, и вы останетесь один на один с тифонами.
Луна в исполнении Arkane получилась действительно суровой хозяйкой. Новых противников немного, но они старательно портят вам нервы. Входы в комплекс перекрыты антитифоновыми полями — и если переборщили с нейромодами, идите ищите электрические гранаты, чтобы эти поля отключать. Постоянно усложняющаяся симуляция тоже процесс прохождения не упрощает.
Разнообразия ради авторы добавили в дополнение градацию качества оружия, как в Diablo, а также различные дополнительные эффекты для стволов. И чем дальше вы продвинулись по сюжету, тем чаще вам будет попадаться хорошая экипировка. Причем не только в виде уже существующих вещей, но и в виде рецептов — при желании вы сможете одеться во все «желтое» сразу после старта очередной симуляции. Хотя, нет, не сможете — ресурсов-то никто вам просто так не даст.
Как я уже упоминал выше, появились в дополнении и различные эффекты статуса, эквивалентные тем или иным ранениям. Сломали ногу — не сможете нормально бегать. Получили рваную рану — будете истекать кровью каждый раз, как прыгаете или бежите. Стукнулись головой о запущенный кем-то кирпич — поздоровайтесь с сотрясением и уменьшенным количеством пси-энергии. На бумаге-то оно может звучит и не так плохо, но на деле все эти ранения доставляют весьма серьезные проблемы. Особенно на высоких уровнях порчи данных.
К слову, в оригинальной Prey теперь тоже можно переломать себе весь организм — скажите спасибо режиму выживания, по правилам которого и работает Mooncrash. Впрочем, если в основной игре неохота притворяться мазохистом, то можно включить режим «истории», позволяющий забить на тифонов в принципе и просто в свое удовольствие гулять по станции, отмахиваясь от врагов как от комаров. В дополнении же такой фокус не прокатит — сложность тут не меняется.
Хотя упростить себе прогулку по Луне все-таки получится. Таймер можно победить с помощью особых предметов, которые «отбрасывают» прогресс шкалы порчи данных, а недостаток ресурсов удастся компенсировать возможностью передавать вещи между героями.
Благодаря этим возможностям вы довольно быстро превратитесь из жертвы в охотника, и вся сложность испарится. В этом-то, пожалуй, одна из самых серьезных бед дополнения — вся эта «рогаликовость» очень быстро скатывается в обычный геймплей Prey. Да, сама по себе идея с меняющимися из раза в раз локациями вышла хорошей, однако до конца ее все-таки не дожали. В итоге у создателей получился DLC, подгоняющий игроков в первой половине игры и не знающий, как бы бросить вызов во второй. В общем, почти как оригинал.
Однако в целом Prey: Mooncrash получилась довольно неплохой. Да, проблемы с балансом, ужасное количество бэктрекинга и гринда — это все здесь есть, но это было и в самой Prey, просто в меньших масштабах. Зато авторы раскрыли нам еще один кусочек пазла с историей своего мира и попытались добавить в игру нечто новое, смешав жанры. Получилось, конечно, не так круто, как могло бы быть, но и отторжения итоговый результат совсем не вызывает.