Рецензия на Pathfinder: Kingmaker
Обновляемая рецензия. Что это значит?
Успеть с подробной рецензией к моменту падения эмбарго или ко дню релиза становится все сложнее. По очень разным причинам: порой игра получается настолько большой, что пройти ее за два-три дня попросту невозможно, иногда издатели не предоставляют профильным медиа ранние копии игр. В итоге страдают читатели — они не получает своевременные обзоры или же читает некачественные, в спешке написанные статьи. Чтобы компенсировать время на отработку релизов, «Канобу» вводит формат «обновляемая рецензия».
Мы поэтапно рассказываем об игре, постепенно дополняя обзор новыми блоками текста. Количество проведенного за игрой времени указывается отдельно. После полного прохождения мы выносим вердикт и ставим оценку, которая появится в материале после финального этапа рецензирования. Редакционная политика «Канобу» предполагает оперативное и максимально полное освещение поп-культурной повестки. Так, благодаря «обновляемым рецензиям» наши читатели смогут получить реальную информационную картину.
Что стоит почитать перед рецензией
35 часов: баланс (и его отсутствие) в первых главах, сражения и рождение баронства
Как я писал в своих первых впечатлениях, Kingmaker действительно не прощает ошибок. Да, если поставить сложность «режим истории», то можно творить какой угодно беспредел и убивать врагов закликиванием. А вот стоит выбрать что-то посложнее, то враги резко становятся злыми — они включают мозги, отращивают мускулы и учатся уклоняться от атак. Поэтому даже мелкий волк, не представляющий опасности на легкой сложности, в одиночку может сожрать всю группу. А вот союзники-лучники, напротив, на высоких уровнях как будто проходят обучение у специалистов из XCOM и начинают мазать даже в гору с двух шагов.
Правда, авторы при выборе сложности почти обо всем этом честно предупреждают. И это нормально: если ты не знаешь местной ролевой системы, то лучше и впрямь не лезть на рожон. И нет, пройденные на максимальной сложности Pillars of Eternity 2 и Tyranny в качестве рекомендации не сгодятся. Kingmaker их обе в плане сложности превосходит.
Если же выбрать сложность, основываясь на своих знаниях местной боевки и ролевой системы, то внезапно окажется, что все не так уж и страшно.
Да, злых врагов хватает, причем даже среди простых кобольдов, но чего-то непроходимого я пока не встретил. Хотя должен признать, что порой в первой главе все-таки случаются бои, из-за которых бесишься. Но таких очень мало.
Кроме того, в Kingmaker следует грамотно подходить к подбору членов группы. Пошли на троллей? Обязательно берите с собой алхимика с кислотными бомбами. Рассчитываете поохотиться на блуждающие огоньки? Без заклинаний (или хотя бы свитков) рассеивания невидимости даже не суйтесь. Сражаетесь против нежити? Что ж, пригодится «светлый» жрец, способный в АоЕ разносить мертвяков. Еще предстоит подумать о том, кто будет за танка или мастера по замкам, да и персонаж, способный проходить проверки на броски кубиков, тоже не помешает.
Не учтете всего этого — будете тратить огромное количество золота на свитки воскрешения и зелья излечения. А денег, кстати, на всех уровнях сложности постоянно не хватает. И это несмотря на то, что у главного героя вроде как и королевство свое есть (ну ладно, пока что только баронство), торговые отношения для продажи лута со всеми нужными NPC у него налажены.
Тем не менее золото улетает моментально — на те же зелья и свитки, особенно крутую экипировку, на развитие королевства опять же. Будьте к этому готовы.
За то время, что я провел в игре, выяснилось еще вот что: виспы (те самые огоньки) — самые раздражающие противники. Серьезно, ничего хуже я не встречал. Ни огромное взбесившееся ожившее дерево, ни толпа людей-ящеров во главе со своим королем, ни ватаги троллей не бесят так сильно. С виспами все куда сложнее: надо сделать так, чтобы они не уходили в невидимость, расставить своих героев подальше друг от друга, чтобы их не сожгло парой молний, смириться с тем, что большая часть атак по огонькам пройдет мимо. Короче, это ад, а заклинания — ваше спасение в нем.
Хотя, понятно, в сражениях важно не только умение пользоваться заклинания, но правильно анализировать все параметры и характеристики. Причем не столько своих героев, сколько врагов. Размеры существа, его характеристики, мировоззрение, класс, навыки — короче, все, в том числе и не самое неочевидное для тех, кто большим фанатом настольных ролевых игр никогда не был.
Иногда доходит до абсурда: чтобы победить каких-нибудь особо злых противников, по которым не проходят атаки, можно увеличить их в размерах. Бить они станут больнее, но и штрафы к защите получат, а это уже хорошо для вас. Работает такой ход, правда, не со всеми — тут, как и во всем остальном, масса нюансов.
Зато всегда и во всем работает система мировоззрений. От ваших решений зависит отношение людей к вам, отношение сопартийцев, варианты ответов в диалогах, даже некоторые здания в городах зависят от вашего мировоззрения! Более того, тут действительно можно (и нужно) отыгрывать так, как вы хотите. Захотели паладина без страха и упрека, который всем помогает? Без проблем. Играете прагматиком и скрягой? Не вопрос. Даже злодеям раздолье — каждого второго квестодателя можно послать подальше, а остальных вообще зарубить или отправить в тюрьму.
Только учтите, что у ваших решений есть последствия. Жители королевства будут не в восторге от короля-маньяка. Советники-злодеи будут презрительно кривить физиономии, если вы будете пытаться решить все бескровно и спокойно. Безотказными паладинами станут помыкать — сбегай туда, принеси то и еще дорогу нам построй за свой счет.
Вообще, дел хватит в любом случае — вне зависимости от того, какого персонажа вы решите отыгрывать. Потому что главный герой — правитель, и баронство требует того, чтобы ему уделяли внимание. Тут и нашествие троллей, и загадочные проклятия, и безутешные матери с пропавшими детьми — всем нужно уделить время. Да и развитие самого баронства отнимает много сил. Здания строятся медленно, проекты вообще могут занимать по два-три месяца, советники поначалу постоянно приносят вести о неудачах при попытках что-то решить — короче, масса веселья.
Я сейчас разрываюсь между управлением баронством и приключениями. Выполнил задание — и бегом в столицу, разбираться с делами. Советники что-то сделали? Срочно бросаю все и несусь домой — проверять и раздавать новые указания.
Понимаю, что это понравится не всем, но в Pathfinder: Kingmaker есть возможность включить автоматическое развитие своей страны. Выключить, правда, потом эту функцию уже не получится, поэтому десять раз прежде подумайте.
Kingmaker — на самом деле РОЛЕВАЯ игра, в которой ваше поведение влияет на все подряд. Здесь довольно сложная система развития персонажа, которая способна породить как ужасающий гибрид Терминатора и Рэмбо в фэнтези-сеттинге, так и нечто хилое, что можно сдуть чихом. А еще тут колоритные персонажи в попутчиках, у каждого из них на все ваши действия заготовлено по комментарию, а на каждое решение — своя линия поведения.
А вот про сюжет ничего не расскажу. И не потому, что спойлеры — нет, я просто забил на него и бегаю по окрестностям столицы, разбираясь с побочными квестами. Но думаю, вскоре придется и за основной сюжет взяться.
55 часов: развитие королевства, сопартийцы и немного сюжета
На въезде в мое баронство, кажется, нужно поставить табличку — «Осторожно, проклято!». Серьезно, везде одни проклятия. То мать своего на своего ребенка случайно нашлет порчу, то сам наткнешься на древнее зло, то еще на что-нибудь темное и безумное. К тому же еще и подданные вдруг стали вилами махать, хотя до тех пор сидели тихо.
Да, подданные действительно могут выступить против барона. У меня это случилось по сюжету, но если управлять своей землей спустя рукава, то есть риск получить примерно то же самое просто так. По крайней мере, ворчать народ точно начнет — и это проблема, потому как вернуть его доверие сложно. Люди в баронстве весьма мнительные и чуть что разъезжаются кто куда или начинают вступать во всякие сомнительные культы. С таким поведением надо бороться, иначе рискуете проснуться на пепелище.
Развивается государство довольно медленно, но ничего сложного в этом нет — не подумайте. Захватил три региона и устроил там по деревушке — можешь улучшить столицу. Если шесть регионов — улучшай одну из деревень в других территориях. К тому же к основным правящим должностям со временем добавятся новые — вроде министра по делам культуры или шпиона. То есть людей для решения проблем становится больше. И чем активнее растет королевство, тем — внезапно — проще им управлять — назначать советников на разные дела можно с любого вашего региона, а во дворец мотаться просят не так уж часто.
Зато сразу придется решить что-то с деньгами, которых, как я писал прежде, сильно не хватает. На развитие королевства золота нужно еще больше, чем обычно — или процесс затормозится. Очки строительства можно заполучить через заключение торговых договоров или возведение конкретных построек, но это все медленно. Иногда все-таки лучше просто вложить деньги — выйдет быстрее.
Впрочем, управление баронством — не единственное, чем можно заниматься в Pathfinder. Приключения с компаньонами — еще один важный момент. Соратников я, кстати, собрал всех, все они — и впрямь колоритные личности. Одна проблема — их истории неспешно раскачиваются, и (пока!) обрываются на самом интересном месте.
Причем истории у компаньонов — как и их просьбы — весьма необычные. Один попросит помочь с постройкой типографии. Другой — расследовать собственное убийство. Угрюмого лучника-охотника товарищи просят вытащить на природу и хорошенько «проветрить». В общем, реально изобретательные задания. Все, правда, упирается в скорость развития персонажей — квесты спутников выдаются неохотно, и на их характеры влияют не всегда.
Тем не менее побочных заданий в целом все еще ОЧЕНЬ много — настолько много, что я чуть было не пропустил, как основной сюжет сдвинулся с мертвой точки. Там, увы, пока ничего особенно интересного: сперва королевству угрожала одна беда, потом другая — и что будет дальше, пока загадка. Хорошо, что объяснение всех этих бед есть — и благодаря ему центральным сюжетом можно серьезно увлечься.
Пока история держится строго в рамках Украденных земель и моего баронства. Взаимодействие с другими странами и с соседними баронствами вынесено за скобки — я этим занимаюсь или в побочных квестах, или вообще на экране королевства. Хотя игра уже несколько раз намекнула, что в будущем дипломатии и политики будет больше. Главное, чтобы авторы не затягивали. Я без проблем просижу в этой игре еще сотню часов, но за других не уверен.
140 часов: финиш
Это было ДОЛГОЕ приключение. И сложное. Но, черт возьми, оно того стоило.
Почти два месяца разработчики исправляли баги. До какой-то поры везло: хотфиксы опережали меня на шаг, а то и два, и я играл без проблем. Впрочем, ближе к финалу все-таки встрял из-за невозможности собрать пару артефактов Сказителя. А еще из-за безумной сложности финальной локации и нескольких серьезных багов, которые к тому времени не успели пофиксить. В чем там именно дело, сказать не могу — это жесткие спойлеры. Просто намекну, что во всем виноваты квесты напарников — я их выполнил, а вот игра почему-то решила, что нет.
Тем не менее за 85 часов (!), прошедших с прошлого обновления этой рецензии, я окончательно убедился в том, что Kingmaker — поистине крутая RPG. Именно RPG в изначальном смысле — игра не про цифры и броски кубика (в этом, кстати, есть свои моменты), а про ролевой отыгрыш. В ней можно быть кем угодно: добряком, время от времени проявляющим наклонности маньяка, или занудным «офисным» злодеем, которому обязательно нужно, чтобы все соответствовало букве закона, иначе он всех своих подчиненных обречет на вековое сидение за бумажками. Да кем угодно — реально!
Беда только в том, что все все это уложено в одну основную сюжетную линию. Ваши действия влияют на концовку и, чтобы получить истинный финал, предстоит изрядно постараться, но это все еще довольно скудный выбор итоговых вариантов. Я мечтаю сыграть в RPG, где злодей и впрямь имеет по-настоящему ТЕМНУЮ ветку сценария, а не полумеру. Отдельную, не посвященную спасению принцесс и убийству троллей. Может и такое сработать — но только если за принцессу позволят запросить выкуп, а троллей — пустить на суп. Мечтам моим в ближайшее время вряд ли суждено сбыться, но Pathfinder очень близко подбирается к их реализации. Неплохой глоток настоящей ролевой свободы, хоть и в строгих рамках центрального сюжета.
И не забывайте про размах — в Kingmaker же еще и собственным королевством управлять можно! И делать это безумно интересно, особенно когда до конца разбираешься в механиках. Я, к примеру, долго игнорировал дела короны, а потом сел и половину игрового года занимался только государством. В итоге оно разрослось и окрепло, настроение жителей с отметки «-2» скакнуло к «+1», а я понял, что зря почти всегда в Civilization играю через культуру или науку: схема эта действенная, но после Kingmaker, где в результате закулисных интриг у вас могут отобрать трон (причем в буквальном смысле, его сопрут у вас из-под носа), стало понятно, что иногда лучше и кулаками помахать.
Иными словами, Pathfinder — еще и отличный симулятор фэнтезийного политика. Причем RPG-элементы работают и в нем — благодаря этому можно, например, отыгрывать тирана, вешать на деревьях оппозицию и грабить соседские корованы. Замечательно же!
Я, скорее всего, возьмусь за Pathfinder вновь — не сейчас, но с выходом одного из запланированных дополнений. Чтобы собрать незасчитавшиеся достижения (а их много — от подарков королевских ремесленников до событий последних двух глав) и испытать новый билд и мировоззрение персонажа. Хотя, конечно, меня несколько пугает мысль о том, что предстоит отдать этой игре еще месяц жизни.
И еще момент — небольшое пояснение по поводу оценки. Я ставлю Pathfinder именно «восьмерку», так как игра подарила мне как массу положительных, но и отрицательные тоже были. Баги и дисбаланс вообще ничто не красят, а уж RPG на сто (и больше) часов геймплея точно. Хотя всерьез ругать Pathfinder и сильно занижать из-за них оценку я попросту не могу. Эта игра напомнила мне, что такое реальный отыгрыш роли, и показала что будет, если правитель государства долгое время будет овощем сидеть на троне, пытаясь свалить все дела на других. В общем, да — если бы не баги и не финальная глава, оценка была бы на балл выше.
так всё-таки больше baldur's gate, чем icewind dale?