09 февраля 2017Игры
Обновлено 20.03.2019

Рецензия на Nioh

Team Ninja и Koei Tecmo все сделали правильно. Разработка Nioh началась аж в 2004 году, но игра довольно быстро попала в тот самый «производственный ад». Тем не менее сегодня, 13 лет спустя, она вышла. Nioh выглядит свежо и актуально, в ней абсолютно не читаются все эти годы сложной разработки. А все потому, что в определенный момент ее просто переделали с нуля, оставив от первоначальной задумки лишь базовую концепцию. Вот так и нужно поступать с долгостроями. Но на что же в итоге похожа игра?
Team Ninja и Koei Tecmo все сделали правильно. Разработка Nioh началась аж в 2004 году, но игра довольно быстро попала в тот самый «производственный ад». Тем не менее сегодня, 13 лет спустя, она вышла. Nioh выглядит свежо и актуально, в ней абсолютно не читаются все эти годы сложной разработки. А все потому, что в определенный момент ее просто переделали с нуля, оставив от первоначальной задумки лишь базовую концепцию. Вот так и нужно поступать с долгостроями. Но на что же в итоге похожа игра?
Рецензия на Nioh - фото 1

Видеоигры давно выросли. Сегодня это комплексное искусство, результат совместной работы музыкантов, писателей, художников и программистов. Игры поднимают важные вопросы, говорят на социально значимые темы и порой отбрасывают саму свою основу — геймплей.

Все это прекрасно, но тем ценнее становятся проекты, не забывающие о своих корнях, ставящие в центре именно игровой процесс, используя все прочие элементы для того, чтобы его усилить.

Именно так работает Nioh. Это в первую очередь игра, она вызывает довольно приземленные ощущения — здесь интересно размахивать катаной и разрубать пополам демонов. Это было бы интересно и вне всякого контекста, но как быстро такое развлечение надоело бы? Мы будем много говорить о механике, разбирать, как игра работает и ощущается. Но при этом не стоит забывать, что во многом именно благодарю сюжету, бережно воспроизведенной японской мифологии, музыке и прекрасной работе художников и дизайнеров размахивать катаной не надоедает на протяжении 70-и часов, которые требуются на полное прохождение игры.

Рецензия на Nioh - фото 2

Nioh часто называют клоном Dark Souls, но это слишком смелое заявление. Игры могут казаться похожими первые несколько часов — пока вы не разучите самурайские техники и не начнете активно пользоваться стойками. В стойках вообще душа боевой системы Nioh: высокая для медленных, но мощных ударов, нижняя для молниеносных, но слабых выпадов, средняя, разумеется, сбалансированный вариант. Меняются не только удары персонажа, но и то, как он уходит от вражеских выпадов — от тяжелых перекатов, как в Dark Souls, до стремительных рывков, как в Bloodborne.

Игра не заставляет сходу разбираться в этих тонкостях, первые уровни легrо пробежать, не выходя из универсальной средней стойки. Но дальше придется учиться.

Некоторые противники настолько быстро чередуют атаки, что ответить на них можно только из низкой стойки. Другие получают ощутимый урон только от самых мощных ударов. Это только самые простые примеры. Иногда дело и вовсе в самой анимации удара. Той же катаной в высокой стойке герой рубит сверху вниз — когда вляпаетесь в пауков и ползающих по земле «зомби», эта атака вам очень пригодится. Но выбрать стойку под конкретного противника — это только база, все чаще вы будете встречать врагов с таким богатым сетом атак, что стойки придется менять прямо во время боя. Особенно это касается боссов.

Другой столп боевой системы Nioh, отличающий ее от Dark Souls — энергия «ки», заменяющая тут выносливость. Всего один нюанс меняет динамику сражений — если персонаж истратил всю энергию и пропустил удар, на пару секунд он будет оглушен и доступен для добивающего удара. Критический урон, само собой, обеспечен — вы же здесь за сложностью, правда?

Из-за этой особенности дуэли частенько превращаются в охоту не за здоровьем, а именно за выносливостью: стараешься выбить врага из равновесия, чтобы нанести ему максимальный урон одним ударом. Получается напряженно и увлекательно, особенно в схватках с беспокойными духами, которых можно призвать на местах гибели других игроков — уж они-то задают жару.

Рецензия на Nioh - фото 3

Есть еще один нюанс: нажав специальную кнопку после серии атак, можно восстановить значительную часть ки — вот этой техникой стоит научиться пользоваться как можно раньше. На первых уровнях она кажется бестолковой, но ближе к середине игры, поверьте, вам без нее будет очень «некомфортно». К тому же, таким образом герой развеивает замедляющую ауру, которую периодически создают демоны. Многие боссы, да и рядовые враги, находясь в этой ауре, моментально восстанавливают выносливость — имейте в виду. Вовремя разбираться с мерзкой аурой часто важнее, чем выбивать из врагов дух. За эту механику игру часто критикуют, но на мой вкус она еще больше углубляет схватки, хотя и может заставить путаться в кнопках.

В механике Nioh чувствуется наследие Ninja Gaiden — игру вполне законно называть ролевым слэшером. В Dark Souls боевая система раскладывалась на комбинацию легких ударов, которые герой мог наносить друг за другом бесконечно, пока выносливость не кончится, тяжелых и уникальных для определенного вида оружия «заряженных» атак.

Nioh устроена сложнее — здесь все завязано на комбо.

Схватив катану и начав молотить по кнопке легкой атаки, вы быстро обнаружите, что герой не просто ей размахивает, а совершает комбинацию, в конце которой случается крохотная пауза, открывающая его для вражеской атаки — это нужно учитывать. Классическая схема «череда легких ударов и тяжелый в конце» тоже работает, но сначала нужно выучить парочку навыков самурая и открыть несколько новых комбинаций. Для этого нужно просто эффективно пользоваться выбранным оружием, проходить обучение в додзё и находить на уровнях специальные предметы.

Так в механику добавится тонна новых возможностей: подлые пинки в конце комбо, резкие оглушающие выпады прямо из защитной стойки, парирования, контратаки, уходы из-под удара за спину врагу — Nioh превращается в сложный и очень «тактический» слешер. Она требует колоссального внимания и сосредоточения, любая ошибка может стоить герою жизни — убивают тут обычно с двух-трех ударов, даже если герой закован в тяжелую броню.

Рецензия на Nioh - фото 4

Ко всей этой системе добавьте еще ниндзюцу и магию оммёдо. Эти техники позволяют изготавливать и применять в бою сюрикэны, кунай, замедляющие врагов шипы и отравляющие бомбы, талисманы, наделяющие оружие стихийными силами — даже огненными и электрическими шарами Уильям, при желании, может во врагов стрелять. Все это добро будет восстанавливаться у алтарей (местный аналог костров из Dark Souls).

Пути мага и ниндзя и лишь дополняют основную механику, но делают это настолько значимо, что в додзё у них собственное обучение и испытания. Да и прокачиваются они в отдельных древах навыков. Применений техникам море. Те же сюрикэны наносят мало урона, но отлично поттачивают вражескую выносливость, а огненные шары могут поджечь противника и надолго повесить на него эффект горения. Пройти игру, не используя дзюцу, конечно, можно, но когда в игре появится полноценное PvP (сейчас есть только странно работающий кооп) — царствовать в нем будут ниндзя и маги, вот увидите.

Рецензия на Nioh - фото 5

Последний слой сложной боевой механики игры — оружие. Оно здесь бывает восьми типов: катаны, кусаригамы (коса и грузик, соединенные цепью), копья, топоры (к ним же относятся и молоты), парные катаны, луки, ружья и аркебузы. Дальнобойное оружие в игре не используется как основное — слишком мало можно носить с собой патронов. А вот касательно орудий ближнего боя — каждое нужно изучать отдельно, в совершенстве овладеть всеми типами за одно прохождение просто невозможно. Игра в самом начале намекает, что лучше выбрать пару классов оружия и осваивать только их — так оно и есть.

Ощущения от прохождения игры с катаной и с топором радикально отличаются. Дело тут не только в уникальных сетах атак, но и в том, что в разных ситуациях хорошо работает разное оружие. Громадных врагов проще ломать молотами и топорами, а от толпы мелочи удобно отмахиваться кусаригамой или копьем. Будьте готовы периодически оказываться в ситуации, когда ваш противник «заточен» вовсе не под те виды оружия которыми вы пользуетесь — придется превозмогать.

Прелесть же игры в том, что она не заставляет сразу разбираться во всех нюансах механики, штудировать гайды и подсказки вовсе не нужно. Это сложно описать, но ты просто играешь в Nioh, проходишь уровень за уровнем и постепенно сам втягиваешься во все тонкости. Начинаешь тасовать стойки, разучиваешь умения-дзюцу, подходящие под твой стиль игры, вырабатываешь собственную тактику против боссов и противников.

Ближе к концу игры вдруг понимаешь, что стал в игре настоящим самураем — свой стиль ведения боя на ранних этапах вспоминаешь уже со смехом. И это потрясающее чувство.

Рецензия на Nioh - фото 6

Но чтобы до него добраться сначала придется пострадать. А вы как думали? Nioh — гораздо сложнее любой из частей серии Souls, даже Bloodborne давалась мне легче. Тут и рядовые противники частенько сопоставимы по сложности с боссами из других слэшеров. А уж сами боссы так вообще — испытание для самых терпеливых. С первого раза практически никого из них убить невозможно. Нужно умирать, запоминать атаки и фазы, проверять уязвимости и продумывать тактику. В общем: сложно, больно, но честно — за всю игру было не больше двух случаев, когда я погиб не по своей вине.

В этом плане игра немного выдыхается только на последних уровнях, все чаще подсовывая под видом боссов не японских монстров-ёкай, а других самураев, но с набором читерских неблокируемых атак. Ну и необходимость по очереди убивать семерых боссов на последнем уровне — пожалуй, перебор.

А еще от ближайшего к боссу алтаря до самого босса все время приходится бежать через толпу врагов — вот это Nioh действительно позаимствовала у Dark Souls. Как, собственно, и вообще дизайн локаций. Открытого мира в игре нет, Уильям в своих путешествиях вообще пройдется по шести регионам Японии и даже в Англию мельком заглянет — этим разработчики и оправдываются.

Но если карты из игр From отделить друг от друга и нарезать на отдельные уровни — получится как раз Nioh. Локации здесь тоже огромные, многоуровневые и запутанные. Но, исследуя их, постоянно открываешь все новые срезы, так что ближе к финалу уровня можно пробежать из самого его конца до первого алтаря за пару минут.

Рецензия на Nioh - фото 7

Куда важнее, что все эти лабиринты приятно (насколько это слово вообще применимо к такому генератору страданий) исследовать. Но мотивации к этому тут все же меньше, чем в Souls-играх. Там желание облазить каждый закоулок карты основывалось на трех моментах: разглядывание красот (часто — специфических), поиск уникального лута, и как раз открытие шорткатов — бегать по одним и тем же картам приходилось часто, без срезок было не обойтись.

В Nioh из этого списка остается только любование. Очень часто приходится путешествовать по реальным историческим местам и разглядывать их действительно занятно: традиционные японская архитектура, бамбуковые рощи — восточный колорит смотрится очень здорово. Иногда, конечно, приходится носиться и по «дарксоулсным» пещерам и подвалам замков, но это происходит не так уж часто. В остальном же: все открытые двери-шорткарты после перезапуска уровня вновь закрываются, а уникального лута в игре почти нет — игра генерирует предметы, как Diablo, а валятся они буквально из каждого врага.

Менеджмент барахла вообще довольно сомнительное развлечение в Nioh — его слишком много. Я большую часть не глядя продавал кузнецу или подносил в святилищах в обмен на амриту, местный аналог душ.

Но кому-то это может и понравиться, для таких людей в игре есть возможность еще и собственное снаряжение у кузнеца крафтить за ресурсы. Там же можно улучшать имеющиеся вещи, менять их внешний вид, «переделывать» их полезные эффекты — есть где позалипать.

Рецензия на Nioh - фото 8

Цель же на уровнях всегда одна — добраться до босса и убить его. В сайд-квестах происходит примерно то же самое: нужно либо перепроходить сюжетные локации с новыми задачами (читай, боссами или врагами для убийства), либо бегать по специальным картам, которые появляются только в побочках. Делать это стоит — в противном случае ближе к финалу вы и на два шага от алтаря отойти не сможете. Так что, пожалуй, стоит отметить — если базовая механика вас не зацепит, от игры вы будет разве что изнывать.

А еще среди второстепенных заданий можно отыскать самые бесстыжие вызовы в духе «убей одновременно двух боссов». Хардкорщики оценят.

Впрочем, важно не только как рубить, но и кого. Nioh целиком основана на японской мифологии и резать на части вам предстоит вредных существ из традиционных верований страны восходящего солнца. Разработчики подошли к вопросу ответственно и многих мифических тварей перенесли в игру очень подробно — соответствует и «характер», и внешность. Но и там, где Team Ninja дали себе волю, получилось вполне себе аутентично. Nioh делает важную вещь — пробуждает интерес к плохо знакомой чужой культуре. Да и выглядит местный бестиарий круто — художники и дизайнеры выложились отлично. Подробно о Японской миологии и ее отражении в Nioh я уже рассказывал в отдельном материале.

Рецензия на Nioh - фото 9

Но главное, пожалуй, расхождение Nioh с серией от From — в подаче сюжета и его тоне. Здесь историю постигаешь напрямую: через ролики (так себе срежиссированные, честно говоря), через диалоги с персонажами и через брифинги перед миссиями.

Вот только разобраться в происходящем, не зная ничего про период Сэнгоку, практически невозможно.

Почти всю игру Уильям разыскивает злодея по имени Келли, который украл у него духа-хранителя Сиршу. Но вот эта «личная» часть истории всплывает раз в десяток часов, основное же действие разворачивается вокруг войны Иэясу Токугава и Исиды Мицунари за контроль над Японией. Уильям с легкой руки ниндзя Хандзо Хаттори (сына знаменитого и вполне реального «Демона Хандзо») уже в самом начале встает под знамена Токугавы и большую часть игры помогает его воинам в борьбе за власть.

Рецензия на Nioh - фото 10

Проблема истории даже не в ее «политизированности», а в том, что подается она слабо связанными кусками, нить повествования теряется моментально, мелькающие друг за другом японские имена — по меркам нашего языка трудночитаемые — запомнить долго не получается. Разобраться, что да как, не заглядывая в учебник истории и в описания персонажей в игре, практически невозможно. К тому же все происходящее в сюжете идет вразрез с механикой Nioh: история у нас про масштабную войну, а геймплей про одинокого воина, убивающего сравнительно небольшие группы людей и демонов. Вот и приходится разработчикам лепить нелепые отмазы, почему Уильям не в войне участвует, а в одиночку по подземельям старых замков околачивается.

Действующими лицами проникнуться тоже сложно — появляются они редко, а истории свои хоть как-то раскрывают по большей части только при прохождении сайд-квестов.

Но не поймите неправильно, рыться в сюжете Nioh, закапываться в горы текста про персонажей, исторические места и события — вполне себе увлекательно, но для этого нужно запастись несколькими свободными часами и хотя бы немного интересоваться Японией. Тут есть и волнующие повороты и даже более-менее запоминающиеся необычные герои (хоть их роль и не велика) — но что бы их отыскать, нужно правда этого хотеть. Очень многих сюжет просто не зацепит. И не стоит забывать, что это все-таки не историческая хроника, а скорее японская Assassinʼs Creed — знатокам советую готовиться к вольностям заранее.

Рецензия на Nioh - фото 11

Nioh нельзя рекомендовать всем и каждому. Если японская культура вызывает у вас отторжение — игру лучше не трогать. Но не стоит забывать, что речь тут идет не об анимешных персонажах и мечах, размером с героя, а именно о культуре: традиционные костюмы, исторические личности, существа из японской мифологии — игра вполне может выполнять просветительскую функцию. А с геймплеем все было ясно с самого начала — это игра для фанатов Dark Souls и Ninja Gaiden. Бескомпромиссный ролевой слешер, который испытает и вашу сноровку, и нервы, но сделает это честно. Вещь для самых стойких, но для таких людей Nioh станет одной из самых любимых игр.

Рецензия на Nioh - фото 12
Комментарии 143
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
fFamous...
fFamous...