Рецензия на Nioh 2
Многие клеймят дилогию Nioh «темными душами в японском сеттинге» — но это не совсем так. Геймеры сравнивают Nioh с последними играми From Software из-за сложности, ведь если вас убивают с двух-трех ударов, то перед вами непременно Dark Souls. Однако хардкорные проекты существовали задолго до нее: вспомним хотя бы серию Ninja Gaiden от Team Ninja (авторов Nioh), где опасность поджидала на каждом шагу.
Nioh 2 — приквел, и если вы не знакомы с оригинальной игрой, можете смело покупать вторую часть.
Одно из главных отличий дилогии от Dark Souls — подача сюжета. Мы узнаем историю с помощью внутриигровых кат-сцен и диалогов, а не через описание предметов.
Действие Nioh 2 происходит в 1555 году, некогда мирные земли феодальной Японии заполонили опасные ёкай и духи, а главный герой игры — безмолвный отшельник и бродячий наемник, уничтожающий всех на своем пути. Все бы ничего, но он — оборотень и способен превращаться в демона. Во время битвы с одним из ёкай, герой теряет контроль над своей силой, и на помощь ему приходит Токитиро — странствующий торговец, продающий камни духа. Вместе они отправятся в долгое путешествие в поисках камней: их ждут преданные друзья, милые духи-хранители и, конечно же, опаснейшие демоны.
Существа дилогии основаны на японской мифологии, среди них встречаются как добрые духи, так и опаснейшие чудовища: ёки, мэдзуки, гаки, энки и так далее. Кроме них на локациях Nioh 2 прячутся милейшие шарообразные существа сунэкосури, напоминающие кошек. Они недолго сопровождают вас в путешествии и в опасных ситуациях могут сделать легенький кусь противнику. Не стоит ждать от них большой урон, но кто откажется от пухленького компаньона?
Игрок может с самого начала выбрать одного из трех духов-хранителей — спутника, с которым исследовать Японию куда проще. Среди них: быстрая птица Амэ-но-нитори (дикость), темный призрак Кагэвани (призрак) и яростный воин Маками (сила). Хранители делятся на три подвида, у каждого свои уникальные навыки. Опробуйте каждого и выберите понравившегося, но не бойтесь — в своем путешествии вы отыщите еще много уникальных духов.
Team Ninja получила сотни писем от фанатов с одной просьбой: добавить редактор персонажа. Разработчики их услышали, и хочется отдать им должное — редактор персонажа выполнен на высоте. Десятки причесок, возможность в деталях настроить лицо и… грудь, если захотите создать вайфу мечты.
Больше всего меня порадовала одна крошечная, но интересная деталь — возможность изменить радужную оболочку каждого глаза.
У меня получился вот такой симпатичный Алукард с моноклем и гетерохромными глазами. Еще можно настроить внешний вид демонического облика, правда у него меняются только рога да волосы. Кастомизация на этом не ограничивается — в вашем распоряжении целая хижина. Там можно вновь поменять внешность, настроить экипировку и прочитать описание дружественных духов и опасных ёкай. Забавно, но пол можно поменять даже в середине игры. Хижина тоже всячески обустраивается: можно выбрать посетителя (духа-хранителя на заднем фоне), повесить настенные свитки и разложить чайную посуду. Построить дом в духе The Sims никто не даст, но мелочь приятная.
Ко второй части разработчики проделали огромную работу над боевой системой. Она стала еще динамичнее, а анимация плавнее. Вы будете чаще ставить блоки и уклоняться от ударов противника, но и у вас в запасе огромный арсенал оружия, начиная от копья и катаны и заканчивая луком с фитильным ружьем. К тому же со временем вы откроете технику ниндзюцу и магию оммёдо: научитесь создавать отравляющие бомбы, сюрикены и даже начнете швыряться огненными шарами.
Приквел пополнился двумя новыми видами оружия — двойные топорики, которыми можно кидаться во врагов, и глефа, напоминающая пилу-топор из Bloodborne. Она трансформируется в три оружия — копье, коса и пила.
Новичкам советую выбрать именно ее — холодное оружие освоить куда проще. Да и ближний бой проработан до мелких деталей: изучаете смертоносные комбинации и в любой момент можете переключиться между тремя стойками — верхней (медленные и мощные атаки), нижней (быстрые и слабые атаки) и средней (сбалансированные атаки, идеальный выбор для новичков).
Хотите стать настоящим самураем? Научитесь подбирать стойку под каждого врага и вовремя менять их в бою. Каждый удар тратит энергию ки — аналог выносливости. Когда она заканчивается, герой (или противник) становится уязвимым и может получить смертельное количество урона, так что почаще обращайте внимание на запасы энергии.
Если вы решили начать знакомство именно с Nioh 2, то я вкратце объясню что вас ждет. Каждый уровень строится по одной и той же схеме: убиваете врагов на своем пути, чтобы добраться до босса. За уничтожение противников вы получаете амриту, местную валюту, и с ее помощью прокачиваете уровень. Умираете — теряете амриту и начинаете с самого сначала.
Единственный способ вернуть валюту — добраться до места смерти, однако в случае повторной гибели придется распрощаться с ней навсегда. Обычно на локациях есть несколько святилищ — это контрольные точки, которые восстанавливают ваше здоровье, но вместе с тем на уровне появляются убитые ранее демоны и самураи. Именно в святилищах вы тратите амриту на повышение уровня.
Помимо амриты с противников выпадают всевозможные предметы: броня, оружие, лекарства и золото — они после смерти не теряются, можете не волноваться на их счет. Система снаряжения схожа с той, что есть в Diablo, — оно генерируются случайным образом и делится на привычные категории: редчайшие и лучшие предметы фиолетового цвета, а самые обычные вещицы — белые. Предметы разбросаны чуть ли не на каждом шагу, но наиболее драгоценные хорошо спрятаны.
Спустя пару часов вы наберете под сотню ненужного барахла — бесполезное снаряжение можно поднести в святилищах и получить амриту или со временем продать кузнецу. У него вы научитесь ковать и закаливать высококлассное оружие, качественные доспехи или просто создавать предметы вроде освященного рисового вина сакэ.
Кроме того, в святилищах появился новый раздел с базаром кодама. На нем можно обменять небесный рис на различные предметы: стрелы, амулеты, эликсиры и так далее. Если вы начинающий игрок — заходите туда почаще. Для получения небесной крупы, необходимо, опять же, подносить кодама свою экипировку.
На месте гибели персонажа остается кровавая могила — вонзенный красный меч в землю. Другие геймеры могут отыскать могилу и призвать вас на дуэль, правда поучаствовать в сражении нельзя — вместо игрока сражается искусственный интеллект в виде фантома. Помимо всего прочего, на помощь можно призвать и реального игрока, который поможет одолеть даже самого опасного босса. Но не стоит расслабляться: больше друзей призовете — больше врагов появится и на самой локации. Всего группа рассчитана на трех игроков.
Для новичков и для тех, у кого нет подписки PlayStation Plus, появилось небольшое преимущество в виде могилы щедрот — вы можете вызывать дружественного фантома на помощь.
Правда далеко вы с ним не уйдете, дух не пьет эликсиры и очень быстро умирает. Хотите победить босса без особых проблем — призывайте двух реальных игроков, дело пойдет куда быстрее. Team Ninja улучшила кооперативный режим и теперь напарники получают больше предметов и амриты, так что без особого труда отыщите союзника.
Настоятельно рекомендую пройти обучение перед началом первого задания. Я намеренно игнорировал любые новости о Nioh 2 и не принимал участие в бета-тестировании — хотелось самому изучить игру вдоль и поперек. По своей же глупости я умер на первой же локации порядка пятидесяти раз, так как не обратил внимание на новую механику с трансформацией в ёкай. Напомню, что главный герой Nioh 2 — оборотень, он может превращаться в ёкай, что на короткий промежуток времени делает его неуязвимым и крайне опасным противником.
Чтобы перевоплотиться в демона, необходимо убивать врагов, заполняя круглую шкалу рядом с полоской HP. В оригинальной Nioh с ее помощью активировалось «живое оружие» — мощная атака духов-хранителей. Однако про милых спутников никто не забыл, и без дела они не летают. С убийством врагов у нас накапливается новая фиолетовая шкала — анима. С ее помощью можно провести смертоносную контратаку, если вовремя нажать сочетание кнопок, либо нанести мощный удар, сокращающий запас максимальной энергии демонов. Я сквозь кровь и пот зачищал первую локацию, не обращая внимание на аниму духа-хранителя, которые отсутствовали в оригинале.
Нововведения на этом не заканчиваются. Иногда с монстров выпадает эссенция души — улучшение для духа-хранителя. Так атаки можно сделать еще мощнее и разнообразнее, однако все не так просто. Когда вы получаете новую эссенцию, в ней остаются следы порчи ёкай, и от них нужно избавиться в святилище. Если по пути дважды погибнуть без возвращения к могиле, вместе с амритой потеряется и неочищенная эссенция.
Как и с обычными предметами, эссенций бывает слишком много — несколько душ можно слить в одну мощнее либо же обменять их в ритуале покоя, получив фрагменты душ. Собираете несколько фрагментов и получаете очко навыка оборотня — и вот их уже можно распределить в специальном меню. Team Ninja практически не поменяла интерфейс, у вас также выглядит главное меню, раздел с экипировкой тоже остался без изменений, зато изучение навыков сделали намного симпатичнее и удобнее, чем это было в оригинале.
Nioh 2 — по-прежнему сложная игра, и сражение с каждым из боссов запомнится надолго. Team Ninja всего лишь снизила порог вхождения, чтобы с фэнтезийной Японией могли познакомиться и новички.
Поджидает ли геймеров смерть на каждом шагу? А то! Даже самое первое задание разработчики оценили на два из пяти самурайских меча — что-то вроде уровня сложности. Первый же враг запросто порубит на кусочки невнимательного игрока за считанные секунды, не говоря уже о соседнем огромном демоне, который расплющит в один миг.
Как и в первой Nioh, здесь есть несколько настроек режима. Можно выбрать режим фильма, ограничивающий частоту кадров до 30 FPS, или включить экшн-режим, в котором используется одна и та же частота кадров — 60 FPS.
С технической стороны у меня нет претензий к Team Ninja: Nioh 2 играется прекрасно при 60 кадрах в секунду, загрузки быстрые даже на обычной PlayStation 4. Приквел создан на том же движке, что и оригинальная Nioh, поэтому не стоит ожидать от нее пейзажи и декорации уровня «Призрака Цусимы» — разработчики делают упор на игровой процесс, а не графику. В игре встречаются завораживающие локации, но в большинстве случаев придется исследовать традиционные японские деревни с крохотными хижинами и глубокие темные пещеры.
Если помните, игроки по-разному относились к различиям между первой и второй Dark Souls — From Software сильно преобразила игровой опыт, одним это понравилось, а другие вообще проигнорировали продолжение (а зря!). В случае с Nioh ситуация другая. Если вы прошли оригинал со всеми дополнениями и ждете от приквела кардинальных изменений, разочарую — этих изменений в ней нет. Это все та же Nioh, и теперь она еще больше походит на Onimusha, что не может не радовать!
В остальном же Nioh 2 — замечательный слэшер с потрясающей боевой системой. Кому-то она может показаться безумно быстрой и сложной, но что поделать — дилогия Nioh рассчитана в первую очередь на тех, кто с теплотой вспоминает времена Ninja Gaiden и Onimusha. Запаситесь терпением и преодолейте трудности — оно того стоит.