23 марта 2017Игры
Обновлено 09.12.2017

Рецензия на Mass Effect: Andromeda

Mass Effect не вернуть, как и 2007 год, в котором серия стартовала. «Правильное» продолжение сделать невозможно, потому что трилогия Шепарда уже стала легендой. Большинство из нас проходили игру в юности, и она вплелась в наши жизни, крепко обвилась вокруг тех первых впечатлений и личных переживаний многолетней давности. Просто повторить формулу недостаточно, уже не будет работать столь же хорошо. Поэтому сама идея у «Андромеды» здравая – сделать полностью новую Mass Effect, почти без привязки к оригинальной трилогии. Курс разработчики взяли верный, но потом пошли в другую сторону, пару раз вернулись обратно, а под конец вообще заблудились. И чтобы разобраться, зачем играть в Andromeda, мне понадобилось 60 часов.
Mass Effect не вернуть, как и 2007 год, в котором серия стартовала. «Правильное» продолжение сделать невозможно, потому что трилогия Шепарда уже стала легендой. Большинство из нас проходили игру в юности, и она вплелась в наши жизни, крепко обвилась вокруг тех первых впечатлений и личных переживаний многолетней давности. Просто повторить формулу недостаточно, уже не будет работать столь же хорошо. Поэтому сама идея у «Андромеды» здравая – сделать полностью новую Mass Effect, почти без привязки к оригинальной трилогии. Курс разработчики взяли верный, но потом пошли в другую сторону, пару раз вернулись обратно, а под конец вообще заблудились. И чтобы разобраться, зачем играть в Andromeda, мне понадобилось 60 часов.

От Mass Effect: Andromeda меня едва не стошнило. И нет, игра не настолько плоха, просто ее прохождение чересчур сильно напоминало катание на американских горках. Она то вдохновляла и заряжала энергией, то заставляла ненавидеть всю галактику Андромеды и вызывала желание снести игру с жесткого диска и никогда больше не запускать. Причем ощущения эти порой чередовались буквально с пятиминутными интервалами.

В этом плане особенно показательно вступление.

Мы прилетаем в другую галактику. Понимаете? Не просто на другую планету или к другой звезде, а в другую, черт возьми, галактику! Два с половиной миллиона световых лет расстояния, 600 «земных» лет пути.

Голова от масштабов этого путешествия кругом идет. Герой выходит из криостазиса, кругом все суетятся, приходят в себя. Чувствуешь, что сейчас начнется великое, впереди невероятные открытия, новые виды, расы, планеты, новая жизнь, новое все. Тут же первое знакомство со Скверной – странной субстанцией, уничтожающей жизнь и даже атмосферу на планетах. Первая вылазка в потенциально обитаемый мир и вот оно, встреча с обитателями другой галактики, с кеттами.

Рецензия на Mass Effect: Andromeda - фото 1

И как же они выглядят? Да как обычные гуманоиды. Брутальные пришельцы, каких мы уже столько повидали, что все давно в голове перемешались. Максимально шаблонный дизайн, какая-то смесь коллекционеров из Mass Effect 2 и саранчи из Gears of War.

Но это же другая галактика, эволюция, развитие жизни — все тут должно было идти совершенно иначе, хочется увидеть что-то новое. Может, с моей стороны было и глупо ждать какой-то дизайнерской оригинальности, но даже оригинальная трилогия была в этом плане куда смелее, показывая, например, батарианцев, элкоров и ханаров, которые радикально отличались от привычных гуманоидных рас. И вот вам спойлер: разумных видов в «Андромеде» вообще всего два – позже к празднику присоединятся «ангара», которые тоже недалеко ушли от «дефолтных» представлений о зеленых (ну ладно, тут – синих) человечках из далекого космоса.

Затем игра опять набирает обороты. В сюжете дебютируют реликты, древняя и, вероятно, исчезнувшая раса, понастроившая таинственных сооружений по всей галактике. Зачем они нужны? Какие цели преследовали реликты? Как все это связано – а оно ведь точно связано – со Скверной?

Andromeda снова начинает щекотать любопытство и ощущение первооткрывательства. Думаешь, что вот уж теперь-то все будет правильно, но тут игра выводит на сцену главного злодея – Архонта. Это зубастый, похожий на гремлина пришелец в очень злодейском плаще. Ходит он под мрачную злодейскую музыку и разговаривает фразами в духе «Я уничтожу все, что тебе дорого!», «Твои люди будут молить о пощаде, но ее не будет!». Это не абстрактные примеры, а реальные фразы Злодея. Да, с большой буквы – настолько он злой.

То есть в течение первого же часа игры Andromeda дважды влюбляет в себя и дважды разбивает все положительные ощущения вдребезги. И так устроена вообще вся игра. Здесь полно квестов, за которыми стоит интересная история и живые персонажи, выливающихся в итоге в бессмысленные полеты туда-сюда по галактике или в коллекционирование какой-нибудь дребедени на планетах.

Да чего уж там, большинство квестов таковы: богатая подводка – и тупая стрельба, либо «отсканируй пять терминалов» в итоге. Не ради такого будущего Шепард в финале Mass Effect 3 со светофором баловался!

Но это еще что, куда обиднее, когда игра сталкивает с абсолютно пустыми заданиями: зачистка бандитских лагерей, поиск пропавших предметов и прочая мелочь – почему вообще люди обращаются с таким к герою? Он же Первопроходец, его задача – искать обитаемые миры и налаживать контакты с инопланетными цивилизациями, но вместо этого он всю игру чуть ли ни репу на огородах собирает. Отвратительная условность, от которой в 2017 году пора бы уже избавиться. Таких заданий в игре очень много, может быть даже – большинство. Я это понял поздно, поэтому игру в итоге прошел на 91%. Вам же настоятельно советую игнорировать этот мусор (благо такие задание и падают в отдельную категорию в дневнике), игра и без этого найдет чем испортить вам впечатления от исследования Андромеды.

### Между планетами и звездными системами мы реально летаем: включаем двигатели, несемся сквозь космическое пространство – вот он, масштаб, ощущения потрясающие. Но когда игра начинает давать квесты, по которым нужно облетать по пять планет в пяти разных системах, долгие путешествия начинают бесить. Да и смысла в десятках планет здесь никакого, ими можно только любоваться. А ну еще есть задание «просканируй 50 планет».

Между планетами и звездными системами мы реально летаем: включаем двигатели, несемся сквозь космическое пространство – вот он, масштаб, ощущения потрясающие. Но когда игра начинает давать квесты, по которым нужно облетать по пять планет в пяти разных системах, долгие путешествия начинают бесить. Да и смысла в десятках планет здесь никакого, ими можно только любоваться. А ну еще есть задание «просканируй 50 планет».

Главное, пожалуй, личное разочарование — во всем скоплении Элея (та часть галактики, которую разработчики выделили нам для исследования) всего 6 полноценных планет, на которые можно высадиться.

Одна из них покрыта джунглями в духе «Аватара», а вот все остальные – пустыни. Песчаная пустыня, «лунная» пустыня, пустыня с каньонами… От разнообразия аж сердце щемит. И устроено все на планетах ровно так же, как на открытых картах в Dragon Age: Inquisition. Мы этого опасались, и оно случилось – у BioWare новый паттерн для созданий ролевых игр с псевдо-открытыми мирами. Огромная пустая карта, по которой неряшливо раскиданы одинаковые постройки и принеси-подай квесты. Чтобы «зачистить» такую планету, нужно потратить десяток безрадостных часов. На каждую.

«Инквизицию» я так и забросил, потому что не готов играть в оффлайн-версию типичной ММО. «Андромеду» тоже забросил бы, но, как видите, пришлось превозмогать.

А вот и «Кочевник» – заменитель «Мако» в Андромеде. Кататься на нем весело, но по горам он скачет так же смешно, как и машина из первой части серии. А еще с ним не связано никаких отдельных заданий, это просто транспортное средство, которое в сюжетных заданиях в ход практически не идет.

А вот и «Кочевник» – заменитель «Мако» в Андромеде. Кататься на нем весело, но по горам он скачет так же смешно, как и машина из первой части серии. А еще с ним не связано никаких отдельных заданий, это просто транспортное средство, которое в сюжетных заданиях в ход практически не идет.

А ведь какая изначально у нас цель? Правильно, колонизировать эти миры, превратить пустыни в цветущие сады. Я искренне верил, что так и будет: вот сейчас я поставлю тут аванпост, выполню нужные задание и очищу атмосферу от лишней радиации, аванпост постепенно разрастется до города, всюду раскинутся поля-луга-деревья, в озере рыбки заведутся. Как бы не так. Тему колонизации разработчики почти не используют. После того, как вы установите аванпост и определенным образом облагородите планету, условия на ней станут менее экстремальными. Пару раз новые квесты появятся. На этом все.

Никаких растущих на глазах городов – поселения так и останутся десятком прорабских будок в пустынях.

Игра вообще не выдерживает собственную идею и вместо того чтобы сделать все по-другому пытается подражать классической трилогии. Поселенцы с ковчегов прибывших в Андромеду быстро разругались и разлетелись кто куда. Поэтому в необжитой, казалось бы, галактике уже полно бандитов, мародеров, наемников – все привычно, а так быть не должно.

Но ведь и подражает-то неумело. Сюжетная линия настолько простая и прямолинейная, что ей бы на страницы дешевой боевой фантастики. А я Mass Effect всегда считал фантастикой научной. Мир игры был проработан так тщательно, что кодекс, внутриигровую энциклопедию, можно было читать часами. Да и в сюжете все было не так просто: к приключенческим моментам всегда добавлялась политика и личные истории персонажей. Всегда было видно, что действие разворачивается в живом мире, который реагирует на героя и его действия — сама галактика ощущала на себе последствия наших решений. В Andromeda такого нет.

Не подумайте, вcя классическая мифология на месте, но что от нее толку, если все эти политические силы и конфликты остались в двух с половиной миллионах световых лет позади? А новую «вселенную» игра создавать не спешит – в кодексе предательски мало информации о всем, чего в оригинальной трилогии не было. Разработчики либо все продумали, но берегут информацию для продолжений, либо просто сделали поверхностно выписанную игру. Я, честно говоря, склоняюсь ко второму – игра вообще собрана небрежно и часто плюет на важные детали. Тут, например, на разных планетах обитают одни и те же животные. Кое-как игра все объяснить попытается, но выглядит это как оправдание лени.

Да и не только в простоте дело. Очередную историю про древние могущественные артефакты и злых алчных до власти пришельцах мы бы вытерпели, будь она толково подана. Но в Andromeda самые глупые поступки героев и самые дурацкие диалоги случаются как раз в сюжетных эпизодах.

Еще и все ролики поставлены так, будто 2007 никуда и не уходил — когда ты узнаешь ракурсы и даже анимацию персонажей, которая кочует по серии еще с первой части, это очень плохая ностальгия. Неожиданные повороты BioWare тоже подглядела у себя же. Кто играл в оригинальную трилогию – сразу увидит, что история «Андромеды» соткана из тем, уже поднятых в старых играх. Кое-где даже сцены повторяются почти один в один (дождитесь финала). Но если игры оригинальной трилогии брали одну центральную тему (как подготовка к суицидальной миссии в Mass Effect 2, например), фокусировались на ней и всю историю накручивали вокруг, то Andromeda распыляется сразу во все стороны. Что же мы тут делаем в первую очередь? Колонии строим? Контакты налаживаем? С инопланетянами воюем? Игра хватается за все, и все протаскивает так, будто это центральный элемент, но ни одну из тем не прорабатывает подробно. Вот и получается, что никакой глубины в сюжете нет – все эти стычки с инопланетянами в чужой галактике уже начинают потихоньку выветриваться из головы.

Рецензия на Mass Effect: Andromeda - фото 4

И не забывайте, что все это разыграно смешно дергающимися и неестественно шлепающими губами персонажами. Как обстоят дела с анимацией и багами в игре вы и без меня знаете. Все просто очень плохо. И разработчикам должно быть стыдно, что после первых же отзывов на первый же трейлер они оставили все как есть.

Скажете, что это все не столь важно, можно перетерпеть? Так вот во время одного очень драматичного диалога, на заднем плане у меня дергался в конвульсиях саларианец, он сначала крутился на месте, а потом начал призраком ходить сквозь терминалы. В конце концов на него с неба упал мужик. Сказать вам, как громко я гоготал и куда в такой обстановке укатился весь драматизм сцены?

Хорошо хоть стрелять тут относительно весело. Но тоже далеко не всегда. Сама механика, ощущение от оружия и его разнообразие, комбинации навыков – все работает хорошо. Возможность совершать рывки и прыжки с помощью ракетного ранца (можно даже зависнуть в воздухе и оттуда поливать врагов огнем!) тоже добавляют динамики – иногда происходящее даже немного напоминает Vanquish (2010). Подводит дизайн локаций. Когда «пули» свистеть начинают на поставленных заданиях, которые разворачиваются на тщательно спланированных и вручную собранных уровнях – все прекрасно. Тут и баланс укрытий соблюден и ящички с патронами грамотно раскиданы, есть где маневрировать и экспериментировать.

А вот когда перестрелка случается в «открытом мире», который все эти тонкости не учитывает, получается какая-то фигня – то прятаться негде, то патроны кончаются и восстановить их никак.

Из-за этого самые интересные перестрелки случаются вообще в сетевом режиме, где вчетвером нужно сдерживать волны врагов. Но опять же, все это будет работать только если вы не играли, например, в Gears of War 4 – там стрельба доставляет куда больше удовольствия. Брать Andromeda только ради перестрелок глупо, но это все-таки лучшее, что есть в игре. Почти.

Рецензия на Mass Effect: Andromeda - фото 5

Нагоняет перестрелки общение с компаньонами. Вот они ребята занятные и болтать с ними правда приятно. Кора, некогда служившая в спецназе азари (а она человек, так что по меркам вселенной это случай удивительный), весельчак Лиам, турианка Ветра, удивительно сочетающая и собранность, и авантюризм, старый кроган-вояка Драк, который герою станет чуть ли ни вторым отцом, увлеченная техникой ветреная азари Пиби и до смешного ответственный и спокойный ангара Джаал. С каждым есть о чем поболтать, у каждого есть своя история и характер.

Вообще говоря, личные квесты компаньонов – это второй (после перестрелок) весомый повод играть в Andromeda. Эти задания и выписаны здорово, и поставлены — ими будто другая команда занималась. Чтобы до них добраться, нужно потрудиться, но оно того стоит. Чего только стоит персональное задание Лиама, в котором приходится воевать на корабле кеттов в условиях постоянно меняющейся гравитации.

В этом отношении игра традиции бережет — к своей команде привязываешься, ближе к финалу все члены экипажа становятся родными. Хоть здесь чувствуется рука той самой BioWare.

Рецензия на Mass Effect: Andromeda - фото 6

Но даже в таком виде Mass Effect – это самая масштабная и проработанная «научная» фантастика в современной игровой индустрии. Если это ваше – даже не думайте, играйте. Здесь все равно есть за что зацепиться. Истории компаньонов, отдельные душевные квесты и персонажи, ваш первый аванпост и ваше первое хранилище реликтов, даже тот первый час игры, нагнетающий дух неизведанности – послевкусие Andromeda оставляет куда более приятное, чем можно ожидать. Это огромная и очень неровная игра, приятные моменты из нее нужно тянуть клещами и к этому стоит подготовиться заранее.

Но это не самый плохой старт для новой команды. А BioWare в том составе, в котором она делала Andromeda иначе как новой студией не назовешь.

А главное, тут есть неплохой задел на толковое развитие серии в будущем. Если вам не безразлична Mass Effect – проходите и готовьтесь.

**P.S.**В мире, в котором существует мобильная Mass Effect: Infiltrator, «Андромеда» худшей игрой в серии стать не может.

Все материалы о Mass Effect: Andromeda

Комментарии 262
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
ilovesaintjimmy
ilovesaintjimmy
BioWare смогла..