Рецензия на Mafia: Definitive Edition
И дело не в том, что Mafia: The City of Lost Heaven какая-то там неповторимая или невероятно глубокая, что делает ее уникальной, вовсе нет. Проблем в оригинале восемнадцатилетней давности хватает, но достоинств у нее все же гораздо больше. В первую очередь — сюжет и запредельное внимание к деталям: благодаря этому Mafia многим и запомнилась. А еще атмосферой — то есть совокупностью разных факторов, особенных для каждого игрока. Для одних эту атмосферу «делала» музыка, для других — сеттинг и эпоха, для третьих — диалоги и персонажи, для четвертых — все это вместе.
Как раз поэтому вернуть ту самую «Мафию» при всем желании невозможно. В 2020 году The City of Lost Heaven для тех, кто играл в нее 18 лет назад, — это эфемерный культ, основанный на неуловимой атмосфере, которая у каждого своя, приятных воспоминаниях, что за много лет вытеснили из памяти все негативные эмоции, и мнимой убежденности в том, что раньше игры были лучше. Это не игровые механики или, скажем, особенности жанра, которые можно переосмыслить и осовременить, как это делает Capcom в ремейках Resident Evil. То, за что фанаты The City of Lost Heaven по сей день любят эту игру, почти невозможно повторить. Тем не менее Hangar 13 попыталась — и, стоит признать, добилась определенного успеха.
Mafia: Definitive Edition — крайне осторожный, практически дословный ремейк, который нельзя обвинить в том, что он в чем-то не соответствует оригиналу. Серьезно, за исключением логичных изменений в миссиях и отличной от канона внешности знакомых персонажей, в ремейке нет ничего принципиально нового. Много того, что Hangar 13 улучшила и разнообразила, однако на серьезные изменения студия все-таки не решилась.
Новая игра возвращает нас в вымышленный американский город Лост Хэйвен, списанный и с Нью-Йорка, и с Чикаго одновременно. 1930-е, «Сухой закон», мужчины носят строгие костюмы и шляпы, женщины одеваются в красивые платья по поводу и без, первые полосы газет время от времени рассказывают об очередных разборках итальянской мафии. Днем и ночью по улицам города на своем желтом такси ездит главный герой Томас Анджело. Он не собирается вступать в ряды мафиози, но обстоятельства складываются так, что ему приходится оставить старую работу и обратиться за помощью к дону Сальери — одному из тех, кто управляет Лост Хэйвеном. И вот Томми уже отправляется на дело с дробовиком и в федоре.
Hangar 13 не раз говорила, что собирается расширить историю оригинала, однако не приводила конкретных примеров, так что можно было подумать, что дело дойдет до новых сюжетных заданий и даже дополнительных активностей в открытом мире. Последнего многие боялись больше всего, ведь одной из самых серьезных проблем Mafia 3 был гринд, завязанный на захвате городских районов, — фанаты явно не хотели бы видеть что-то такое же в ремейке любимой игры.
Они и не увидят: историю Тома Анджело и впрямь дополнили, но ограничились только новыми сюжетными кат-сценами и диалогами. Кроме того, Hangar 13 придумала еще два способа раскрыть все показанные события — через новости в газетах и радио в машинах. И то, и другое сделано грамотно. Газет мало, да и никто не заставляет их читать — нужны они для того, чтобы «подсветить» ключевые элементы сюжета: в них содержатся заметки про «Сухой закон», политиков и недавние преступления, совершенные мафиози. А по радио дикторы обычно вещают о важных для города событиях: если вы, скажем, мчитесь на гоночный трек в миссии Fair Play, то ведущий сперва расскажет про грядущие гонки, а затем включит музыку.
С новыми кат-сценами все немного сложнее. Mafia: Definitive Edition — именно ремейк, поэтому Hangar 13, разумеется, «пересняла» абсолютно все внутриигровые ролики. Многое, правда, оставила узнаваемым — скажем, нападение головорезов Морелло на Томми в начале игры, разговоры с доном Сальери, все интермеццо с участием Анджело и детектива Нормана, сцену на многоэтажной парковке и так далее. И не меньше разработчики добавили от себя — практически в каждой кат-сцене есть изменения, призванные сделать сюжет логичнее и понятнее. В то же время появилось много роликов, которых вообще не было в оригинале — одни посвящены отношениям между Томом и его возлюбленной Сарой, другие раскрывают характер Поли и дают понять, почему он все же решился на злополучное ограбление банка, третьи объясняют мотивы Сэма, а четвертые просто «закрывают» сюжетные дыры оригинальной Mafia.
В этом смысле Hangar 13 проделала колоссальную работу — сохранила важнейшие элементы оригинальной истории, грамотно ее дополнила и, что куда важнее, наделила массой отсылок к тому, за что вы могли запомнить и полюбить игру 2002 года. Студия прекрасно понимала, за счет чего работал оригинал, и приложила много усилий к тому, чтобы угодить фанатам.
Хотя, как я уже написал выше, вернуть абсолютно все, что делало The City of Lost Heaven великой игрой, невероятно сложно. Разработчикам, скажем, пришлось заметно изменить характеры героев и их внешность: первое — в угоду общей логике сценария, второе — потому, что игры в 2020 году с точки зрения технологий создаются иначе (в ремейках Resident Evil персонажи тоже не похожи на самих себя из конца 1990-х). Посмотрев пару трейлеров или стримов, можно решить, что новая внешность персонажей «убивает» историю, но это не так — в рамках сюжета, рассказанного в ремейке, эти персонажи смотрятся отлично.
То же можно сказать и про изменения в некоторых миссиях. В них нет ничего принципиально нового, но, к примеру, в легендарной миссии Just For Relaxation, которая прославилось необходимостью лично таскать ящики с сигарами до грузовика, теперь… не нужно таскать ящики до грузовика. В ремейке следует скрытно пробраться на склад, отыскать документы, по ним определить, где именно находятся нужные ящики, и затем дать сигнал Поли и Сэму, которые подгонят грузовик. Самих ящиков, к слову, не так уж много: герои быстро закинут их в грузовик в кат-сцене и затем будут пытаться уйти от полиции (да, в какой-то момент все идет не по плану).
Это единственная миссия в ремейке, которую Hangar 13 изменила так сильно — остальные довольно близки к условному канону, хотя, опять же — в угоду общей логике сюжета, иногда от него отступают — но не настолько все-таки.
Структуру самой игры и вовсе менять не стали. Как я уже писал в первых впечатлениях от превью-версии, в ремейке история также делится на отдельные главы и несколько интермеццо, из-за чего «Мафию» — и оригинал, и ремейк — очень сложно назвать игрой в открытом мире. В 2002 году чешская Illusion Softworks задумывала его как декорацию, которая красиво выглядит, пока вы едете на очередное задание, но совсем не работает за пределами сюжета. И в 2020-м Hangar 13 просто еще раз воплотила эту идею в ремейке.
В таком подходе к открытому миру в случае именно с Mafia нет ничего плохого, поскольку каждый элемент этой игры существует ради основного сюжета. Если вы хотите просто покататься по городу, в котором вообще нет никаких активностей (разве что машины в гараж Луки Бертоне гонять и секреты с коллекционными предметами искать), можете это сделать — в кампании или в режиме «Прогулка». Однако главное все же — история Томми Анджело: именно в ней город «оживает», трафик имеет значение, а тут и там на углах улиц продавцы газет во все горло орут последние новости. За пределами сюжета — ничего.
Допускаю, что современные игроки, привыкшие к большим играм в открытых мирах, могут счесть это за недостаток ремейка. Мне и самому кажется, что Hangar 13 могла бы быть чуть смелее и придать открытому миру «Мафии» больше смысла (особенно если учесть, что обширная загородная территория теперь — часть одной огромной локации), но так тоже нормально — никто не знает, чем бы эта смелость обернулась.
Еще пара моментов, которые прославили оригинальную «Мафию», — это неимоверная сложность и физика медленных и неповоротливых, но безумно красивых машин начала XX века.
В ремейке три привычных уровня сложности (низкий, средний и высокий) и один «классический», который без труда вернет вам ваш 2002-й. На привычных уровнях сложности все, как и можно ожидать: враги вас жалеют, полиции плевать на то, что вы нарушаете ПДД, а некоторые эпизоды с поездками по городу можно пропустить. Правда, если вы так делаете, позор вам: суть «Мафии» — в поездках по городу.
А вот на «классическом» ремейк близок к тому, что было в оригинале: перестрелки заканчиваются, если в Томми попадают два-три раза (а если противник с дробовиком, хватит и одного выстрела), нарушение ПДД может привести к штрафам и аресту, а поведение машин становится более реалистичным.
О физике автомобилей, подозреваю, будут спорить, но водить в Mafia: Definitive Edition очень круто, пусть машины и ощущаются куда резвее, чем в оригинале. Вождение в играх серии Mafia всегда было одним из главных геймплейных моментов, и разработчики, это понимая, большинство заданий строили так, чтобы за рулем игроки проводили времени не меньше, чем «на ногах».
Ремейк в этом смысле не исключение. И в третьей «Мафии» с машинами все было отлично, в новой же игре все еще лучше: автомобили с характерным звуком набирают скорость, с трудом входят в повороты, раскачиваются при торможении и правдоподобно реагируют на неровности дороги. Понятно, что это все еще не автосимулятор, но удовольствия от управления раритетными машинами здесь можно получить очень много.
Чуть меньше удовольствия — от перестрелок, которые со времени третьей «Мафии», кажется, совсем никак не изменились. То есть это все еще просто нормальный экшен от третьего лица с укрытиями, и выстрелы в голову все еще смертельны. Единственный момент — враги до сих пор не реагируют на попадания. В смысле, у них есть анимация гибели, они загибаются и картинно падают, когда получают достаточный урон, но до этого момента они без изменений в лице могут отхватить два-три попадания в живот. Это бесит, когда ты видишь, как противник уже целится в главного героя из дробовика, но не можешь «сбить» ему анимацию ответным выстрелом. Это, впрочем, один на всю механику момент, который действительно бесит. В остальном — нормальный экшен от третьего лица.
Ремейк Mafia: The City of Lost Heaven удался. В нем хватает неизбежных нововведений, которые на первый взгляд кому-то могут показаться лишними или «убивающими» какую-то там атмосферу, однако эти нововведения игре были необходимы. Оригинальная «Мафия» — одна из моих любимых игр, я играл в нее в середине 2000-х и проходил не могу сосчитать сколько раз, и для меня такой ремейк — чуть ли не лучшее, что могло случиться с серией.
Мне, правда, по этой причине очень сложно судить, насколько хорошей Mafia: Definitive Edition получилась сама по себе. Перестрелки в ней порой бесят, открытый мир явно не соответствует современным стандартам и так далее. Портит ли все это общие впечатления от истории Томми Анджело в 2020 году? Конечно, нет — иначе бы и оригинал никогда культовым не стал.