Рецензия на Layers of Fear
Аттракцион, несмотря на всю потустороннюю чепуху, совсем не страшный. Вам не дают сойти с рельсов, по которым возят, и это на корню убивает зарождающийся ужас. Риска нет, ощущения опасности – тоже, но удовольствие от прогулки по «Дому с привидениями» самое настоящее. Потому что чего, в конце-то концов, ждать от «Диснейленда», «счастливейшего места на Земле»?
Другое дело, когда ту же безопасную программу разыгрывает хоррор. В Layers of Fear вас, по идее, должны вытряхивать из штанов, доводить до нервного срыва и состояния паники, а в итоге сажают в ту же тележку, что и в «Доме с привидениями», и в течение трех часов гоняют по особняку.
Про тележку не шучу – она, конечно, метафорическая, но вам и шага в сторону сделать не дают. Никакого свободного перемещения по уровням, вы даже назад вернуться не сможете, потому что ненужные двери тут же запирают. Авторы Layers of Fear носятся с игроком еще сильнее, чем работники «Диснейленда» – не дай бог оступитесь, запутаетесь, совершите что-то не по сценарию. И даже умереть здесь нельзя. Монстров в игре нет, по крайней мере тех, которые могли бы навредить главному герою не по сюжету.
Вы быстро осознаете свою неприкосновенность и начинаете дурачиться – наказания не будет, прятаться не от кого. Несмотря на творящийся ужас, вы – хозяин положения.
По ходу игры я не раз вспоминал Alien: Isolation, которая пугала своей непредсказуемостью, незаскриптованным Чужим, который настигал где угодно. Это создавало ощущение постоянной опасности, хотелось оглядываться по сторонам и вслушиваться во мрак коридоров космической станции. Не слышно ли скрежета когтей по металлическому полу? Забудьте, Layers of Fear не предложит вам ничего настолько же волнительного.
Картины, появляющиеся в Layers of Fear
Куда лучше авторам удаются срежиссированные ситуации и работа с окружением. Игра рассказывает историю сумасшедшего художника, его семьи и картины, ради которой он пожертвовал всем, что было ему дорого. Вы раскрываете подробности драмы, развернувшейся в старом особняке, из обрывков воспоминаний собираете сюжет, который с каждом часом все сильнее и сильнее увлекает.
Особняк делится своей историей и через декорации. Грехи и душевные метания безумца до неузнаваемости искажают уровни: пустые детские с перекошенными, обезображенными куклами, искривленный кабинет, заставляющий вспомнить о финале «Интерстеллар», ожившие картины, врывающиеся в реальность.
Да, Layers of Fear перебирает с бессмысленной беготней – 90% времени вы плутаете по коридорам и открываете двери и дверцы (все равно что играть в спин-офф Call of Duty про капитана Прайса). Да, скриммеры тут абсолютно пошлые, предсказуемые и глупые, но пугают не они, а история художника, понимание того, к чему он – и вы – в итоге стремитесь.
Вы наблюдаете, как идея губит и перекраивает человека, вы оказываетесь внутри этого перекрученного разума. И вот от этого, а не от ленивых скриммеров, становится неуютно. Особенно в финале, который превращает игру в многосложную метафору.
У Layers of Fear достаточно недостатков: она не слишком страшная, чересчур линейная. Но сюжет и атмосфера возвышают ее над другими инди-хоррорами. Если вы не готовы потратить на нее деньги сейчас, подождите распродажи – игра может оказаться для вас незабываемым опытом.