Рецензия на Layers of Fear 2
В 1902 году Жорж Мельес в своем «Путешествии на Луну», которое считается первым научно-фантастическим фильмом в истории, шагнул еще дальше. Он доказал, что кино — это нечто всеобъемлющее и абстрактное, что кинопленка способна запечатлеть все возможные варианты реальности, даже если некоторые из них выходят за рамки человеческого познания. Эту истину разработчики Layers of Fear 2 уловили прекрасно. Новый хоррор говорит языком высокого кинематографа, пускай его авторы так и не научились достойно пугать.
Первая часть Layers of Fear вышла в 2016 году. Польской студии Bloober Team удалось создать выдающийся психологический хоррор, который пугал не очень умело, зато мастерски рассказывал историю о художнике, погрязшем в творческом кризисе, и его страдающей семьей (подробнее — в нашей рецензии). Игра обманывала восприятие реальности, используя невозможные пространства и сюрреалистичные образы (неудивительно, ведь разработчики вдохновлялись P.T. Хидэо Кодзимы). Для понимания второй части знание сюжета предыдущей не требуется, однако настроениe у игр все равно общее. Игроков вновь ожидает история о всепоглощающей силе искусства, способной сломить все на своем пути, даже человеческую жизнь.
От живописи в Bloober Team решили перейти к кинематографу. Потому в Layers of Fear 2 игрокам предстоит (простите за каламбур) взять на себя роль выдающегося актера, который приехал на круизный лайнер, переплывающий Атлантический океан, чтобы сняться в главном фильме своей жизни. Режиссер, заправляющий всем, — личность крайне туманная и скрытная. Он славится своими экспериментальными методами, направленными на полное подавление личности человека для его перевоплощения в персонажа. И так актер начинает падение в бездну болезненных воспоминаний о прошлом, параллельно узнавая страшные тайны корабля.
Если рассматривать Layers of Fear исключительно с точки зрения сюжета, то игра не просто шагнула вперед относительно первой части, а прыгнула в небо. История художника была преимущественно посвящена рефлексии и семейным проблемам, подкрепленным алкоголизмом. С актером из второй части все не так однозначно.
Он получился намного более комплексным, со множеством прописанных особенностей характера. Благодаря этому получается почти постмодернистский опыт — в игре о том, как герой пытается перевоплотиться в некоего персонажа, он сам в глазах игрока постепенно растет. К концу игры мы получаем не плоский образ, а настоящего человека со своими страхами, стремлениями и мечтами.
Однако им одним дело не ограничивается, ведь важную роль в повествовании играет еще и режиссер, постоянно пускающийся в жуткие монологи, напоминающие бессвязные речи безумца. Он будто все время присутствует за кадром, руководит всеми ужасами, которые видит главный герой. Именно он кажется главным монстром игры, но со временем все его фразы начинают приобретать смысл. В Layers of Fear 2 даже самые абсурдные моменты становятся важной частью сценария, и это большое достижение авторов.
Хватает в игре и других персонажей, ведь на круизном лайнере переплелись самые разные судьбы. Правда, никогда нельзя точно сказать, кто существует на самом деле, а кто оказался лишь плодом фантазии или реминисценцией прошлого. Благодаря этому сюжет оказывается невероятно многогранным и многослойным. Layers of Fear 2 можно трактовать самыми разными образами, что само по себе признак высокого искусства.
В мире предостаточно произведений об актерах, сливающихся со своими ролями, и разработчики хоррора не забывают их умело цитировать. Во время прохождения можно вспомнить «Внутреннюю империю» Дэвида Линча, «Идеальную грусть» Сатоси Кона, «Бердмэна» Алехандро Г. Иньярриту и многие другие шедевры кинематографа (нашлось место даже для «Ла-Ла Ленда»). Хватает и более пространных отсылок. К примеру, в одном моменте надо перейти через пропасть по лучику света, как рассказывал в своем анекдоте Джокер в «Убийственной шутке». И тем удивительнее, что игра все равно умудрилась сохранить собственное лицо и внести свежие мысли в знакомую тематику.
Когда ты наконец-то добираешься до финала, то чувствуешь, будто кто-то залез в твои внутренности и изрядно в них покопался. Layers of Fear 2 словно выворачивает наизнанку человеческую сущность, не забывая оперировать вопросами, которые близки вообще всем, а не только творческим людям. Но чтобы оценить все пласты истории по достоинству, предстоит найти все записки, послушать все диалоги и разгадать все тайны лайнера. Правда, тогда выяснится, что как у хоррора в Layers of Fear 2 хватает проблем.
Какая первостепенная задача любой страшной истории? Само собой, напугать как можно сильнее. Какие для этого используются способы — остается на усмотрение авторов. Ведь даже грамотно поставленный скример при должном обращении способен напугать. Впрочем, лучшие в мире хорроры не опускаются до столь дешевых приемов, применяя вместо этого нечто изобретательное.
И Layers of Fear 2 старается охватить все возможные виды ужаса, но слишком часто скатывается в банальности.
В игре много эпизодов, в которых нужно убегать от монстра в лучших традициях Outlast. Поставлены они, мягко говоря, скверно. Движения персонажа идеально подходят для исследования каждого закоулка всех кают, но когда нужно принимать мгновенные решения, вы можете погибнуть просто из-за того, что актер не слишком быстро закрывает двери. Да и в принципе раз на пятый появление одного и того же монстра вызывает только раздражение, ведь ты уже понимаешь, что ждет впереди.
Достаточно в Layers of Fear 2 и резких громких звуков, и «неожиданных» падений предметов, и прочих приемов, которые устарели, кажется, лет десять назад. Одних только манекенов хватит, наверное, на двадцать хорроров. Благо, вторая часть больше сосредоточилась на повествовании, а не желании вызвать страх, поэтому почти все скримеры воспринимаются достаточно спокойно. Но безумно жаль, что опыт Observer не помог Bloober Team создать идеальное в своей жути продолжение.
Впрочем, и безнадежным хоррор не назовешь. Ведь в Layers of Fear 2 много поистине ужасных моментов. Причем самое любопытное — их очень легко пропустить, ведь самые большие страхи ждут там, где их не поджидаешь. К примеру, во время просмотра слайдов на одном изображении вдалеке может промелькнуть мутный силуэт (прямо как в «Синистере»). Не заметить его — проще простого, но если увидишь, то точно не забудешь. Во время подобных эпизодов мурашки начинают идти по коже, а особо впечатлительные захотят выключить игру и пойти заняться чем-то более приятным.
Однако даже самый банальный скример никогда не ощущается лишним, ведь создатели Layers of Fear 2 усвоили важную мысль — чувство страха должно обслуживать историю, а не становиться самоцелью.
Именно за это до сих пор любят первые части Silent Hill, и сотрудники Bloober Team тоже явно входят в число их фанатов. Потому и в их собственной работе ужас становится лишь кусочком сложной мозаики повествования. И лишь сложив всю картину, можно осознать, насколько страшное приключение ты пережил.
Учитывая, какая огромная ставка сделана на историю, во время прохождения я иногда даже жалел, что это не полноценный «симулятор ходьбы». Ведь от отдельных головоломок и испытаний буквально хотелось выть. Я час проторчал в одной комнате, изучая каждый закоулок, чтобы найти маленький и почти незаметный предмет. Но как и в случае с хоррорной частью, головоломки дополняют сюжет и раскрывают его с новых сторон.
А вот просто исследовать круизный лайнер, ставший еще и съемочной площадкой, — сплошное удовольствие. Выглядит игра прекрасно. Каждая каюта в Layers of Fear 2 — произведение искусства. Но если вас не очень привлекает морской сеттинг — не волнуйтесь, игра сумеет вас несколько раз удивить.
Переход с Unity на Unreal Engine пошел ей только на пользу. Вторая часть Layers of Fear получилась во многом более плавной, стильной и дорогой. Даже невозможные локации стали краше и вычурнее. Любым помещением можно любоваться очень долго, а папка со скриншотами после прохождения явно пополнится парой десятков (или сотен) примечательных кадров. Также авторы не смогли удержаться и наполнили локации разнообразными картинами, будто слегка поклонившись первой части.
Музыка и звуковой дизайн — тоже одна из сильнейших сторон игры. Мелодичная игра скрипки, как бы банально это ни звучало, западает в душу. Но гораздо сильнее запоминаются почти потусторонние звуки, превращающие даже стандартные коридоры в ночные кошмары. Обязательно играйте в Layers of Fear 2 в наушниках, чтобы проникнуться ей еще сильнее.
Если рассматривать игру по современным стандартам индустрии, то в ней полно недостатков. Это не самый страшный хоррор, не самая изобретательная головоломка и точно не самый выдающийся «симулятор ходьбы». Даже если вас зацепила завязка и общая сюрреалистичность происходящего, в новом произведении Bloober Team слишком много моментов, о которые можно споткнуться и навсегда забросить прохождение.
Но Layers of Fear 2 добилась действительно важного. Она сумела передать всю мощь и иррациональность кинематографа, способного изменять мир, в интерактивном формате. После прохождения хоррора хочется залпом посмотреть все немое кино начала XX века, окунуться в теорию синематографии и узнать, как в наши дни уживаются, скажем, киновселенная Marvel и работы Ларса фон Триера. Игра несет в себе вдохновляющие и образовательные элементы, а это намного важнее, чем объективные критерии.
А еще Layers of Fear 2 — это самая по-хорошему странная и фантасмагорическая игра за последние несколько лет, которую фанатам подобного стиля пропускать попросту грешно. Прости, «Мор», но на этом поле в мае 2019-го тебя обыграли!
Первая часть это лучшее что есть в хоррорах среди игр.
Первая часть и дополнение очень понравились. Очень ждал сиквел, обязательно в него поиграю.
Яссчмчс смчсмсч счмчсм bit.ly/dshsss