GreedFall — удалось ли авторам The Technomancer затмить BioWare?
В Старом мире, где начинается история GreedFall, наступили темные времена. Две непримиримые фракции — Мостовой союз и Телема — ведут ожесточенную войну друг против друга. Первые — это местная арабская цивилизация на пике развития культуры: она жаждет познавать мир через науку и рациональный подход. Вторые — приверженцы западноевропейской теократии: они выше всего ставят веру, всеми силами стараются донести до всех учение пророка.
Между ними не без труда лавирует нейтральное Торговое содружество, похожее одновременно на Англию и Нидерланды XVII века. Главная цель для него — заработать как можно больше денег, разумеется.
Есть еще одна проблема. Все известные государства поразила загадочная болезнь «малихор». От нее кровь становится черной, и спасения нет совершенно никакого. Впрочем, недавно надежда все же появилась — далекий и дикий остров Тир-Фаради. Фракции только-только начали его обживать, но уже успели построить там несколько городов. Все уверены, что именно на этом острове можно отыскать лекарство.
Главный герой — двоюродный брат наследника Торгового содружества. Человек с фамилией де Сарде (это как Шепард, только де Сарде). Вместе с родственником он берется за управление островной колонией и попутно пытается найти способ защититься от «малихора».
Эпичного вступления, правда, ждать не стоит. В самом начале ни о каком спасении мира речи не идет: двое аристократов просто отправляются искать приключения, а дальше — все, как обычно. Где-то к середине GreedFall герой окончательно понимает, что вляпался в серьезную историю — куда более серьезную, чем поиски лекарства от смертельной болезни.
В обзоре многих других игр такое подробное описание событий можно было бы и опустить, но здесь самое интересное — вселенная, придуманная сценаристами Spiders. Да, к ней очень много вопросов, и оригинальностью она не отличается, но ее устройство и обычаи все равно интригуют. Даже лежащий на поверхности религиозный фанатизм Телемы скрывает ложную ксенофобию.
И здорово, что главный герой GreedFall далеко не сразу становится центральным персонажей вселенной. Он лишь один из многих участников этой борьбы за превосходство на острове. А бороться на Тир-Фаради есть с кем — не только с конкурентами или представителями местной фауны. Остров заселен аборигенами, застрявшими по уровню развития где-то в каменном веке и очень близких к природе. Они сразу же становятся пешками в дележке новых территорий. Классический ход, вызывающий в памяти «Аватар» Джеймса Кэмерона.
Проблема с фракциями только одна — некоторые прописаны и раскрыты гораздо хуже, чем остальные. Да и мелкие сюжетные арки, связанные с отдельными сторонами, теряются на фоне глобального конфликта. Но даже с тем, что есть, авторам удается много интересного рассказать о быте и жизни людей на Тир-Фаради.
Часть историй подается через напарников главного героя. Одновременно к себе в команду можно взять двух компаньонов (всего их пять), среди них, скажем, наемник из Монетной стражи, следящей за порядком в городах, или вот ученая из Мостового союза, которая не только стреляет из мощных ружей, но и донимает героя лекциями по ботанике. Еще к нему могут присоединиться принцесса из аборигенов и церковник из Телемы, играющий роль серого кардинала. Но самый занятный напарник — моряк, которого отправили на сушу, из-за чего он теперь очень страдает. Дядя забит татуировками, похожими на маорийские, — именно его товарищи в мире GreedFall обладают монополией на морские перевозки. Крайне странная группировка с пожизненным членством.
Взаимодействие с напарниками, впрочем, вызывает вопросы. К примеру, им можно менять снаряжение, но никак нельзя развивать их. Главный герой получает новые уровни, становится сильнее, а у сопартийцев разве что уровень здоровья немного растет. И ладно, если бы напарники были четко привязаны к уникальным классам, — тогда автоподъем их условных характеристик можно было бы оправдать. Но тот же наемник Курт, который вроде как воин, не может носить тяжелую броню. А вот маг и клирик из Телемы бегает в полном доспехе. Не скажешь даже, кому обиднее — Курту или тебе.
Кроме того, есть активная пауза, во время которой можно отдавать приказы — но только главному герою, не его компаньонам. При этом они действительно помогают в боях, реально полезны — и возможность раздавать им указания была бы очень ценной.
Вместе с напарниками герой и исследует остров, поделенный на десять регионов. Никакого открытого мира — локации в GreedFall среднего размера, и это к лучшему. Игровой мир и без опен ворлда ощущается пустым, и одинаковые леса и болота, где иногда можно столкнуться с живностью, ситуацию не спасают. Тем более что при желании монстров можно просто обойти — они всегда стоят без движения. То же касается и противников-людей.
Почему нельзя было придумать для врагов простейшие маршруты передвижения, загадка. Бежишь по лесу, а там звери с места не двигаются, перемещаться умеют только лисы и олени — все вместе это выглядит довольно абсурдно. И NPC туда же: заходишь в комнату, а там все как статуи.
Все эти пустые участки локаций хочется пробежать, ничего не исследуя. Полезного там все равно мало — одни лишь алтари, дающие очки умений. Совсем другое дело — населенные пункты. И даже каменные деревни аборигенов выглядят очень здорово. А местные уютные города — пример для разработчиков многих других RPG.
Правда, и в них не обошлось без недостатков. Проблема в том, что населенные пункты в GreedFall зачастую построены из повторяющихся элементов, особенно это заметно в интерьерах. И это нормально, когда количество этих элементов ограничено, просто не нужно создавать настолько большие игры. Очевидно, что у Spiders не было достаточно ресурсов, отсюда и одинаковые NPC, одинаковая архитектура, одинаковые комнаты внутри зданий.
К тому же в GreedFall хватает технических странностей. Чего стоит только момент, когда герой, спрыгивая со скалы, на мгновение проваливается в текстуры и сразу же возвращается на землю особой командой. Его еще так странно дергает в этот момент. Спасибо, что хоть перезагружаться не требуется после такого.
Не удалась и лицевая анимация: персонажи просто не способны попасть в свой же текст. Да и с эмоциями у них беда. И это странно, потому что остальные анимации в целом неплохие. Особенно круто герои смотрятся во время сражений.
Бои в GreedFall, несмотря на простоту и весьма небольшое количество доступных механик, дарят много удовольствия. За незатейливой, но элегантной хореографией, которая вызывает в памяти скорее Final Fantasy XV, чем ближайшую к GreedFall по духу Dragon Age, приятно наблюдать. Если бы только врагов было побольше и сами они были поинтереснее! Как боссы, например. Каждый — то еще испытание. Маловероятно, что они вам запомнятся надолго, но уж точно сделают приключения интереснее.
Как я и писал в «Сути», к GreedFall не получается относиться однозначно. Это совершенно точно не худшая RPG, в ней есть замечательные, интригующие моменты. Но общее впечатление портится гигантским количеством технических и дизайнерских недочетов. Ни один элемент, ни одну ее механику нельзя назвать абсолютно крутой, везде есть какой-нибудь раздражающий нюанс. Тем не менее сыграть поклонникам жанра в нее все равно стоит, особенно если интересны необычные вселенные и важен дух приключений.
В конце концов, это лучшая игра студии Spiders.
- Нет времени читать большую рецензию? Подойдет «Суть», где мы собрали главные мысли об игре.
- А вот, что думают о GreedFall другие критики. Мы за плюрализм мнений!