Рецензия на Friday the 13th (2017)
Говорить о Friday the 13th (2017) и не сравнивать ее с Dead by Daylight — нереально, потому что обе эти игры не только очень похожи стилистически, но и принадлежат к одному редкому жанру — хоррор с асимметричным мультиплеером. В каждом матче команда игроков выступает против одного маньяка, которым управляет тоже живой человек. Похоже на смесь детских игр «туки-та» и «салочки»: у жертв есть немного времени, чтобы затаиться, а водящий, прислушиваясь и приглядываясь к кустам, выходит на охоту. Разница только в том, что, поймав плохо спрятавшегося игрока, маньяк брутально и зрелищно казнит его.
Обязательно зацените нашу подборку жестоких убийств из игры в гифках — Джейсон топит в унитазах и рвет промежности!
Джейсон совсем-совсем читерский, и я пока еще ни разу не попадал в ситуацию, где он убил бы меньше половины пустоголовых студентов, ночующих в заброшенном летнем лагере. Нет, серьезно, эта зараза достает посильнее маньяков из Dead by Daylight — у тех хотя бы работы было больше: найди, догони, отдубась, отнеси к крюку, повесь, смотри, чтобы не спасли — а время-то идет. А если крюки поломали? Тащиться в логово? За это время игроки успеют завести генераторы и смыться.
В «Пятнице 13-е» исполнять роль маньяка намного проще, и от того веселее. Особенно на первых уровнях, когда все играют случайными, не прокаченными персонажами, и, что важнее, не очень хорошо знают карту и тактики победы. Это время беззаботного нубства, которым нужно наслаждаться. Нашел, поймал, выпотрошил — следующий, пожалуйста!
Потом, когда игроки будут уже не просто шарахаться от Джейсона и бегать по карте в панике, а начнут выполнять задачи, чтобы сбежать и таким образом победить, весь фан от случайных глупых моментов улетучится.
На его место придет другая, более сильная эмоция — удовлетворение от заслуженной победы. Приятно, когда удается улизнуть от убийцы, в арсенале которого есть два телепорта: первый превращает Джейсона в невидимое облачко, летящее с большой скоростью и управляемое от первого лица, а второй позволяет открыть карту, выбрать место и мгновенно переместиться.
Когда я писал, что маньяк читерский, я не утрировал. Активные способности Джейсона повторяют эффект классических хакерских программ: он видит жертв сквозь стены, телепортируется, становится невидимым и перемещается с бешеной скоростью и может приглушать фоновую музыку, в то же время повышая яркость изображения. Все это работает в течение короткого времени, но быстро перезаряжается, потому-то от него так сложно смыться.
Со слов может показаться, что это уже чересчур, и таких возможностей у игрока быть не должно. На самом деле они действительно нужны, и ими не так легко пользоваться. Полет в невидимости очень быстрый, поэтому выписывать зигзаги так просто не получится. Вдобавок навигацию в полете усложняет откровенно идиотское решение не разрешать пролетать в тех местах, где Джейсон не может пройти в обычной форме.
И я еще понимаю, почему нельзя проникать в дом через разбитые окна — так бы пропал весь смысл баррикадировать двери. Но почему я не могу пролететь над штакетником, высотой чуть выше колена?!
Без телепорта в любую точку карты вообще никак не обойтись, потому что карта огромная — в разы больше, чем в Dead by Daylight. Тут и дома, и палаточные лагеря у костра, и несколько машин, которые можно завести и, управляя лично, уехать на них. Лес, озеро с лодочной станцией, логово Джейсона с останками его мамаши — наверняка я что-то забыл упомянуть, но суть в том, что в «Пятнице 13-е» много места и возможностей, поэтому и жертв на одного маньяка в команде 7, а не 4, как в Dead by Daylight.
Кооперация между игроками здесь крайне важна — если каждый будет стараться спасти только свою шкуру, то Джейсон перебьет всех по одному. Чтобы этого не произошло, нужно понимать все игровые механики и, работая сообща, организовать побег. Можно, например, уехать на машине, если получится ее завести. Для этого надо найти и поставить на нее аккумулятор, залить топливо, раздобыть ключи — и этого будет недостаточно! Придется потратить время на ремонт машины, и это время напрямую зависит от одной из характеристик персонажа-жертвы. Где искать все необходимое? Да черт его знает — все интерактивные объекты разбрасываются по карте случайным образом в начале каждого матча. При этом, когда машина тронется, Джейсон моментально услышит ее и обязательно попытается вас перехватить.
Тут нет ни одного стопроцентно работающего варианта: смыться на тачке, уплыть на лодке, вызвать по телефону полицию и выбежать им навстречу — в любом варианте до самой последней секунды Джейсон будет вас преследовать, и ничего вы с этим не сможете поделать. Да, его можно оглушить, прописав по голове чем-нибудь вроде кочерги, бросив под ноги фейерверки или выстрелив из дробовика или ракетницы. Но пройдет несколько секунд, как он снова будет готов переломить хребет всем вокруг.
Существует способ, как убить Джейсона в Friday the 13th: The Game, но это издевательски сложно. Для начала нужно правильно подобрать персонажей (важен даже пол!), исходя из характеристик и умений, покупаемых при прокачке — кому-то придется больше бегать, кому-то сильнее бить. Потом надо выкрасть свитер матери Джейсона из его логова, пожертвовать одним из друзей и вернуть его в игру в образе Томми Джарвиса — персонажа, убившего Джейсона в фильме. Найти правильное оружие, сбить маску Джейсона, и в конце концов слаженно провести экзекуцию — тут требуется попадать в тайминги, ведь попытка всего одна. Провернуть все это при случайном подборе игроков невозможно, но и без этого понятно, что Friday the 13th: The Game — это игра для группы друзей, а не для одиночек.
У «Пятницы 13-е» есть достоинства: большие пространства на карте, разные пути к победе, ритуал с убийством Джейсона Вурхиза. Это далеко не плохая игра, но в том виде, в котором она вышла, у нее есть три важных прокола — в нее очень быстро надоедает играть одному, а собрать такую большую компанию друзей нелегко; в ней очень много багов и отвратительные дерганные анимации. У меня есть надежда, что в будущем разработчики найдут выход из этой ситуации и закончат игру, а пока она не стоит даже своих 700 рублей в Steam — только нервы потратите.