Рецензия на Final Fantasy XII: The Zodiac Age

Сергей Цилюрик
Final Fantasy XII – игра, без преувеличения, уникальная. Ничего подобного не выходило ни до, ни после нее; ввиду своих особенностей она оказалась недостаточно мэйнстримовой и при первом релизе десять лет назад, и сейчас, когда вышло ее дополненное переиздание The Zodiac Age. О том, почему Final Fantasy XII – игра отличная и выдающаяся, я уже рассказывал в другой заметке, и тут я постараюсь не повторяться. Куда больше мне хотелось бы уделить внимание тому, что делает ее столь необычной, и тому, какого подхода к себе она требует.

Чтобы не было претензий, стандартное описание игры я приложу, но в самом кратком виде. Final Fantasy 12 – это JRPG, в которой вы управляете командой из трех героев, которые путешествуют по обширному и детально проработанному миру. Персонажи получают в бою опыт и очки лицензий, которые идут на то, чтобы открыть на специальных досках умений способности, повышение характеристик и возможность надеть различную экипировку. В переиздании Final Fantasy XII: The Zodiac Age таких досок 12, каждая соответствует определенной профессии. Каждому из шести доступных на выбор персонажей открыты по две доски лицензий.

Также Final Fantasy XII – это шедевр локализации, равных которому нет, и множество других замечательных вещей, о которых я ранее рассказывал. А The Zodiac Age – это отличный ремастер, в котором не только графику перерисовали и саундтрек перезаписали с оркестром, но и добавили новые удобные функции.

Сюжет игры поветствует о попытках принцессы королевства Далмаска, захваченного могущественной империей, восстановить независимость родины. Но не только.

Рецензия на Final Fantasy XII: The Zodiac Age | Канобу - Изображение 14589
Рецензия на Final Fantasy XII: The Zodiac Age | Канобу - Изображение 14590

Игры и престолы

Довольно странно это вспоминать сейчас, когда «Игра престолов» стала одной из самых обсуждаемых тем в мире, но на выходе Final Fantasy XII ругали во многом за то, что вместо типичных для предыдущих частей приторных шашней мальчика и девочки в центре повествования оказалась «политика». На деле же настоящей политики в игре не так много; под этим словом, очевидно, имелись в виду интриги и козни, которые строили друг другу местные аристократы. Но самое важное тут другое:

Каждый персонаж, от героев до их противников, скован какими-то обязательствами и обстоятельствами.

У каждого поступка четкая мотивация, предпосылки и последствия. Число противостоящих друг другу сторон тут в разы превышает стандартную двойку. Здесь нет деления на хороших и плохих, а в финале в кои-то веки решается не судьба мира.

Хотя Final Fantasy XII и рассказывает про конфликт по меркам своего мира локальный, она делает это образцово-показательно, и поклоннику «Игры престолов» ее стоит советовать в первую очередь. Поклонники типичных JRPG ее не приняли именно поэтому – она слишком западная по духу, слишком взрослая и умная.

Рецензия на Final Fantasy XII: The Zodiac Age | Канобу - Изображение 14591

Ни одного лишнего слова

Это, возможно, прозвучит очень громко, но Final Fantasy XII по качеству сценария и постановки превосходит практически все остальные игры, и если бы японские разработчики изучали ее как образчик драматургии, мир стал бы гораздо лучше.

Здесь нет ничего лишнего; тут не то что в каждой сцене – в каждой реплике есть смысл.

Многие игроки, привыкшие, что им одно и то же разжевывают пол-игры (как в Final Fantasy XIII, например), наверняка тут опешат и не сообразят, что к чему. Но создатели FFXII прямо заявляли, что верят в интеллект игроков и поэтому делают сценки как можно более насыщенными, чтобы внимательные люди разглядели все обилие смыслов. И к этому, бесспорно, надо быть готовым – к тому, что по каждому диалогу тут можно написать эссе с объяснением того, почему каждый персонаж сказал ту или иную фразу и что двигало им в этот момент.

И в неспособности широких масс воспринимать что-то более тонкое, чем размазанные по лицу анимешные штампы, кроется ключевая причина сравнительно невысокой популярности Final Fantasy XII. Люди, привыкшие к излишней гипертрофированности образов, не приемлют куда более тонко выписанных героев, не видят глубины в их репликах и даже протагониста ищут совсем не там, где надо. А зря!

Харизмы пирата Балфира хватило бы на двух Джеков Воробьев; он ворует каждую сцену, в которой появляется, и его остроумию позавидовал бы главный герой любой другой JRPG.

Как можно легко понять, что ваш собеседник ничего не понял в Final Fantasy XII? Самый очевидный маркер – это расхожее сравнение ее со «Звездными войнами» – притом, что эти произведения не роднит практически ничего.

Рецензия на Final Fantasy XII: The Zodiac Age | Канобу - Изображение 14592
Рецензия на Final Fantasy XII: The Zodiac Age | Канобу - Изображение 14593
Рецензия на Final Fantasy XII: The Zodiac Age | Канобу - Изображение 14594

В свое время Final Fantasy XII многие не приняли: для игры такого консервативного жанра она была слишком прогрессивной. Она не только привнесла до сих пор непревзойденную систему гамбитов, но и совершила другой качественный шаг вперед – скрестила бои и передвижение по локациям, традиционно в JRPG разделенные. Она идеально перенесла суть Final Fantasy в рамки почти что открытого мира, она показала, как можно сделать бои динамичными, не теряя при этом тактической глубины – с чем последующие выпуски Final Fantasy уже не могли справиться.

Для игры с геймдизайном 15-летней давности она смотрится сейчас просто потрясающе. При этом, конечно, в ту же Final Fantasy XIV, которая вышла в 2013-м и с тех пор на протяжении четырех лет регулярно улучшалась и дополнялась, играть гораздо удобнее.

Рецензия на Final Fantasy XII: The Zodiac Age | Канобу - Изображение 14595

Современному геймеру, бесспорно, стоит рекомендовать Final Fantasy XII, однако определенную скидку на возраст ей сделать придется. В FFXII приходится много бегать, тут нет удобного журнала побочных заданий, а мир тут нельзя назвать в привычном смысле открытым: он разбит на средних размеров полянки, разделенные экранами загрузки. Учитывая, как выродился за прошедшие с релиза FFXII жанр JRPG, многие нынешние геймеры наверняка с ним не будут знакомы, и им, возможно, будет сложно принять многие устои жанра, которые игра сохранила. В их числе и сами бои через команды в меню, и то, что персонажи каждый раз покорно ждут своего следующего хода, и нетипичная система прокачки, и многое другое.

Но больше всего выдает возраст FFXII количество секретов, которым она прямо-таки напичкана. Современные игры, как правило, стараются продемонстрировать игроку весь свой контент, но в FFXII добрая половина игры опциональна – и до значительной части побочки добраться самостоятельно, без подсказок, очень сложно. Для тех, кто любит искать секреты самостоятельно, Final Fantasy XII будет раем: тут можно копать сотни часов и не докопаться до всего, что в ней спрятано. Остальным же резонно воспользоваться гайдом и не торопиться бежать по сюжету сломя голову: интересные испытания можно найти практически на любом уровне.

Рецензия на Final Fantasy XII: The Zodiac Age | Канобу - Изображение 14596

Нет гарантий, что вам понравится Final Fantasy XII. Она одновременно и японская по своим корням, и очень не японская по духу; и прогрессивная по механикам и возможностям игрока, и архаичная по геймдизайну. Но вся совокупность таких противоречий и делает ее ни с чем не сравнимой, уникальной; столь дорогих, богатых на контент и вылизанных до мелочей и вместе с тем смелых и экспериментальных игр в жанре не было ни до нее и не будет уже, наверное, никогда. И поэтому по крайней мере попробовать Final Fantasy XII: The Zodiac Age, ультимативную версию игры, вышедшую на современной платформе, я рекомендую каждому.

9
Final Fantasy XII: The Zodiac Age
релиз - 11 июля 2017
Платформы
Оценка пользователей
8.2
Оставить отзыв

Последние рецензии