19 августа 2017Игры
Обновлено 01.02.2018

Рецензия на Final Fantasy XII: The Zodiac Age

Final Fantasy XII – игра, без преувеличения, уникальная. Ничего подобного не выходило ни до, ни после нее; ввиду своих особенностей она оказалась недостаточно мэйнстримовой и при первом релизе десять лет назад, и сейчас, когда вышло ее дополненное переиздание The Zodiac Age. О том, почему Final Fantasy XII – игра отличная и выдающаяся, я уже рассказывал в другой заметке, и тут я постараюсь не повторяться. Куда больше мне хотелось бы уделить внимание тому, что делает ее столь необычной, и тому, какого подхода к себе она требует.
Final Fantasy XII – игра, без преувеличения, уникальная. Ничего подобного не выходило ни до, ни после нее; ввиду своих особенностей она оказалась недостаточно мэйнстримовой и при первом релизе десять лет назад, и сейчас, когда вышло ее дополненное переиздание The Zodiac Age. О том, почему Final Fantasy XII – игра отличная и выдающаяся, я уже рассказывал в другой заметке, и тут я постараюсь не повторяться. Куда больше мне хотелось бы уделить внимание тому, что делает ее столь необычной, и тому, какого подхода к себе она требует.

Чтобы не было претензий, стандартное описание игры я приложу, но в самом кратком виде. Final Fantasy 12 – это JRPG, в которой вы управляете командой из трех героев, которые путешествуют по обширному и детально проработанному миру. Персонажи получают в бою опыт и очки лицензий, которые идут на то, чтобы открыть на специальных досках умений способности, повышение характеристик и возможность надеть различную экипировку. В переиздании Final Fantasy XII: The Zodiac Age таких досок 12, каждая соответствует определенной профессии. Каждому из шести доступных на выбор персонажей открыты по две доски лицензий.

Также Final Fantasy XII – это шедевр локализации, равных которому нет, и множество других замечательных вещей, о которых я ранее рассказывал. А The Zodiac Age – это отличный ремастер, в котором не только графику перерисовали и саундтрек перезаписали с оркестром, но и добавили новые удобные функции.

Сюжет игры поветствует о попытках принцессы королевства Далмаска, захваченного могущественной империей, восстановить независимость родины. Но не только.

Рецензия на Final Fantasy XII: The Zodiac Age - фото 1

Путаница с протагонистами

Одной из ключевых претензий любителей цикла Final Fantasy к двенадцатой части был Ваан – парнишка-простолюдин, за которого игра, по сути, начинается и которого по этой причине многие называют протагонистом. Само собой, это не так: Ваан используется игрой как POV-персонаж, мы его глазами смотрим на жизнь простых людей, на суть конфликта в мире игры, на других героев, которые вскоре займут в повествовании центральную роль. Обычный уличный парнишка – это отправная точка, а ключевыми действующими лицами истории становятся галантный воздушный пират, бегущий в небо за свободой и потерявшая трон принцесса, мечтающая отомстить отнявшей у нее все империи. Этим трем персонажам предстоит изрядно повзрослеть: в отличие от большинства JRPG, герои которых любят вести себя безрассудно,

Final Fantasy XII посвящена личной ответственности, и эта тема проходит через игру красной нитью.

Рецензия на Final Fantasy XII: The Zodiac Age - фото 2

Игры и престолы

Довольно странно это вспоминать сейчас, когда «Игра престолов» стала одной из самых обсуждаемых тем в мире, но на выходе Final Fantasy XII ругали во многом за то, что вместо типичных для предыдущих частей приторных шашней мальчика и девочки в центре повествования оказалась «политика». На деле же настоящей политики в игре не так много; под этим словом, очевидно, имелись в виду интриги и козни, которые строили друг другу местные аристократы. Но самое важное тут другое:

Каждый персонаж, от героев до их противников, скован какими-то обязательствами и обстоятельствами.

У каждого поступка четкая мотивация, предпосылки и последствия. Число противостоящих друг другу сторон тут в разы превышает стандартную двойку. Здесь нет деления на хороших и плохих, а в финале в кои-то веки решается не судьба мира.

Хотя Final Fantasy XII и рассказывает про конфликт по меркам своего мира локальный, она делает это образцово-показательно, и поклоннику «Игры престолов» ее стоит советовать в первую очередь. Поклонники типичных JRPG ее не приняли именно поэтому – она слишком западная по духу, слишком взрослая и умная.

Рецензия на Final Fantasy XII: The Zodiac Age - фото 3

Ни одного лишнего слова

Это, возможно, прозвучит очень громко, но Final Fantasy XII по качеству сценария и постановки превосходит практически все остальные игры, и если бы японские разработчики изучали ее как образчик драматургии, мир стал бы гораздо лучше.

Здесь нет ничего лишнего; тут не то что в каждой сцене – в каждой реплике есть смысл.

Многие игроки, привыкшие, что им одно и то же разжевывают пол-игры (как в Final Fantasy XIII, например), наверняка тут опешат и не сообразят, что к чему. Но создатели FFXII прямо заявляли, что верят в интеллект игроков и поэтому делают сценки как можно более насыщенными, чтобы внимательные люди разглядели все обилие смыслов. И к этому, бесспорно, надо быть готовым – к тому, что по каждому диалогу тут можно написать эссе с объяснением того, почему каждый персонаж сказал ту или иную фразу и что двигало им в этот момент.

И в неспособности широких масс воспринимать что-то более тонкое, чем размазанные по лицу анимешные штампы, кроется ключевая причина сравнительно невысокой популярности Final Fantasy XII. Люди, привыкшие к излишней гипертрофированности образов, не приемлют куда более тонко выписанных героев, не видят глубины в их репликах и даже протагониста ищут совсем не там, где надо. А зря!

Харизмы пирата Балфира хватило бы на двух Джеков Воробьев; он ворует каждую сцену, в которой появляется, и его остроумию позавидовал бы главный герой любой другой JRPG.

Как можно легко понять, что ваш собеседник ничего не понял в Final Fantasy XII? Самый очевидный маркер – это расхожее сравнение ее со «Звездными войнами» – притом, что эти произведения не роднит практически ничего.

Рецензия на Final Fantasy XII: The Zodiac Age - фото 4

Взлеты и падения

Final Fantasy XII пережила очень длинный и сложный процесс разработки, под конец которого сценарист, режиссер и продюсер игры Ясуми Мацуно был вынужден покинуть Square Enix. После его ухода компания была заинтересована в максимально скором выпуске игры, и значительная часть запланированного, но не доделанного до конца контента была выброшена. Из-за этого первая и вторая половины игры заметно контрастируют. Поначалу буквально каждые пять минут игра пичкает вас сюжетными сценками и диалогами, а ближе к концу их остается совсем немного – буквально прожиточный минимум.

К этому надо быть готовым: в начале вас ждут часы болтовни, в конце – часы подземелий.

Рецензия на Final Fantasy XII: The Zodiac Age - фото 5

Долой рутину!

В Final Fantasy XII есть система гамбитов, позволяющая запрограммировать всех членов боевой команды на те или иные действия в указанных обстоятельствах. Игру часто укоряют за то, что при правильной настройке гамбитов она якобы проходит себя сама, но эту глупость опровергнуть очень легко: настраивает гамбиты кто? Игрок. А значит, именно игрок принял решение поступить в этой ситуации именно так, и тот факт, что он вручную не прокликал через все пунктики менюшек, что он не раздавал вручную все эти приказы, этого не меняет.

Выступающие с критикой системы гамбитов встают на сторону оправдания рутины, присутствующей в каждой игре этого жанра, – рутины, которую Final Fantasy XII: The Zodiac Age режет до минимума.

Нет такой JRPG, где не было бы повторяющихся боев и где в рамках битв не приходилось бы повторять одни и те же команды. Пошаговые JRPG (к которым Final Fantasy XII по своей сути относится) не испытывают реакцию игрока, как это делают, например, экшены; в них бои состоят из поочередного выбора команд, которое почти всегда можно автоматизировать. Это и позволяет сделать система гамбитов, а The Zodiac Age разрешает еще и ускорить игровой процесс в четыре раза.

Эти две возможности нужны каждой JRPG без исключения, но есть они только в The Zodiac Age.

Рецензия на Final Fantasy XII: The Zodiac Age - фото 6

В свое время Final Fantasy XII многие не приняли: для игры такого консервативного жанра она была слишком прогрессивной. Она не только привнесла до сих пор непревзойденную систему гамбитов, но и совершила другой качественный шаг вперед – скрестила бои и передвижение по локациям, традиционно в JRPG разделенные. Она идеально перенесла суть Final Fantasy в рамки почти что открытого мира, она показала, как можно сделать бои динамичными, не теряя при этом тактической глубины – с чем последующие выпуски Final Fantasy уже не могли справиться.

Для игры с геймдизайном 15-летней давности она смотрится сейчас просто потрясающе. При этом, конечно, в ту же Final Fantasy XIV, которая вышла в 2013-м и с тех пор на протяжении четырех лет регулярно улучшалась и дополнялась, играть гораздо удобнее.

Рецензия на Final Fantasy XII: The Zodiac Age - фото 7

Современному геймеру, бесспорно, стоит рекомендовать Final Fantasy XII, однако определенную скидку на возраст ей сделать придется. В FFXII приходится много бегать, тут нет удобного журнала побочных заданий, а мир тут нельзя назвать в привычном смысле открытым: он разбит на средних размеров полянки, разделенные экранами загрузки. Учитывая, как выродился за прошедшие с релиза FFXII жанр JRPG, многие нынешние геймеры наверняка с ним не будут знакомы, и им, возможно, будет сложно принять многие устои жанра, которые игра сохранила. В их числе и сами бои через команды в меню, и то, что персонажи каждый раз покорно ждут своего следующего хода, и нетипичная система прокачки, и многое другое.

Но больше всего выдает возраст FFXII количество секретов, которым она прямо-таки напичкана. Современные игры, как правило, стараются продемонстрировать игроку весь свой контент, но в FFXII добрая половина игры опциональна – и до значительной части побочки добраться самостоятельно, без подсказок, очень сложно. Для тех, кто любит искать секреты самостоятельно, Final Fantasy XII будет раем: тут можно копать сотни часов и не докопаться до всего, что в ней спрятано. Остальным же резонно воспользоваться гайдом и не торопиться бежать по сюжету сломя голову: интересные испытания можно найти практически на любом уровне.

Рецензия на Final Fantasy XII: The Zodiac Age - фото 8

Нет гарантий, что вам понравится Final Fantasy XII. Она одновременно и японская по своим корням, и очень не японская по духу; и прогрессивная по механикам и возможностям игрока, и архаичная по геймдизайну. Но вся совокупность таких противоречий и делает ее ни с чем не сравнимой, уникальной; столь дорогих, богатых на контент и вылизанных до мелочей и вместе с тем смелых и экспериментальных игр в жанре не было ни до нее и не будет уже, наверное, никогда. И поэтому по крайней мере попробовать Final Fantasy XII: The Zodiac Age, ультимативную версию игры, вышедшую на современной платформе, я рекомендую каждому.

Комментарии 33
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Kelso
Kelso
Спасибо за обзор. Потихоньку прохожу, мешает незнание английского. Но запустив вечером, можно забыть про сон.
Okbuz
Okbuz
Да, хорошая игра и хороший текст про нее. Спасибо!
Ян Кузовлев
Ян Кузовлев
Я очень хочу поиграть в Zodiac Age и купил ее, но из-за своих внутренних заморочек не могу в нее спокойно понажимать. ТД, подскажи, какие классы и в каких комбинациях лучше всего дать персонажам для более-менее комфортной игры?