Обзор Dying Light 2: Stay Human — скелет хорошей игры
Релиз Dying Light в 2015 году оказался крайне успешным для студии Techland. Проект хорошо приняли критики и игроки, и он обзавелся множеством преданных фанатов. Анонсированное на E3 2018 продолжение должно было развить идеи первой части — оно моментально оказалось в центре внимания. Автор «Канобу» Руслан Ярсанаев рассказывает, какой в итоге получилась Dying Light 2, и смогли ли авторы выполнить все обещания.
О чём Dying Light 2: Stay Human
Dying Light 2: Stay Human продолжает события первой части. С происшествия в Харране прошло около 15 лет, за которые зомби-вирус снова вырвался на свободу, и под атакой живых мертвецов оказалось всё человечество. В этот раз действие разворачивается в Городе — одном из последних оплотов цивилизации, где люди пытаются адаптироваться и выживать среди полчищ кровожадных чудовищ.
Главному герою Эйдену предстоит найти ответы на преследующие его вопросы, а также сестру Мию, с которой его разлучили в детстве. Но достигнуть своей цели герой сможет только добравшись до Вальца, одного из бывших учёных, изучавших зомби-вирус. Сделать это непросто, потому что путь к нему преградили Ренегаты — враждебная фракция, в борьбе с которой потребуются союзники.
Для Эйдена борьба с зомби и забеги по крышам стали повседневностью. Он привык выживать в среде, где опасность представляют не только мертвецы, но и живые люди. Благодаря этому он обладает гораздо большим опытом, чем протагонист первой части Кайл Крейн, что выражается в расширенном арсенале приёмов главного героя в бою и передвижении.
Все действия и решения Эйдена в Dying Light 2 влияют на повествование и его окружение: сюжет нелинеен, а совершённый выбор может преобразовать часть локаций. Благодаря этому история главного героя кажется значимой для Города, что выражается как в повествовании, так и в геймплее — каждая фракция, которой герой отдаст предпочтение, по-своему обустраивает свои районы, что сказывается на используемых навыках.
Что обещали разработчики и что получили игроки
По описанию игра может показаться достойным продолжением первой части, в котором авторы улучшили все аспекты оригинала. На практике фанаты могут оказаться разочарованы некоторыми вещами. Видимо, проблемы, вызванные увольнением сценариста Криса Авеллона, а также эпидемией коронавируса и массовым переходом на удалёнку, всё-таки повлияли на Dying Light 2.
Проблемы сюжета
Обещанная авторам нелинейная сюжетная линия игры легко описывается словом «катастрофа»: история как будто сама не понимает, в какую сторону движется. События происходят в двух больших частях города — Старом Вилледоре и Сентрал-луп, аналогах Трущоб и Старого Города из первой части. Каждая локация выделяется не только уникальным дизайном, наполнением и архитектурой, но и сюжетом, из-за чего сильно страдает целостность.
Эйден преследует свои цели, но невольно становится участником событий, которые происходят в Городе. И если история в Сентрал-луп тесно связана с главным героем, раскрывая мир игры и Эйдена как персонажа, то Старый Вилледор, где разворачиваются события первой трети игры, ощущается одним большим филлером — главный герой в этом сегменте просто мальчик на побегушках в противостоянии двух сторон. Особенно это заметно в побочных заданиях, большая часть которых прописана по формуле «найди-принеси».
Конфликт людей друг с другом выражается в конфронтации Выживших и Миротворцев. Игрокам предстоит выбрать одну из сторон, что сильно сказывается на повествовании и геймплее. Захватывая особые строения на карте, можно выбрать, какая группировка получит территорию — взамен герой получит определенную награду. Однако тут есть парочка проблем.
Во-первых, предлагаемые Миротворцами и Выжившими бонусы не равносильны. Первые предлагают повсеместную установку ловушек против зомби, вторые расставят вспомогательные средства для паркура. Учитывая, насколько важна механика перемещения в игре, выбор очевиден.
Во-вторых, разработчики не смогли должным образом прописать противостоящие стороны: почти сразу становится очевидно, кому авторы симпатизируют больше всего. К тому же, сама система выбора вышла губительной для истории. Да, решения игрока меняют ход событий, но последствия не всегда заметны. Зачастую диалоговое колесо выглядит как издёвка, потому что можно выбрать лишь один сюжетный вариант ответа. В такие моменты альтернативные ветки в диалогах лишь позволяют получить дополнительную информацию.
К тому же, принятые игроками решения могут повести историю в то русло, которое авторы попросту плохо прописали. Так, даже после финала, некоторые вопросы в повествовании остаются висеть в воздухе. Местами возникает чувство, что сценарий писали разные люди, никак друг с другом не взаимодействующие, после чего их труды кое-как сшили.
На протяжении всего прохождения игрок словно движется по рельсам, лишь в паре мест меняя направление сценарной вагонетки, что совсем не похоже на заявленный во время анонса концепт нелинейности. Даже в трейлере, посвящённом сюжетным развилкам, разработчики лукавят — продемонстрированные цепочки событий взяты из разных квестов, и идут они в другой последовательности.
Проблемы геймплея
Что вообще не укладывается в голове — Dying Light 2 ограничивает зону выполнения задания. Стоит сделать шаг в сторону или упасть с платформы, как начнётся отсчёт времени, за которое персонаж должен вернуться в зону действия. Представить что-то подобное в первой части, где игрокам давали полную свободу, просто невозможно! Очевидно, в основе обеих игр заложено совершенно разные представления о геймплее.
Авторы обещали улучшить его, так как Эйден живёт в мире зомби-апокалипсиса и многому обучен — это выражается в боевой системе и его навыках паркура. И действительно, персонаж намного быстрее Кайла из первой части, его движения разнообразнее и смертоноснее для врагов. Так что частично обещание Techland сдержали. Паркур ощущается одновременно более динамичным и плавным, однако ситуацию несколько омрачают некоторые специфичные навыки героя.
В раскачке боевых и паркурных талантов часть умений получилась крайне спорной. Некоторые способы ускорения требуют особых условий, которые ещё нужно постараться не забыть, а треть боевых навыков вовсе бесполезна. Например, несмотря на все возможности лука, умения связанные с ним крайне неэффективны — большая часть талантов рассчитана на ближний бой, поэтому запинать врагов оказывается проще и быстрей.
К тому же, сами враги не требовательны к умениям игроков, и практически неспособны предложить хоть какое-то испытание — даже финальный босс. Противники-люди различаются носимым оружием, а бои с зомби почти всегда одинаковы. Разнообразия в борьбу с мертвецами могли бы внести особые заражённые, вот только встречи с ними редки. Вдобавок дизайн и модель поведения старых мутантов очень упростили, а новых уникальных монстров в игре всего два вида. Даже титульные для первой части охотники попадаются в игре два раза по сюжету и не особо мешают протагонисту. Dying Light 2 вообще крайне редко предлагает интересные ситуации, в которых игрокам пришлось бы адаптироваться и менять свой стиль прохождения.
Возможно, дело в том, что теперь у предметов, зон и врагов есть уровни. Прокачанный персонаж в два удара убивает более слабых оппонентов, вне зависимости от того люди они, зомби или мутанты. Но стоит противнику оказаться уровнем выше, как бой сразу превращается в пытку. Почему зомби в забытой всеми зоне карантина выносливее уличного мертвеца в тряпье — непонятно, но сражаться с ним придётся дольше. Применение того же лука против врагов с уровнем повыше делает это оружие абсолютно бесполезным — особенно если редкость самого лука не дотягивают до актуальной.
К тому же, в Dying Light 2 улучшить можно не только главного героя, но и его экипировку. По городу раскиданы особые зоны, в которые герой может приходить днём или ночью (зависит от типа зоны), чтобы поживиться нужными компонентами. Из-за того, что абсолютно все инструменты при создании и улучшении требуют огромное количество ресурсов, игрокам придётся откровенно гриндить. Фармить предстоит и экипировку — в сиквеле герой научился пользоваться одеждой.
К сожалению, разработчикам не удалось реализовать все обещания должным образом. Они рассказывали про отличный сиквел, но на практике Dying Light 2 больше похожа на вдохновлённый оригинальной игрой продукт. Правда, и первая часть не сразу стала популярной — потребовались патчи и время, чтобы игроки получили ту игру, которую они и полюбили.
На что и чем похожа Dying Light 2: Stay Human
Techland создали уникальную серию игр: сочетание механик паркура, выживания и борьбы с полчищами монстров в большом открытом мире редко встретишь в игровой индустрии. Поэтому искать аналоги, способные заменить или вдохновить на прохождение Dying Light 2 довольно сложно.
Mirrorʼs Edge, вышедшая в далёком 2009 году, целиком и полностью фокусируется на паркуре — это единственная геймплейная особенность, которая позволяет поставить игры в один ряд. Но и Dying Light, и Mirrorʼs Edge дарят то уникальное чувство свободы, которое образуется при быстром перемещении по городу. В продолжении с подзаголовком Catalyst ощущение нескончаемого бега сохранилось, хоть и пострадало из-за умений, закрытых за древом навыков — подобное чувство может возникать и в Dying Light 2, потому что дизайн некоторых уровней явно делался под высокоуровневых героев.
Большая часть сюжета посвящена конфликту между Миротворцами и Выжившими, напоминающими столкновения «Долга» и «Свободы» из серии игр S.T.A.L.K.E.R. соответственно. Настроения и идеология фракций иногда настолько схожи, что ассоциации возникают слишком часто и непроизвольно. Периодически главному герою удаётся узнать персонажей поближе, поговорив с ними по душам. В такие моменты уровень повествования, как и постановки, резко улучшаются: и вот перед игроком как будто один из лучших моментов, что мог бы найти себе место в Metro: Exodus. В игре от 4A Games тоже уделяется проблемам человечности в мире, где каждый день приходится бороться за выживание.
Если убрать из формулы паркур и вид от первого лица, то можно приобщиться к Days Gone. В ней главному герою также предстоит выживать в борьбе против полчищ заражённых, разъезжая по обширным локациям — герой не так ловок и быстр, как Эйден, зато у него есть собственный мотоцикл.
В мире Dying Light 2 люди уже многие годы выживают в окружении живых мертвецов. Глядя на поселения, развернувшиеся в осаде заражённых территорий, невольно вспоминаются «Ходячие Мертвецы». Что сериал, что комикс — история во всех своих ипостасях рассказывает о том, как нелегко людям даётся выживание. И что зачастую врагом может оказаться тот, кому доверяешь собственную жизнь.
Но одна из главных ассоциаций с Dying Light 2, навеянная Старым Вилледором — Fallout 4. Герой там также бегает от одного поселения к другому, выполняя рутинные и зачастую раздражающие побочные задания. Диалоговая система в игре от Bethesda не намного лучше, а история имеет один большой общий недостаток — главную цель персонажа перебивают абсолютно незначимые события. Даже дизайн некоторых локаций оказывается подозрительно схожим.
Стоит ли покупать Dying Light 2: Stay Human сейчас?
Краткий ответ: если вам понравилась первая часть — да. В другом случае лучше подождать патчей или вовсе пройти мимо.
Сейчас Dying Light 2 выглядит как амбициозный проект со ставкой на геймплей, разработчикам которого явно не хватило ещё времени на доработку: на каждый положительный аспект игры найдётся пара шероховатостей. Игра хорошо выглядит, но погодные изменения крайне однообразны и редки, а некоторые эффекты выглядят плохо. Есть полный русский перевод, даже не с самой плохой озвучкой, с хорошим отыгрышем, правильными акцентами и эмоциями — но всё портит техническая составляющая, из-за которой либо рты персонажей не открываются, либо пропадает звук речи.
С оптимизацией тоже есть проблемы. На залитых дневным светом локациях игра выдаёт стабильные 30-40 FPS в 1440p на среднебюджетном PC (c GTX 1060), но ночью количество кадров в секунду резко падает, и периодически наблюдаются фризы. При запуске первые минут 10 очень сильно лагает музыка: она то появляется, то исчезает, а иногда вместе с ней пропадают вообще все звуки. Кстати, к саундтреку игры вопросов нет — он получился хорошим.
Techland обещает Dying Light 2 около 5 лет пострелизной поддержки. Возможно, что часть этого времени разработчикам придётся потратить на её доработку. Ведь несмотря на большое количество недостатков, у проекта есть потенциал. Это не та игра, какой была первая часть, но если разработчики прислушаются к мнению фанатов, то большинство её минусов можно будет исправить.
В какой-то степени подобное можно наблюдать уже сейчас. До официального релиза вышло обновление, которое резко улучшило качество геймплея пресс-копии. Изменению подверглись настройки управления, элементы боевой системы, и управляемость персонажа, отчего ощущения от Dying Light 2 стали гораздо приятнее. И это даже не был патч первого дня, который обещают выпустить на релизе. Если разработчики продолжат и дальше полировать игру с таким размахом, то рано или поздно она станет отличной.
Итог
Весёлый и динамичный геймплей с ворохом мелких недочётов, и абсолютно глупый сюжет с еле заметными развилками и редкими душевными сценами — Dying Light 2 представляет собой массу противоречий, собранных вместе. После прохождения ощущаешь, что перед тобой не столько развивающий идеи оригинала сиквел, сколько вдохновленная первой частью игра — настолько они разные.
Пока разработчикам не удалось выполнить все обещания. Очевидно, что на реализацию всех идей им просто не хватило времени. Но Techland на примере прошлого проекта уже доказали, что способны на протяжении нескольких лет поддерживать игру контентом и новыми историями. Для Dying Light 2 это будет крайне важно, потому что на данный момент ознакомиться с ней стоит только ради её уникального геймплея.
Пять самых важных фактов о Dying Light 2: Stay Human:
- Dying Light 2: Stay Human развивает историю мира игры, но не требует от игрока ознакомления с первой частью. В центре внимания новые персонажи в новом месте действия.
- Город намного больше карты из прошлой игры, поэтому в сиквеле появились точки быстрого перемещения.
- Пройти игру можно в одиночку или с друзьями в кооперативе.
- В сюжетных и побочных квестах можно принять решения, которые повлияют на прохождение.
- Игрокам предстоит внимательно исследовать мир — очки боя и паркура герой получает за соответствующую активность, а повысить уровень стамины или здоровья можно только с помощью разбросанных по локациям ингибиторов.