Рецензия на Destiny
Apple же подошла к задаче основательно: упростила и обезопасила операции благодаря Touch ID, договорилась с McDonald’s, Subway и другими сетями, чтобы облегчить переход на новую систему платежей, а главное объяснила, зачем вам это нужно. Но да – фактически Nexus опередила создателей iPhone. Вот так и с Bungie. Авторы Halo – не первые, кто попытался скрестить элементы сингловых и онлайновых игр, но они первые, у кого получилось воплотить все это в понятной широкой аудитории форме – Destiny способна усадить за ММО даже тех, кто ММО не интересуется.
Последний раз я серьезно играл в MMORPG около семи лет назад: мы часами бегали с другом в Ragnarok Online, наизусть заучивали билды и занимались, как мы тогда это называли, «суходрочем» – пачками изничтожали мобов в надежде выбить редкую карту, которая выпадала с шансом в 0,01%. Жутко утомительное занятие, должен сказать!
В какой-то момент мы «отвалились». У друга перестало хватать времени на RO; его голова была забита рождением брата и поступлением в вуз, а бегать одному мне не нравилось, поэтому я и переключился на сингловые игры. Они-то меня и избаловали – я вдруг понял, насколько сильно MMO им уступают, начиная с геймплея и заканчивая сюжетом.
Иногда ностальгия возвращала нас в RO, но мы быстро «отваливались». За прошедшие годы игра изменилась слишком сильно, а разбираться в ней с самого начала не было времени. Сесть и получать удовольствие не получалось, нужно было заново вникать. Да и мы стали старше, тут уже было не до бесконечного гринда и изучения форумов.
Когда же «Адовая Кухня» сагитировала нас купить по консоли, Uncharted и другие ААА-игры окончательно убедили меня в мысли – за MMO я больше не сяду. Но я рано зарекался. Спустя почти десять лет мы вместе с другом снова зачищаем инстансы и на пару рубим боссов. Но не потому что соскучились по жанру. Просто Bungie выкинула из Destiny все, что годами отталкивало от MMO взрослых людей с работой и личной жизнью.
Вы не задумывались, почему сотрудники студии называют свою игру «совместным приключением» (shared adventure), а не ММО? Неужели обычное кокетство? Или это такой маркетинговый ход? Думаю, в первую очередь им хотелось отгородиться от сложившихся стереотипов. При слове «MMO» в голове тут же всплывает World of Warcraft и образ прыщавого задрота из знаменитой серии South Park (эпизод Make Love, Not Warcraft).
Подобные ассоциации – главное, что могло помешать Destiny. Ее авторы нацелились на нетипичную для онлайновых проектов аудиторию – избалованных ААА-играми людей с консолью и ограниченным временем. Само собой, термин «MMO» отпугнул бы их, потому что все знают: World of Warcraft – это беспощадный пожиратель времени, в котором новичкам не то чтобы рады. А у многих обладателей Xbox и PlayStation в распоряжении есть только вечер, от силы два часа.
И создатели Destiny об этом знают и идут навстречу. Они не переизобретают жанр, а адаптируют его под запросы объективного большинства. Да, совсем как Apple. Bungie по буквам следует заветам Стива Джобса: «чем проще, тем лучше». MMORPG – это сложно. Куча иконок, горячих клавиш и нюансов, в которых среднестатистический игрок просто не станет (да и не обязан) разбираться.
А что может быть понятнее консольной аудитории, чем шутер? Более того, шутер, который при этом задействовал бы ваш опыт игры в, допустим, Call of Duty. Механика другая, а принцип – тот же. Проекты вроде Guild Wars или Lineage требуют определенных знаний и бэкграунда, но что делать тем, кто с MMO незнаком?
Вот Bungie и «подсекает» оставшихся за бортом, причем делает это блестяще. Destiny – один из лучших шутеров последних лет. У вас не возникнет желания бросить ее лишь потому, что она ощущается хуже, чем сингловые игры, к которым вы привыкли – она ничуть им не уступает.
В Destiny интересно именно играть. Проблема большинства MMO всегда заключалась в механике. Если лишить World of Warcraft ее социальной составляющей, останется только унылый гринд и однообразные бои с монстрами. В отрыве от онлайна бои не вызывают интереса, так и остаются скучным, нудным, утомляющим закликиванием мобов.
Bungie выкинула из Destiny все, что годами отталкивало от MMO взрослых людей с работой и личной жизнью
Bungie изящно решила эту проблему: Destiny круто игралась, даже если бы ее перевели в офлайн – в основе механики лежит отполированная Halo, на минуточку, один из лучших FPS в мире. Некоторое время назад редактор американского IGN написал, что в Destiny самая крутая рукопашная атака в видеоиграх. И черт подери, как я с ним согласен!
Вы буквально чувствуете, как собственноручно вбиваете нож в глотку очередного инопланетного урода или впечатываете ему в морду кулак. На впечатления работает каждый элемент Destiny: безупречная картинка, выдающийся дизайн (какая тут Луна!), сверхкачественный звук. Я наиграл уже больше 25 часов и до сих пор самодовольно ухмыляюсь, когда кулак моего персонажа с громким хрустом врезается противнику в лицо.
Вообще, Destiny – это игра про чистый геймплей. Если вы назовете ее однообразной, то будете абсолютно правы – по большому счету, все, чем вы тут занимаетесь, это стрельба и коллекционирование шмоток (до неприличия аддиктивное действо, и, к тому же, весьма полезное – предметы можно прокачивать). Bungie сосредотачивает ваше внимание на процессе, ролики показывают редко и по делу.
Робот-навигатор, которого озвучивает Питер Динклэйдж (ваш любимый Тирион Ланнистер из Game of Thrones), трещит без умолку, но история игры уместилась бы и в паре строчек: вы – один из Стражей, ваша задача – отбить нападение сил Тьмы, которая когда-то разрушила близлежащие планеты и изрядно потрепала таинственный шар под названием Странник – раньше он защищал человечество от сил извне. Вот, собственно, и все – хватайте оружие и отправляйтесь спасать мир. Ради сюжета в Destiny играть точно не стоит.
Для поклонников Bungie такой подход и впрямь может стать горьким разочарованием, особенно если они ждали чего-то уровня Halo. Необычных ситуаций и зрелищных сцен от сюжетной кампании также можно не ждать. Ее безумно интересно проходить с друзьями, но это не отменяет происходящего на экране примитивизма. Есть большие уровни, есть монстры и есть задача убить всех тварей – не слишком впечатляюще по меркам 2014-го. Другое дело, что стрелять тут не надоедает даже после двадцати пяти часов, и вот почему.
Destiny – это чертовски умный, выхолощенный шутер, в котором враги действительно бросают вам вызов и постоянно держат в напряжении (к каждому виду инопланетян нужно подбирать свою тактику, они все ведут себя по-разному). Такого удовольствия от простой стрельбы я не испытывал, кажется, со времен первого F.E.A.R. Причем низкий порог входа никак не отразился на геймплее. Игру легко освоить, но от этого она не превращается в press X to win.
Тут в порядке вещей потратить тридцать-сорок минут на битву с боссом в какой-нибудь PvE-миссии, чтобы в итоге остаться с носом – многие мои напарники не выдерживали и забивали. Да, в страйках, как тут называют PvE, даже на normal царит настоящий хардкор (вас, если что, никто не заставит их проходить – можно ограничиться исключительно сюжетными заданиями, на каждое уйдет минут по двадцать).
Зато ощущения, которые дарит Destiny после победы над чересчур жирным боссом, сравнимы разве что с Dark Souls – в голосовом чате начинается настоящий праздник. Возникает чувство единения с товарищами по оружию, кажется, что на дворе – Новый год, и все вокруг в едином порыве радуются бою Кремлевских курантов. Эмоции – непередаваемые. Уже одним этим игра отбивает потраченные на нее деньги. Три раза. Если бы еще и сервера работали как надо, и вы не вылетали всей командой во время страйков, отбила бы и четыре.
Кстати, если вы решитесь проходить миссии на сложности Hard, игра не просто повысит уровень мобов, но еще и добавит кучу неприятных модификаторов. Монстры начнут вести себя в разы агрессивнее, а патроны будут выпадать для самых разных пушек, почти никогда для той, что у вас в руках. Придется спешно переключаться на ствол, для которого вы подобрали боеприпасы (всего их три типа – для основного, вспомогательного и спецоружия вроде пулеметов или базуки). Динамика такая, что о приливах адреналина и говорить излишне. Подобного напряжения, простите, не создавалось даже в Halo.
Но Bungie не была бы Bungie, если бы остановилась на этом. Помните, я писал про утомительное изучение гайдов? Так вот, в случае с Destiny у вас не будет необходимости часами штудировать форумы и ковырять билды (хотя о некоторых полезных вещах разработчики почему-то умалчивают – о том, что можно сменить аватар, я узнал только к 14-му уровню). Более того, вы никак не сможете «запороть» своего персонажа, неправильно раскидав очки опыта.
Прокачка сделана предельно интуитивно – между открытыми скиллами переключаешься нажатием всего пары кнопок. С выбором класса также трудно ошибиться. Все типы Стражей – Титаны, Чародеи, Охотники – являются смертоносными боевыми машинами, разница между которыми заключается в спецударах. Тут нет хлипких лекарей или слабеньких магов, Destiny целиком сосредоточена на безостановочном экшене. Именно поэтому в игре не осталось места полутонам и компромиссам.
Bungie словно говорят вам: «к черту скучные пережитки – играйте!» Конечно, поклонников MMO старой школы это возмутит, дескать, как так – где глубина? Увы, ветвистые древа умений канули в Лету ради того, чтобы люди с двумя часами свободного времени не забивали себе голову всякой ерундой. И от этого Destiny, если уж на чистоту, нисколько не потеряла. Тем более глубины здесь хватает итак – у каждого вида героев имеется по два подкласса, которые достаточно сильно друг от друга отличаются.
Ради доступности Bungie избавилась и от привычной системы купли-продажи: вам не нужно бежать в Башню (местный хаб – единственный «город» в игре), чтобы продать бесполезные шмотки. Зачем тратить время, если можно зайти в меню и «распылить» лишний хлам? Местные деньги тут же переведут вам на «счет»– настолько все просто. Никаких лишних телодвижений, чистый фан и геймплей. И это не ли не круто?
Притом в Destiny остался важнейший элемент MMO – испытания. В Башне вы подписываетесь на различные челленджи: «убей 100 врагов, ни разу не умерев», «победи столько-то Титанов в мультиплеере», «пройди страйк с первого раза». Помимо этого есть еще ежедневные и еженедельные задания – куда уж без них! Bungie мотивирует вас качаться дальше и дальше, возвращаться в Destiny раз за разом. Например, рейды на шестерых человек (в обычных миссиях участвуют команды по трое) открываются только с 26-го уровня. А ведь есть еще и особенно хардкорный страйк Nightfall, предназначенный для игроков 28-го – вот уж где мало не покажется.
Еще один важный момент – при достижении 20-го левела ваш персонаж прекратит накапливать опыт, расправляясь с врагами. Геймплей станет немного другим: теперь, чтобы прокачиваться, нужно будет выбивать шмотки, содержащие свет Странника – надевая их вы увеличиваете свой уровень. Это, прямо скажем, занятная смена темпа (хотя под собиранием вещей со Светом и кроется старый добрый гринд).
Destiny – чертовски умный, выхолощенный шутер, в котором враги действительно бросают вам вызов
Впрочем, Bungie не удерживает вас насильно, она лишь предлагает чертовски веские причины продолжить. И ты продолжаешь – остаешься на десять, двадцать, тридцать часов. Чередуешь рейды со страйками, испытаниями и замечательным мультиплеером (эх, если бы для него еще сделали нормальные карты!), открываешь все новые и новые грани и любопытные нюансы. И это притом, что вся Destiny выстроена исключительно вокруг стрельбы – просто какой-то парадокс.
Я всегда немного завидовал людям, которые помнят самые ранние билды World of Warcraft и могут сравнить их с тем, какой она в итоге стала. Тут как с выходом консолей нового поколения: интереснее всего следить за развитием приставок с самого начала, не оставаясь в стороне. После выхода World of Warcraft прошло целых десять лет, а место самой популярной MMO в мире никто так и не занял.
Bungie подарила нам без малого WoW нового поколения, и я бы не советовал вам упускать свой шанс пронаблюдать становление Destiny с точки отсчета. Тем более игра более чем достойна внимания – как-никак, первая консольная MMO, сделанная для людей.