Рецензия на Burnout Paradise Remastered
К 2008 году серия Burnout заслужила репутацию «самой понятной» гонки и уже успела повлиять на жанр. Впрочем, случилось это не сразу. Первая часть была обычной аркадой, в которой просто показывали красивые повторы аварий — забавная особенность, но не более. А вот продолжение уже отличалось определяющими серию нововведениями. Разработчики ввели мини-игру, где нужно врезаться во встречный трафик, а также систему накопления буста, позднее ставшую стандартом: ускорение копилось за смелые выходки вроде дрифта и вождения по встречной. Лишь в Burnout 3: Takedown аварии сделали ключевой механикой — третью часть, кстати, некоторые невзлюбившие Paradise фанаты и считают лучшей в серии. В любом случае именно ради возможности разбивать машины соперников и устраивать массовые катастрофы на перекрестках все покупали игру, ее последовательницу Revenge и два ответвления на PSP.
В этом и сложность — до Paradise фанаты Burnout просто не представляли, что серия может увлечь чем-то еще.
Burnout Paradise раскрывает формулу серии на совершенно другом уровне. Она переносит ранее замкнутые соревнования в открытый мир. В город, где на каждом перекрестке и на каждой улице ждут безумные испытания и состязания. Где в гонках нет ограничений: к финишу можно приехать любым маршрутом и только глупцы мчат по основной дороге в обход срезок.
Разработчики из Criterion Games пошли на рискованный шаг — создали открытый мир без конкретной цели. В Paradise Citу с самого начала можно исследовать весь город без ограничений, выполнять трюки, проходить гонки коллекционировать машины. Заниматься запретными для реального мира вещами под мечтательную песню о свободе Paradise City группы Guns N’ Roses, бодрый металкор от Killswitch Engage или мелодичную сюиту Баха Air on the G string. Кстати, да — на «Канобу» уже много раз расхваливали саундтрек Burnout Paradise, но не грех сделать это еще раз. Таких мощных плейлистов в играх не было со времен двух легендарных NFS Underground и Most Wanted, а после Paradise не было до… ну, наверное, до Burnout Paradise Remastered.
Риск оправдал себя. Раньше похожие по духу NFS или Midnight Club сразу ставили задачу — отомстить или стать лучшим — и к ты к ней шел постепенно. А в Burnout ты предоставлен сам себе. И вседозволенность опьяняет. Хочется всего и сразу. Сбить вот тот рекламный щит на крыше высотки, снести забор и прокатиться по футбольному стадиону. Выезжаешь на новую улицу, начинает тикать секундомер — почему бы не установить рекорд времени? Как только устаешь кататься, едешь на ближайшее состязание, в котором нужно разбить машины противников.
А потом активируешь режим «Беспредел»: авто кубарем катится по дороге и сминает под собой весь встречный транспорт, устраивая настоящий металлопокалипсис. Вот это и есть Burnout Paradise!
Занятий в мире игры полно и попадаются они часто — буквально одно за другим, но даже уже найденные секреты и выполненные состязания полезны до самого конца. Так, открытые однажды срезки пригодятся в новых гонках, чтобы показать лучшее время или хитро обогнать соперника. А еще важно знать, где находятся трамплины и рекламные щиты, ведь за прыжки и вандализм прибавляют буст. Так что исследование открытого мира в Paradise — не только самостоятельно развлечение, но и подготовка к состязаниям. Благо и мир в игре, несмотря на впечатляющие размеры, хорошо запоминается и откладывается в памяти четкой схемой шорткатов и трамплинов.
Соревнования вообще придется перепроходить несколько раз, потому что за новые победы со временем выдают новые права, повышающие ваш водительский класс. А с новыми правами обнуляются результаты, и повышается сложность. Вместе с тем на свалке — местном гараже — появятся новые машины, которые так и зовут прокатиться на них их. Вот и выходит, что соревнования-то старые, а ощущаются совершенно по-новому.
Criterion удивительным образом сумела воспроизвести тягу к коллекционированию и испытанию машин, свойственную автосимуляторам, в аркадной гонке. Обычно в аркадах раз за разом выбираешь наиболее эффективное авто, а большую часть автопарка оставляешь в стороне. В Burnout Paradise все автомобили поделены на три класса: гонщик, трюкач и агрессор. Гонщики быстрые, но хрупкие. Агрессоры медлительны, но едва ли не сминают противников. Трюкачи универсальны, но лучше чувствуют себя в управляемых заносах и прыжках. В остальном все машины важны.
И тут ключевую роль играет то, как автомобили преподносятся. Это не предметы роскоши, не тюнингованные корчи, не экзотические спортивные машины и не транспортные средства. Это тачки для испытаний.
В первый раз они появляются на свалке в виде разбитых развалюх, требующих ремонта. Сразу понятно, что очередной драндулет многое повидал, к нему не обязательно бережно относиться. Потому каждое новое авто — новый подопытный. Хочется проверить, как он разгоняется, как звучит его движок, как хорошо он переживет столкновение с отбойником, как прыгает с трамплина.
Чем больше изучаешь автомобили в Burnout Paradise — а их тут 139 — тем отчетливее видишь их уникальные черты. Начиная с того, что для каждого авто разработчики симулировали уникальный звук движка, заканчивая поведением в поворотах. На виражах особенно хорошо ощущается вес машин. Заднеприводные спорткары мгновенно уходят в занос, маслкары кренит вбок, а внедорожники так тяжелы, что их несет в сторону. И таким дотошным образом в игре отражены все известные классы вплоть до минивэнов, суперкаров и багги.
Разумеется, разбивать машины — все еще одно из главных развлечений в игре. Аварии в Burnout красочные и непредсказуемые, а корпуса автомобилей сминаются так реалистично, что ни одна другая аркадная гонка к такому и близко не подобралась. Повреждения просчитываются в реальном времени и сильно зависят от условий. При прямом столкновении с грузовиком весь перед авто сложится гармошкой. Если слегка задеть встречную легковушку, помнется только одна сторона. Если же впечатать противника в бордюр, то он может подскочить на нем и покатиться боком, теряя с каждым ударом колеса, двери и мелкие запчасти.
Расстраивают лишь массовые аварии. Их превратили в слишком простую мини-игру, в которой нужно кувыркать машину по дороге и задевать встречный трафик. А ведь в тех же Takedown или Revenge увлекала сама задача — влететь на перекресток так точно, чтобы вызвать как можно более масштабный затор. Словом, устроить катастрофу на дороге в прошлых частях — целое искусство, а в Paradise — просто развлечение, чтобы передохнуть от гонок (это и не для всех будет минусом).
Зато мультиплеер напротив превращает игру в площадку для развлечений. И хотя занятия остаются те же, а гонки запускаются по желанию хоста сессии, повторять знакомые вещи стимулирует спортивный азарт. Игра постоянно уведомляет, как кто-то побил рекорд времени, совершил безумный трюк или разбил сотню-другую машин. Сразу хочется и самому отметиться. И так вся сессия проходит в состязаниях и погонях с противниками, где вы пытаетесь протаранить друг друга.
А еще в Burnout можно собрать за одним экраном шумную компанию и очень просто развеселить ее. К примеру, вместе с друзьями посостязаться кто дальше проедет в потоке машин по встречке, сможет прыгнуть с трамплина и сделать на автомобиле бочку или просто быстрее всех проедет по улице.
Когда в большинстве игр жанра совместные развлечения ушли в онлайн, такая гоночная игра приходится — в 2018-м это даже актуальнее, чем на момент выхода оригинальной версии Paradise.
Как именно Burnout Paradise повлияла на жанр становится ясно, когда вспоминаешь гонки последних лет. В The Crew и серии Need for Speed машины похожим образом дрифтуют и набирают нитро за опасные действия. В серии The Forza Horizon и снова в той же The Crew мир игры в первую очередь пытается увлечь множеством классных активностей, которые попадаются на каждом углу.
Но даже если отбросить все заслуги Paradise в историческом смысле, это по-прежнему самая задорная гонка про аварии. В ней одинаково интересно исследовать мир, разбивать машины, состязаться в мультиплеере и за одним экраном с друзьями. В этом плане Paradise ничуть не устарела.
Переиздание преподносит классику в лучшем виде. Со всеми дополнениями, среди который локация Big Surf Island, наборы байков, игрушечных машинок, культовых автомобилей из «Команды „А“», «Охотников за привидениями» и «Назад в будущее». Графику подтянули до достойного уровня — мы об этом уже писали в сути: похорошели текстуры, освещение, появилась поддержка всех актуальных разрешений. Игра похорошела ровно до того уровня, чтобы современные игроки не выключили Paradise через десять минут, а большего ей и не надо — геймплей-то не постарел совсем.