Рецензия на Black Mirror
Видеоверсия:
За возрождение The Black Mirror, которое получило еще более лаконичное название Black Mirror, взялась известная бременская студия KING Art, ответственная за успешную приключенческую серию Book of Unwritten Tales.
Уж у такого-то разработчика все должно получиться! И получилось, но, к сожалению, не все. Видимо, сказывается семейное проклятие клана Гордонов.
Я не упертый фанат ПК, но большая часть проблем Black Mirror связана с ее мультиплатформенностью. Сегодня все больше приключенческих игр, желая покорить новую аудиторию, перебираются на большие консоли. Это нормально, но к такому делу нужно подходить крайне ответственно и учитывать при разработке особенности всех платформ.
Взять хотя бы управление. Я прекрасно понимаю, что на консолях двигать по экрану курсором было бы неудобно, поэтому наличие некоего подобия tank controls вполне объяснимо. Но зачем при этом на ПК вырезать (но рабочий курсор оставлять) управление мышкой? И ладно бы «консольное управление» было удобным хотя бы на тех же консолях, но ведь и там получается крайне тормознуто. И это отлично сочетается с примитивным интерфейсом. Тут бы обвинить именно разработчика, но у нас есть Syberia 3 (и рецензия на нее), что уже заставляет задуматься.
Немного пострадали и загадки. Их совсем мало, они крайне просты и не дают чувства интеллектуальной победы после решения. Хотя новичкам такое упрощение может понравиться. При этом за разнообразие их можно даже чуть-чуть похвалить: подбор шифров, рунические головоломки, осмотр ящиков стола, и даже целый один пазл! Но хардкорным фанатам квестов, привыкшим проходить игры, выписывая все в настоящий блокнотик, тут будет скучновато.
В больших квестах 2017 года пиксель хантинг не в почете. Механика себя изжила, конечно, но замену ей хотелось бы видеть более достойную.
По подаче сюжета и игровому процессу новая игра, скорее, ближе к «фильмам» Telltale Games, чем к классическим квестам. Тут даже примитивные QTE-сценки завезли. И они очень вялые. Идея интерактивного кино по Black Mirror — не самая плохая, но кино-то хочется хорошее.
Разработчики вообще стараются быть «современными», вот, например, загадку на передвижение ближе к финалу поставили. Зачем? С таким тугим управлением она проходится с матами на гаэльском и желанием поскорее закончить игру. Еще лучше многочисленные «видения», которые в лучших традициях классических ужасов, преследуют главного героя на протяжении всего его пребывания на территории особняка. Во время таких видений мы переносимся в прошлое и следим за призрачными фигурами, пытаясь найти активные точки для взаимодействия. И если главный герой слишком долго бездействует вблизи призраков, они начинают покрываться черной смолой, в конце концов набрасываются на него и жестоко убивают. Могут и горло перегрызть. Сначала это вау и мурашки, позже — все больше раздражает.
Вот так-то, в приключении снова можно умереть. А еще игре есть парочка фатальных фризов. Так что сохраняйтесь почаще.
Чтобы избежать столь глупой смерти, нужно вовремя отойти в сторону. Просто? Нет! Из-за того, что видения почти всегда происходят в замкнутых пространствах, а наш роковой аристократ довольно неповоротлив, сделать это крайне сложно, в большинстве случаев ты просто умираешь. В этой ситуации радует, что хотя бы сохранения тут загружаются быстро, а вот загрузка переходов между локациями удручает — за это время можно и самому в Шотландию слетать.
Сюжетно переиздание отмотали назад во времени, и из Англии 1980 года, мы перенеслись в уже упомянутую Шотландию 1926-го. Фабула осталась нетронутой: открываем любой короткий рассказ Лавкрафта и читаем с листа. Молодой аристократ Дэвид Гордон прибывает в семейное поместье после самоубийства отца и обнаруживает, что его-то там почти никто и не ждал. Кроме многовекового семейного проклятия, конечно.
Детективная составляющая заметно поредела из-за упрощения загадок, теперь все в основном завязано на диалогах и прикладном исследовании особняка. Локаций немного: особняк, прилегающая территория с часовней и древняя кельтская деревушка по соседству. Но за пятичасовое прохождение надоесть они не успевают, благо сценаристы довольно ловко жонглируют повествованием, почти избегая такого ненавистного всем бэктрекинга. Большую часть игры вы будете ходить в паре с психотерапевтом Лией Фарбер. Конечно, это вам не Джордж с Нико, но все же приятно, когда рядом находится миловидное создание в черных кружевных чулках. Да-да, не хуже 2B.
Сюжет нового «Черного зеркала» построен вокруг отцовской любви и защиты потомков. Вместо долгого и степенного расследования на 150 локаций из оригинальной игры — стремительный и богатый на события аттракцион, полный простых, но элегантно исполненных сюжетных ходов. Что вы хотите: игра даже начинается со сцены погони, а заканчивается почти как оригинал 2003 года — спойлерить не будем.
Сам Дэвид Гордон — классический персонаж короткого рассказа ужасов. Потерянный молодой аристократ, страдающий от видений и одиночества. Шаг вправо, шаг влево — нервный срыв. Прыжок считается попыткой заглянуть за Вуаль.
Диалоги прописаны по существу и без явного словоблудства. Слушать английские голоса персонажей одно удовольствие, озвучка на высоте: шотландский говор садовника Рори — отдельный повод для восхищения. Порой проскакивают разговорные местечковые слова типа loch — «озеро», что придает речи героев какой-то особый колорит.
Дэвид озвучен довольно иронично. Он пытается неловко шутить и отпускает колкие комментарии в духе английского лорда, всячески показывая окружающим, но в большей степени самому себе, что фамильное проклятие ему не чета. Дворецкий надменно бубнит под нос, а старая леди Маргарет величаво отчитывает главного героя.
Реплики в диалогах, согласно последней моде, можно выбирать в любой последовательности, и от этого наблюдается интересный диссонанс: в одну секунду учтивые друг с другом люди начинают собачиться на пустом месте, а потом снова манерно раскланиваются и расходятся по своим делам.
А вот к чему в новой Black Mirror у меня нет никаких претензий, так это к графике. Да, порой анимация персонажей немного резка, но с Шотландией начала прошлого века Unity справляется на удивление хорошо. Готический особняк проработан в мельчайших подробностях, прилегающие территории наполнены витиеватой растительностью, а фамильная часовня на холме в самом деле поражает своим величием.
Отдельно хочется отметить работу со светом, который делает половину атмосферы в игре. Отблески догорающей свечи на затертых рыцарских щитах и латах и дрожащие тени оленьих рогов у камина заставляет неуютно поежиться, а зеленые библиотечные лампы вообще вселяют какой-то первобытный ужас, распространяя вокруг себя враждебное кислотное свечение.
Если вам не страшен вой волынки поутру и хаггис на завтрак, тянет к неописуемому космическому ужасу и вы давно не играли в приключения, то эта игра для вас. За мелкими техническими недочетами, неудобным управлением и немного бюджетной реализацией скрывается классическая жуткая история древнего клана Гордонов, способная, как хороший рассказ, увлечь на несколько часов и не отпускать до самого конца. А потом можно и Лавкрафта перечитать.