Рецензия на Battletoads (2020)
Battletoads (2020) впервые представили тизером на E3 2018, но радость анонса для многих потом испортил дебютный трейлер, где разработчики — студии Dlala и Rare — показали то, как игра будет выглядеть. Жестокость и вызывающая брутальность оригинальных частей сменилась милой и яркой рисовкой в стиле мультиков канала Cartoon Network, сами жабы превратились в героев современной подростковой анимации, а темная королева — их вечный враг — больше не носила черный латексный костюм, подчеркивающий все ее достоинства, она буквально была укутана в одежду без намека на сексуальность.
Так теперь выглядит Battletoads: это факт — и с ним ничего нельзя поделать, разве что принять. Если же вы из тех, кто заранее не любит игру из-за графики, то, скорее всего, переубедить вас ни у кого не получится. К тому же не стоит забывать, что заметно изменился не только визуальный стиль, но и общее настроение. В играх 1990-х Rare не заморачивалась тем, чтобы прописывать характеры жаб и уж тем более выдавать темной королеве хотя бы простейшую мотивацию, но в перезапуске есть и то, и другое. И даже сюжет стал сложнее! Ну, немного.
Главные герои, как выяснилось, отличаются друг от друга не только цветом, но и поведением. Раш, скажем, — тот, что даже в темных помещениях носит солнцезащитные очки — живет, кажется, лишь ради славы. Зитц — как будто самый умный из трех жаб, да и вообще лидер команды. А Пимпл — здоровяк и местный Халк, который пытается держать себя в руках, но в стрессовой ситуации срывается и все крушит. Все они, впрочем, — одинаково беспечные раздолбаи, которые много и не всегда смешно шутят. Хотя иногда — смешно. Особенно в те моменты, когда смеются сами над собой или… над фанатами, которые сейчас морщатся от графики.
Последние 26 лет, по сюжету игры, жабы провели в виртуальной реальности, где были звездами. А когда их внезапно нашли в каком-то колодце на свалке, где они все это время жили без горя, оказалось, что никто о них и не знает. Никакие они не звезды на самом деле — и это их очень печалит. Как же вернуть себе славу? Понятное дело, вновь сразиться с темной королевой, которая держит в страхе весь мир! Или нет: королева последние 26 лет тоже ничем примечательным не занималась, поэтому и ее тоже никто не знает. Собственно, тому, как боевые жабы пытаются снова стать главными знаменитостями галактики, и посвящена новая Battletoads.
И да, галактика. Перезапуск неслабо так расширил лор серии и показал, что этот выдуманный мир живет не только приключениями боевых жаб. В нем есть масса планет, каких-то странных существ, забавных инопланетян и много чего еще. Все это подается в том числе через ролики, которых в новой Battletoads, по сравнению с играми 1990-х, неприлично много — если вырезать их и собрать вместе, получится пара эпизодов сериала. Неспроста это все, кстати, — не исключено, что Microsoft зафорсила настолько «мультяшный» визуальный стиль как раз потому, что хотела затем превратить серию в анимацию. Не исключено, что хочет до сих пор!
И все это, как бы, возможно, кто-то из фанатов того ни хотел, не делает Battletoads плохой игрой. Несмотря на изменившиеся визуал и настроение, это все такая же по-хорошему придурковатая история, в рамках которой происходят порой смешные и часто абсурдные, но всегда максимально зрелищные событий. И главное, что играть весело, хотя как раз в геймплее отличий от оригинальных игр куда больше, чем во всем остальном.
Оригинальные Battletoads известны геймплейным разнообразием, и новая игра в этом смысле следует духу предыдущих частей. Эпизоды с драками сменяются гонками на летающих мотоциклах, прерываются на сражения с боссами и всякий раз разные мини-игры, затем Battletoads на несколько уровней превращается в платформер с массой головоломок (без боев!), а потом — в скролл-шутер, где следует управлять космическим кораблем жаб.
Разница — в деталях. К примеру, гонки на скутерах теперь проходят не с видом сбоку, а с видом из-за спины — и нет, это не делает их проще. Мини-игр реально очень много, и далеко не всегда сразу успеваешь сообразить, что необходимо делать в каждой из них: вам предлагают то управлять системами космического корабля, то играть в «камень, ножницы, бумага» по версии жаб, то лупить налетающих со всех сторон противников, то взламывать системы безопасности, то еще что-нибудь. А у секций в открытом космосе теперь совершенно другая перспектива, что, кстати, также не делает их менее сложными. Новая Battletoads вообще моментами крайне непростая игра, способная вывести из себя, — горит от таких моментов хорошо, фанаты оригиналов будут рады.
Сильнее всего изменилась боевая система. Визуально Dlala и Rare сохранили почти все, за что можно было полюбить оригинал: жабы все еще с соответствующими звуками лупят врагов, превращают конечности в молоты и раковины, чтобы ударить посильнее, сами трансформируются, например, в акулу (удар с прыжка по площади) и поезд (удар, пробивающий защиту противника) и делают много других безумных вещей. Только механически это совсем не похоже на Battletoads из 1990-х.
Во-первых, появилась простая, но эффективная система комбо. Наиболее яркий пример — отлупить врагов на земле, подбросить их вверх ударом на отдельную кнопку, подпрыгнуть самому, несколько раз пнуть их, а затем подтянуть к себе других противников языком. Звучит сложнее, чем есть на самом деле — все делается за секунды, управление понятное, и ситуаций, когда нажал не ту кнопку и комбо сорвалось, не бывает. Так или иначе напинать врагам все равно получится.
Во-вторых, жабы теперь по-разному ведут себя в бою. Мало того, что у каждого из героев свои собственные эффекты для комбо, так они еще и по боевым характеристикам отличаются. Раш бьет быстро, но слабо. Пимпл — медленно, но мощно. А Зитц — скажем так, усредненный «класс». Словом, в новой игре действительно важно, за кого из жаб играть — этот выбор влияет на геймплей. А еще герои умеют уклоняться от вражеских ударов, резво смещаясь в сторону по нажатию кнопки, — и это еще одна механика, которую не ожидаешь увидеть в Battletoads.
И в третьих, в сражениях стало куда меньше интерактива. Нельзя подобрать какую-нибудь палку и залепить ею по противнику. Нельзя оседлать летающего поросенка. Нельзя с разбега огромной ногой пнуть врага, которого сам же по пояс вбил в землю. И все это — минус, конечно. Хотя новые механики (те же комбо) компенсируют то, от чего разработчикам по каким-то причинам пришлось отказаться.
Недостатков, на которые стоит обратить внимание, у новой Battletoads, как мне кажется, ровно два. Первый — битвы с боссами, из которых большинство — не то чтобы очень изобретательные. Хуже, что почти все они — довольно простые в прохождении, особенно в кооперативе. Есть, пожалуй, лишь один или, может, два босса, на которых можно сгореть, но это скорее исключение из правила.
Второй же недостаток — отсутствие онлайнового кооператива. Увы, Battletoads поддерживает только игру на одном экране (до трех человек), сыграть с друзьями онлайн не получится. Про это сейчас много кто пишет в обзорах, так что не исключено, что рано или поздно в игру добавят нужный режим.
А в остальном новая Battletoads — зрелищный, веселый и весьма разнообразный «битэмап», где нашлось место и платформеру, и даже скролл-шутеру. Если хочется, можно, конечно, сидеть и ненавидеть игру за графику и порой глупые шутки, но это не стоит того, поверьте. Геймплей — круче, а удовольствие, которое вы получите от прохождения в кооперативе, — важнее.