Рецензия на Assassin’s Creed: Valhalla
Valhalla посвящена одному из самых интересных периодов раннего европейского средневековья — вторжению викингов на Британские острова. За несколько столетий жестокие воины заметно повлияли на историю будущей Англии, материковой Европы и Руси. Северяне умудрились добраться даже до Северной Америки — и в новой Assassinʼs Creed этот факт тоже имеет значение.
Играем мы за Эйвор — мужчину или женщину: выбрать пол можно в начале игры, а еще можно ничего и не выбирать — тогда игра, аргументируя это работой «Анимуса», в тех или иных сценах будет сама менять мужского главного героя на женского.
Идея в том, что в ДНК Эйвор уживаются как бы сразу два образа, что и отражается на геймплее. На сюжете, судя по всему, это тоже так или иначе отразится — ассасины настоящего, а именно — знакомая по двум прошлым играм Лейла Хассан, упоминает этот факт настолько часто, что он просто не может ничего не значить для истории Valhalla.
В настоящем времени все по-прежнему: мир под угрозой, но Лейла все еще пытается спасти его, обращаясь за ответами к прошлому. В «Одиссее» она этих ответов получила немало — и даже обзавелась посохом Гермеса, а теперь загадочное сообщение привело ее к могиле Эйвор, рядом с которой она с помощью «Анимуса» и выясняет судьбу легендарного викинга.
В своем времени Эйвор — суровый житель севера с непростой судьбой. Герой рано остался без родителей и воспитывался королем одного из норвежских кланов. Повзрослев и набравшись сил, Эйвор решается отомстить за родных — и как раз этой небольшой истории мести посвящен пролог Assassinʼs Creed: Valhalla, события которого происходят в Норвегии. Выполнен он примерно так же, как и в «Одиссее»: сравнительного небольшая территория и несколько побочных активностей на 3-4 часа, а также знакомство с ключевыми механиками.
Совсем скоро Эйвор со своей командой преданных воинов из-за сюжетного поворота отправится в Англию, чтобы построить собственное королевство, но до тех пор выяснится несколько любопытных деталей. Во-первых, в сюжете неожиданно появятся два персонажа, через которых Ubisoft сделает сразу несколько отсылок к ранним играми серии. Во-вторых, после «Одиссеи» вернутся толковые скрытные убийства — такие, какими авторы серии показывали их до «Истоков». И в-третьих, выяснится, что «социальный стелс», давно забытая механика, в этой игре снова работает — по вражеской территории можно и нужно перемещаться, надев капюшон и сливаясь с прохожими. Отдельный момент — шутка про скрытый клинок, которую точно оценят все, кто помнит, что убийцы в плащах когда-то отрезали себе один палец, чтобы пользоваться своим главным оружием.
Valhalla объединяет идеи новых и старых частей, забыв обо всем, за что серию ругали последние несколько лет. Скажем, те же робкие шаги в сторону RPG так и остались в «Одиссее». В Valhalla снова есть диалоги (только с ключевыми для сюжета персонажами), но перед моральным выбором героя практически не ставят, поскольку он этой игре просто не нужен. А с побочными квестами поступили еще проще — их теперь вообще нет. Вернее, есть так называемые «мировые события», свидетелем и участником которых главный герой может стать, если захочет, однако записи о них даже не помещаются в журнал. Это именно что уникальные сценки, которые можно приметить, исследуя мир игры.
Кроме таких вот событий на Британских островах полно сокровищ, древних гробниц и мелких активностей вроде погони за коллекционными предметами. А в центре повествования — основной сюжет, от которого наконец можно не отвлекаться.
В подробностях о том, как работает подача сюжета и активности в открытом мире, я писал в превью по итогу пяти часов, проведенных в пресс-версии Valhalla.
И еще кое-что, о чем я могу уверенно рассказывать на данном этапе прохождения новой Assassinʼs Creed, — боевая система.
Боевку в «Вальгалле», по сравнению с тем, что было в «Одиссее», еще немного усложнили и сделали ее… ну, немного более глубокой, пожалуй. Теперь врагов нельзя просто заспамить ударами и особыми навыками, как в Odyssey — из-за выносливости и слегка переработанной механики адреналина, необходимого для применения способностей.
С выносливостью все понятно, думаю: шкала расходуется, когда вы блокируете и уклоняетесь, и потому следует сражаться более обдуманно. Не лупить врагов понапрасну и не тратить выносливость впустую. К тому же в «Вальгалле» много противников со щитами, и эти щиты правдоподобно ломаются — от каждого удара топором от них отлетает по нескольку деревянных кусков. Выглядит здорово и не позволяет просто зарубить каждого встречного. Адреналина же теперь попросту меньше. Сами навыки — ожидаемые: все примерно как в той же «Одиссее» плюс возможность швырять во врагов топоры — игра же про викингов.
В целом же сражения в Assassinʼs Creed — все еще не самый важный геймплейный элемент, хотя конкретно «Вальгалле» явно не помешали бы фундаментальные изменения в боевой системе. Изменения, что сделали бы все эти схватки с многочисленными противниками причиной всякий раз возвращаться в игру.
Дело в том, что сеттинг Valhalla влияет и на то, что происходит вокруг. А вокруг, напомню, суровые северные варвары врываются в храмы христиан, грабят поселения, убивают толпы англосаксов и сжигают деревни. Иначе говоря, сражений в Assassinʼs Creed на этот раз очень много, но слишком уж увлекательными их снова не назовешь. Боевка работает и работает отлично, но на протяжении десятков часов ее принципы совершенно не меняются — и это проблема.
Не меняется и основная побочная активность, связанная с боями, — рейды. Не те, что из MMO, разумеется, а натуральные набеги на прибрежные поселения. Морских сражений в «Вальгалле» нет — в местных узких реках едва ли больше двух драккаров могут разминуться, — зато сама лодка у Эйвор есть. Ее главный герой использует, чтобы добираться по воде до отдаленных регионов и как раз ходить в рейды. Садитесь на судно вместе с боевыми соратниками, плывете до ближайшей церкви, жмете особую кнопку и сходите на берег, чтобы тут же всех убить и все разграбить.
Такие набеги — это в том числе и способ исследовать игровой мир, продвигаясь глубже в Британию и по пути выполняя сторонние активности неподалеку, однако основная их цель — собирать ресурсы для развития своего поселения. В градостроительный симулятор это игру, впрочем, не превращает — за самим поселением вам наблюдать не нужно, только время от времени строить полезные здания — кузницу, бюро ассасинов, конюшню и казармы и так далее. Что-то откроет новые геймплейные возможности, тогда как другие строения дадут доступ к дополнительным квестам.
Развивать в Assassinʼs Creed: Valhalla предстоит не только поселение, но и самого героя — и это важный, на мой взгляд, момент, тесно связанный с системой прогрессии и вопросом по поводу гринда, актуального для двух предыдущих частей серии. В этот раз Ubisoft вроде бы отказалась от уровней всего и вся — их нет ни у врагов, ни у оружия. У Эйвор уровень есть, но условный — когда герой набирает достаточное количество опыта, ему просто дают очки для прокачки навыков, раскиданных по огромной ветвистой карте. Там и побочные абилки, и усиление активных навыков, и повышение наносимого урона. За каждый выученный навык у героя растет уровень мощи, и вот этот уровень — основная и единственная характеристика, по которой можно понять, насколько вам рано идти в тот или иной регион Британии. Если ваш уровень мощи ниже рекомендуемого, лучше туда не соваться.
Другое дело, что гриндволлов как таковых игра все же не ставит. Вы вполне можете нагло ворваться в регион сильно выше вашего уровня мощи или взяться за задание, требующее от Эйвор побольше силенок, и без проблем добиться успеха. Да, будет сложнее, но ничего невозможного. Кроме того, за все время, что я провел в Valhalla, ни разу не было такого, чтобы игра прямо потребовала от меня оставить сюжет и пойти погриндить. Вот Odyssey так делала, а «Вальгалла» — нет. То есть, подозреваю, ее сюжет можно пройти, вообще не отвлекаясь на активности в открытом мире, однако стоит помнить все же, что Assassinʼs Creed — игра как раз про эти самые активности в открытом мире. И в меньшей степени про центральный сюжет.
Под активностями подразумеваются не только все эти набеги, исследование гробниц, поиск сокровищ и так далее, но и мирные занятия вроде «Орлога», местной игры в кости, и упражнений в стихосложении. Последнее — это что-то вроде современных рэп-баттлов: вам нужно отвечать сопернику фразами в рифму и такт, лучше — если эти фразы будут как можно более обидными. Побеждая в таких состязаниях, Эйвор прокачивает харизму, а это, в свою очередь, открывает ему новые опции в редких сюжетных диалогах. Обойтись без боя или убедить кого-либо в том, что денег нужно заплатить меньше, — все в таком духе.
И чем бы вы ни занимались в Valhalla, игра в любом случае отнимет у вас очень много времени — но в этом нет ничего необычного. Речь же о новой Assassinʼs Creed — игре на сотню и больше часов. В этот раз, правда, она уважительнее относится к вашему времени и хотя бы не предлагает гриндить, чтобы продвинуться по сюжету, но это все равно невероятно огромный экшен в открытом мире. История, кстати, получилась увлекательной, да и про возвращение классических ассасинов забывать не стоит — для многих, я уверен, это станет поводом сыграть в «Вальгаллу». Для всех остальных же главным аргументом, как и прежде, будет сеттинг — в этот раз про викингов и один из самых интересных периодов европейской средневековой истории.