Обзор Robocop: Rogue City — Лучшая игра про Робокопа
Вышедший в 1987 году научно-фантастический боевик Пола Верховена «Робокоп» почти сразу же обрёл культовый статус. Причём не только за счёт экшена, но и благодаря сатире на потребительское капиталистическое общество США, анализу влияния корпораций на жизнь обычных людей, и, конечно, запоминающемуся главному герою — полицейскому Алексу Мёрфи. После трагической смерти Мёрфи против своей воли обретает вторую жизнь в виде киборга Робокопа, облачённого в «доспехи» из титана и кевлара и призванного бороться с преступностью в мрачном антиутопическом Детройте 80-х годов.
Несмотря на то, что последующие фильмы не возымели аналогичного успеха, франшиза «Робокоп» стала лакомой целью для видеоигровой адаптации, но разработчики почти сразу столкнулись с нюансом. Сделать качественную игру про Робокопа весьма тяжело, так как по классическому канону Робокоп — громоздкий и неторопливый киборг, что автоматически лишает игру возможности быть динамичной. Если делать классический шутер по «Робокопу», то в результате получится довольно медленный геймплей с ограниченным арсеналом.
Студия Teyon, взявшаяся за новую игру-адаптацию фильма, решила пойти по необычному пути, скрестив вместе кровавый шутер с нарративным боевиком, добавив немного полицейской драмы и психологизма. Результатом стала RoboCop: Rogue City — лучшая игра по франшизе, и в целом одна из лучших игровых адаптаций.
Завязка
Действие RoboCop: Rogue City разворачивается между второй и третьей частями оригинальной серии фильмов и начинается достаточно обыденно. Полицейский отдел Детройта вместе с Робокопом отправляются на местную телестанцию, захваченную перекачанной наркотиками бандой «Горящих голов», которая держит в заложниках сотрудников станции. Не дожидаясь спецназа, Робокоп вместе с напарницей из фильма Энн Льюис отправляются внутрь и сталкиваются с вооружённым сопротивлением.
Однако по мере выполнения миссии что-то идёт не так. Робокоп начинает сбоить — слышать голоса в голове и видеть то, чего быть не должно. В герое пробуждаются воспоминания, хранящиеся где-то глубоко в сознании уже давно почившего Алекса Мёрфи. Это приводит к тому, что заглючивший и бездействующий Робокоп чуть не стал причиной смерти одного из заложников, а сам факт его проблем с психикой становится общественным достоянием из-за журналистки, сумевшей запечатлеть происходящее.
Создавшая Робокопа корпорация OCP крайне недовольна произошедшим, но устранять киборга не собирается. Ему дают второй шанс и назначают психотерапевта для изучения его человеческой стороны, а также вживляют чип для отслеживания кибернетической части.
По итогу Робокоп должен сделать следующее: разобраться в себе и своей человечности, доказать свою полезность обществу в охране правопорядка, а также выяснить, что за таинственная персона скрывается за нападением на телестанцию и каким образом с ней связаны местные банды, наёмники и даже сама OCP.
«Живой или мёртвый — ты пойдёшь со мной»
С самых первых секунд RoboCop: Rogue City показывает свою шутерную часть: игроков ждёт много стрельбы, большое количество врагов, литры крови и разрушаемые декорации. После каждой перестрелки даже самый чистый уровень становится похож на перепачканные кровью руины, заваленные телами неприятелей, их внутренностями и конечностями. А во время сражений происходит такое количество эффектов и взрывов, что порой без функции сканирования сложно разглядеть врагов.
Робокоп по мере прохождения столкнётся с самыми разными противниками. По большей части это будут бандиты из разных группировок, а также уникальные бойцы: например, снайперы-наёмники с крупнокалиберными винтовками или байкеры на мотоциклах, которых поддерживают гранатомётчики.
В борьбе с преступностью, помимо своего фирменного пистолета Auto 9, Робокоп сможет подбирать и использовать чужое оружие в качестве запасного варианта, однако далеко не весь арсенал является эффективным. Что странно, при использовании некоторых пушек игра заставляет Робокопа целиться через мушку для более точной стрельбы, хотя у Алекса есть баллистический вычислитель.
Нужно сказать, что хватает тут и креативных способов расправы над злосчастными преступниками: например, можно подобрать мусорный контейнер и кинуть им в неприятелей. Либо рикошетом пуль убить врага за препятствием. Ещё можно расстрелять припаркованный автомобиль и взрывом уничтожить всех в радиусе поражения — но это, в общем-то, жанровая классика.
Несмотря на большой выбор оружия, чаще всего предстоит использовать Auto 9. Поначалу он будет просто неплохо справляться со своей задачей, а в какой-то момент станет чуть ли не единственным оружием в арсенале игрока. И дело не только в бесконечных патронах, но и в возможности улучшения параметров пистолета. Обставлено это следующим образом: игроки находят специальную плату, а затем — соединяют на ней ячейки, помещая в них различные чипы с процентными усилениями в духе «+20% к наносимому урону». Также при помощи чипов игрок сможет открыть у Auto 9 уникальные свойства, например, полностью автоматический режим стрельбы или осколочных пуль. Однако игроку нужно быть осторожным: на платах присутствуют и отрицательные ячейки, заметно ухудшающие свойства пистолета в случае, если чип проходит через них.
Не стоит думать, что враги с их огнестрельным оружием не будут наносить урона киборгу из титана и кевлара — на высокой сложности противники кусаются очень больно. Ко всему прочему в RoboCop: Rogue City нет привычной регенерации здоровья — подлечиться можно только при помощи местных «аптечек», восстановительных зарядов OCP.
Жизнь в игре заметно упростят прокачка и некоторые уникальные способности героя. Прокачка тут достаточно простая — большинство опций ориентированы на увеличение урона, стойкость брони, дальность сканирования и т. д. Некоторые открывают четыре уникальные способности Робокопа: замедление времени, укрепление брони, ударную волну и рывок — первые две будут использоваться чаще всего из-за дизайна уровней и дистанции перестрелок, которые далеко не всегда происходят на ближней дистанции.
Если резюмировать перестрелки в RoboCop: Rogue City, то они кровавые, мясные и разрушительные, однако в среднем игра проходится за 20 часов и перестрелки — лишь часть сюжетной кампании. RoboCop: Rogue City — всё же нарративный боевик, в котором нужно не только стрелять, но и заниматься полицейской рутиной и общаться с NPC.
Служить и защищать
У Робокопа, кроме Четвёртой директивы, есть три основных: «Служить обществу. Защищать невиновных. Соблюдать закон» — именно этим игрок будет периодически заниматься помимо отстрела преступников. Впервые это дадут понять сразу же после вступительного уровня — в полицейском участке, где можно будет пообщаться с коллегами по отделению и выполнить некоторые простые поручения. Однако полноценно нарративная часть раскроется, когда игрока отправят на улицы старого Детройта, чтобы навести там порядок.
Следует сразу отметить, что улицы города здесь довольно условные — это одна большая локация с несколькими точками интереса в виде отдельных уровней внутри зданий. По мере сюжета игрок будет неоднократно возвращаться на те же места, однако при этом в RoboCop: Rogue City будут открываться новые уровни, недоступные ранее.
Именно на улицах предстоит «Служить обществу. Защищать невиновных. Соблюдать закон». Деятельность Робокопа будет варьироваться от выписывания штрафов за неправильную парковку, предупреждений за распитие алкогольных напитков на улице до расследования убийств и других преступлений, поиска улик, опроса свидетелей и подозреваемых.
Диалоги в RoboCop: Rogue City имеют большое значение, так как некоторые решения имеют последствия, а отношение персонажей к Робокопу может измениться в лучшую или худшую сторону в зависимости от сказанного или сделанного — также в худшую или лучшую сторону может сложиться и судьба ключевых персонажей. Более того, некоторые важные действия для успешного выполнения могут потребовать определённого уровня прокачки навыка у Робокопа. Однако разработчики решили «сжалиться», добавив параметр «Психология», отвечающий за успешную проверку навыков и дающий возможность выбрать наилучший ответ в той или иной ситуации, пускай и не всегда.
Также игра поощряет внимательность: в некоторых случаях тщательный обыск помещения или зоны расследования может даровать игроку бонус в виде важной улики или компромата, которые позволят развязать язык некоторым NPC.
Расследования и охрана правопорядка имеют большое значение — это не только возможность разнообразить игровой процесс и качественно познакомить игрока с миром франшизы и его персонажами, но и один из способов прокачки. Игрок получает опыт за завершение заданий, за убийство врагов, а также за подбор различных незаконных предметов: фальшивых денег, наркотиков, украденных кошельков и т. д. Каждый уровень засыпан ими, поэтому иногда игроку предстоить сменить роль Робокопа на Робопылесоса и «чистить» локацию до тех пор, пока на земле не останется ни одного украденного кошелька или записки.
Качественное выполнение заданий и сбор незаконных предметов также влияют на общий рейтинг сюжетной миссии. По возвращению в полицейский участок деятельность Робокопа оценивается корпорацией OCP, которая учитывает не только выполнение сюжетных миссий, но и сторонних активностей. При максимальном рейтинге «А» игрок получит в качестве бонуса три дополнительных очка для прокачки, поэтому досконально изучать уровни настоятельно рекомендуется, чтобы упростить прохождение на более поздних этапах.
Однако у сторонних активностей есть своеобразный недостаток: если сюжетные миссии и дополнительные задания отмечаются на карте, то ещё не найденные миссии на карте не отображаются — их приходится искать самостоятельно и, к сожалению, даже во время выполнения сюжетных поручений игра не всегда проводит рядом с точками интереса, как, например, в The Witcher 3 или Cyberpunk 2077.
Из-за этого ради 100% закрытия задания один уровень можно изучить вдоль и поперёк несколько раз, чтобы найти злосчастный неправильно припаркованный у пожарного гидранта автомобиль или NPC, нуждающегося в помощи Робокопа.
Живая антиутопия 80-х
Отдельно стоит отметить нарративную и визуальную часть в RoboCop: Rogue City. Во время игры чувствуется, что разработчики очень любят исходный материал и хотели привнести в игру глубины, а не делать простой коридорный шутер с беспорядочной пальбой.
Несмотря на наличие заданий в духе «пойди и принеси», их интересно выполнять не только ради упомянутых очков опыта, но и ради приятных и весёлых диалогов, а также очень душевных и тёплых сцен. Один из запоминающихся примеров: поход в видеопрокат вместе с информатором полиции Пикклзом, где ему нужно помочь с поиском кассеты с фильмом, название которого он подзабыл. Это не только забавная миссия, но и очень важная в плане раскрытия Пикклза как личности. Герой живёт на улицах и сидит на дозах местного наркотика «Ньюк», однако при этом он очень любит кино, хорошо разбирается в индустрии, но не знает, какой в этом прок, если он живёт на дне и постоянно попадает в передряги.
Общения с персонажами и просто диалогов в RoboCop: Rogue City неприлично много — даже сторонние «статичные» NPC нередко что-то говорят, когда проходишь мимо. Диалоги — небанальные, в общении героев нет нудных и затянутых пауз как в Starfield. Местами речь героев забавна и полна острот. Особенно в этом плане выделяется сам Робокоп, голос которому вновь подарил актёр Питер Уэллер. Или наркодилеры, которые критикуют другого наркодилера за то, что тот «сбагривает» товар по очень низкой цене, нарушая капиталистические устои и ломая местную уличную экономику.
Помимо диалогов на общую атмосферу боевика и антиутопии из 80-х играет графика, а именно — дизайн уровней, проработка локаций и работа с освещением.
Несмотря на заметную местами бюджетность проекта, в RoboCop: Rogue City очень качественно проработан визуал. За очень редкими исключениями антиутопичные локации производят ощущение «обжитости». Особенно в этом плане выделяются помещения старого Детройта — обшарпанные, исписанные граффити стены, мусорные пакеты, перегоревшие лампы и пыльные коридоры, освещаемые солнцем через немытые окна. На улицах атмосфера не менее депрессивная: старые автомобили, покрытые рисунками уличных художников старые дома, мусор на тротуарах, вездесущие бомжи и шепчущаяся о чём-то шпана в тёмных закоулках.
Похвалить RoboCop: Rogue City стоит и за качественное освещение, причём не столько в плане графики, сколько в плане атмосферы и цветопередачи. Иногда свет расставлен настолько качественно и тепло, что с улицы или из здания некоторое время не хочется уходить. По ощущениям это напоминает Mafia 2 с её контрастностью и сочными цветами. К сожалению, в RoboCop: Rogue City нет фоторежима, и это удручает: дизайн некоторых локаций столь приятен глазу, что его хочется запечатлеть под очень хорошим ракурсом.
Киборг с шероховатостями
При большом количестве позитивных и хороших моментов, в RoboCop: Rogue City есть свои шероховатости, которые проявляют себя тут и там. Помимо упомянутых выше проблемных точек интереса, бюджетность игры сильно заметна в ходе диалогов с NPC. Если Робокопу простительно почти не двигаться во время общения, то NPC не помешало бы большее разнообразие телодвижений или уникальных анимаций.
Мелкие проблемы есть и в технической части: во время перестрелок объекты разрушаются на такое количество частиц, что периодически можно заметить лёгкое падение частоты кадров. При этом, если частицы бетона, щепки и куски мозгов исчезают далеко не сразу, то тела противников порой испаряются за считанные секунды, что немного расстраивает и мешает насладиться результатами перестрелки. Однако это незначительные мелочи. За время прохождения предрелизной версии игра вылетела лишь пару раз и только один раз Робокоп провалился под землю.
Есть и нюансы касательно улучшения пистолета Робокопа: несмотря на кажущуюся комплексность, по факту же почти все платы сбалансированы странным образом, они дают куда больше минусов, нежели плюсов. Так, найденная во время прохождения плата из середины игры смогла спокойно провести Робокопа с его пистолетом через всю оставшуюся игру без каких-либо проблем за счёт безумно высоких параметров, которые удалось настроить в ней. Из-за этого большая часть арсенала, кроме крупнокалиберного пулемёта и снайперской винтовки, потеряла какой-либо смысл, что тем не менее не сделало перестрелки менее кровавыми и весёлыми.
Итог
Сделать игру на основе фильма — это очень сложная задача. Сделать качественную и интересную игру на основе фильма — ещё сложнее. RoboCop: Rogue City — это тот самый редкий пример, когда игра сделана с любовью не только к первоисточнику, но и к игрокам. Аналогичные ощущения в своё время дарила Mad Max — ещё одна основательная игровая адаптация кинофраншизы.
Rogue City, который на поверхности кажется «обычным шутаном», по факту является отлично проработанным приключенческим экшеном с элементами RPG, который понравится как фанатам франшизы «Робокоп», так и игрокам, жаждущим поиграть в любой шутер не на военную тематику. И при всём при этом, разработчики RoboCop: Rogue City просят за игру всего 1699 рублей в Steam, что по нынешним меркам для игры на 15-20 часов — довольно скромный ценник.
Стоит ли покупать RoboCop: Rogue City? Однозначно да. Игра вряд ли будет номинантом на лучший шутер года, однако её прохождение оставит только приятные впечатления за счёт геймплея и давно ушедшей атмосферы Америки 80-х вместе с запоминающимися классическими боевиками.