Обзор Jagged Alliance 3. Лучшие друзья наёмников – это бриллианты
24 года, разделяющие выход Jagged Alliance 2 и JA3 — срок солидный. Конечно, говорить о том, что между ними не выходило вообще никаких игр — значит соврать, но если речь заходит о «больших» номерных частях серии, то и получается, что фанатам пришлось ждать столько времени для полноценного продолжения. Разработкой Jagged Alliance 3 занималась болгарская Haemimont Games — студия с солидным опытом и богатым портфолио, в который, впрочем, не входят пошаговые тактические стратегии. Давайте же разберёмся, что у авторов вышло.
Проблемы банановых республик
У Jagged Alliance 3 всего один сценарий, и он, безусловно, старается в реализм. На дворе — 2001 год, место действия — небольшая африканская страна под названием Гран-Шьен. Демократически избранного президента в результате вооружённого захвата власти свергли, и теперь его семья пытается вернуть всё на круги своя — с помощью сил занимающейся добычей алмазов корпорации «Адонис», а также бюро наёмников A.I.M. Игроки, собственно, выступают в качестве командира последних: в их задачу входит собрать отряд бойцов, навести порядок в Гран-Шьене и не сойти с ума от количества подковёрных интриг в стране.
Научно-фантастического сценария, как в JA2, здесь нет, хотя авторы в недавнем интервью туманно намекали на то, что он может появиться в дальнейшем. Впрочем, тут и без гигантских подземных насекомых хватает отборной дичи.
Гран-Шьен, если подумать, очень опасно балансирует между самым настоящим цирком и полным набором военных преступлений, о которых можно только подумать. В одной точке на карте вам рассказывают о работорговле, рейдерских захватах и эксплуатации местного населения «капиталистическими свиньями», в другой же — предлагают буквально бороться с зомби-апокалипсисом, работая на местную версию доктора Менгеле. В портовом городке отчаянный мэр пытается навязать «Легиону» (одной из группировок антагонистов) свою волю, угрожая применить экономические санкции — в другом же защитников города ведут коммунистические идеалы, которые здорово бесят всех окружающих (и некоторых из наёмников тоже).
Торговец информацией, не моргнув глазом, предлагает вам покупать «коробки с добычей» и рассуждает о возможности запуска новой цифровой валюты с гордым названием «шиткоин». У некоторых наёмников в Гран-Шьене свои дела: один, например, приехал в страну за своей девушкой, а в результате оказался вынужден скрываться, чтобы его не порвали на куски соратники местного мафиозного босса. А в какой-то момент игра и вовсе перестаёт стесняться и выдаёт вам задание, буквально цитирующее легендарные «Двенадцать стульев».
Таких вот небольших историй по игре разбросано огромное количество — и, что самое любопытное, принимать в них участие действительно интересно. Потому что никогда не знаешь, в какую сторону всё повернётся в следующий миг.
Сюжет можно пройти буквально за пять часов — за скоростное прохождение даже предусмотрено особое достижение! — только вот вы не увидите очень много контента и не сможете оценить все хитросплетения местной истории. Поэтому, играя в первый раз, лучше особо не спешите и исследуйте Гран-Шьен в спокойном и размеренном темпе — так будет гораздо интереснее.
Многослойность геймплея
Jagged Alliance 3 — игра многоуровневая. На «верхнем» уровне вы в режиме реального времени (с паузой) управляете своими бойцами на глобальной карте: занимаетесь их перемещениями, реорганизацией отрядов, тренировками, починкой предметов и прочими делами. Взаимодействие с ноутбуком, посредством которого заключаются контракты с солдатами удачи и ведётся переписка с некоторыми NPC.
Второй уровень — это режим исследования секторов. Здесь сценарии могут разниться: вы можете просто бегать по карте в поисках ресурсов, общаться с персонажами и выполнять различные поручения, а можете сражаться с неприятельскими силами. Большую часть времени заниматься придётся именно тактическими битвами, где один отряд из нескольких бойцов под вашем контролем должен противостоять вражеским силам (до двух десятков оппонентов за раз).
Чисто теоретически все битвы получаются совершенно непохожими друг на друга. Каждая карта в игре отличается от другой, реализована система разрушения окружения, а время суток и погодные эффекты часто оказывают значительное влияние на игровой процесс. Ночью, например, все бойцы страдают от серьёзно сниженного радиуса обзора. Дождь помогает оставаться незамеченным и делает звуки приглушёнными — однако во время дождя оружие изнашивается куда быстрее. Модификаторов для карт в JA3 много, и все они могут так или иначе повлиять на результат боя.
Наконец, третий пласт геймплея — это ваши наёмники, их характеристики, взаимоотношения и всё прочее. Каждый из ваших подчинённых — самостоятельная личность, им может что-то нравиться, что-то не нравиться, и они не будут бояться об этом высказываться.
Кому-то будет совсем не по нраву находиться в одном отряде с наёмником из определённой страны (или просто с кем-то конкретным). Другие могут посоветовать нанять кого-то из своих знакомых — и они будут неплохой командой, если вы это сделаете. У определённых персонажей есть пунктик на тему той или иной идеологии: кто-то, например, совершенно не в восторге от коммунизма, и при малейшей попытке со стороны NPC заняться «красной пропагандой» вы услышите немало язвительных комментариев. Ну и моральный компас у каждого тоже свой — кто-то будет в бешенстве от ваших решений поддержать работорговлю, другие, например, выскажутся одобрительно за ваши попытки любыми средствами найти лекарство от бушующего в стране бешенства.
Не стоит забывать и то, что у всех наёмников есть богатый набор характеристик, благодаря которым их можно очень условно разбить на классы. Скажем, гениальный механик и врач совсем не обязательно будет хорошим стрелком, а выдающийся лидер может оказаться полным профаном по части взрывчатых веществ.
Иногда это приводит к проблемам: скажем, недостаток лидерства среди членов моего отряда в одном из побочных заданий привёл к смерти целой группы NPC, среди которых были и весьма важные. В идеале, конечно, вы хотите собрать себе группу на все случаи жизни, но «закрыть» все пробелы так или иначе будет очень тяжело.
Время — это деньги, и их вечно не хватает
По сюжету JA3 вашей наёмничьей шайке нужно вызволить президента страны из плена (и не только, но это уже спойлеры) — однако просто добраться до вражеской базы, всех победить и убраться восвояси у вас не получится.
Наёмники, как нетрудно догадаться, за «спасибо» не работают — их лояльность нужно оплачивать. Для этого нужны деньги, а для получения денег нужны ресурсы. Например, алмазы, которыми Гран-Шьен весьма богат. Поэтому самый банальный способ заработать — это отбивать у противников алмазные прииски и получать за это щедрые дивиденды от «Адониса». Вариант чуть менее стабильный, но тоже рабочий — грабить вражеские караваны (да!) с грузом алмазов, которые вражеские солдаты регулярно возят в различные точки на карте. Правда, на всё про всё рук вам, скорее всего, не хватит — поначалу здесь вообще можно улететь в глубокий «минус» по деньгам и остаться у разбитого корыта.
Jagged Alliance 3 поощряет одновременно и агрессивный подход — нельзя давать врагам наглеть, нужно давить и расширять зону своего влияния — и осторожность. Всё-таки не тратить день-другой на то, чтобы залатать своих бойцов после схватки — это полезно.
Деньги вам нужны буквально на всё. Захотели натренировать ополчение в занятом населённом пункте? Раскошеливайтесь. Нужна срочная госпитализация? Выписывайте чек. Контракты ваших бойцов вот-вот закончатся, и они уже пакуют чемоданы? Ну, вы прекрасно понимаете, как действовать в такой ситуации. Вторая по важности статья расходов в игре — это время, ведь здесь ничего не происходит моментально. Отдых после боя, починка оружия, тренировки, перемещение по миру — всё требует времени, и тратить его впустую — роскошь непозволительная. Особенно когда важен каждый доллар на счету.
Конечно, вы можете обойтись и одной группой наёмников, однако лучше всего будет выставить два отряда: да, дороже, однако вы таким образом сможете сильно улучшить свою мобильность, обороноспособность, и даже скорость притока денег (помните про караваны с алмазами). Главное — не запутаться, что и к чему.
Пришёл, увидел, победил
Чаще всего в JA3 вы будете видеть именно тактическую карту сражения — относительно небольшой, живописный участок игрового мира, на котором разворачивается очередная кровавая драма. Место может быть любым: от огромного особняка местного аристократа, до полуразрушенного бункера времён Второй мировой войны. Каждая карта здесь, в общем-то, уникальна, и ко многим требуется свой подход.
Почти каждая стычка начинается так: вы не знаете о расположении врагов, они не знают о вашем присутствии. При наличии оружия с глушителями (а привинтить самодельный «глушак» на винтовку можно буквально в первые полчаса игры) вы можете аккуратно снять отбившихся от коллектива оппонентов, однако долго косплеить Сорок Седьмого не получится: Jagged Alliance 3, всё-таки, не стелс-экшен, а потому вас рано или поздно заметят. Ну, или заметят трупы, которые из-за вас появляются.
Как только враги поднимут тревогу, начнётся пошаговая фаза боя (до этого у вас всё работает в режиме реального времени). У каждого бойца есть свой набор очков действий, завязанный на определённых характеристиках и экипировке, и переключаться между ними можно свободно: значения личной инициативы у бойцов нет. Поэтому можно, скажем, ранить противника одним бойцом, добить вторым, а затем послать первого на разведку.
В сражениях очень много нюансов. Помимо погоды и времени суток, стоит также помнить о полноценной разрушаемости окружения, о возможности «клина» оружия, о том, что не умеющий пользоваться взрывчаткой боец может уронить гранату себе под ноги… в общем, масса всего.
При прицеливании в противника вы можете выбрать и часть тела, в которую хотите стрелять. Здесь простор для воображения крайне широк: можно попытаться играть от одних только снайперских выстрелов в голову, можно пытаться вывести врагов из игры, стреляя по рукам, а можно снижать их скорость бега, целясь в ноги. Доступны также опция «стрелять в пах» (позволяет подавить противника) и выстрел в корпус, который, может, и не наносит большого урона, но зато и совершить его обычно проще всего. Ах да, и помните — шанс попадания вам никто не покажет, придётся прикидывать всё «на глазок».
Гарантировать попадание практически невозможно, поэтому вам действительно лучше как можно быстрее запомнить эффективную дальность стрельбы вашего арсенала, чтобы понимать, с какой дистанции лучше всего стрелять. Причём не стоит забывать и тот факт, что промах далеко не всегда ведёт к катастрофе. Да, вы могли промахнуться по одному врагу — зато случайно могли ранить стоящего за ним. Или же ушедший «в молоко» залп из пулемёта может изрешетить брошенный автомобиль, который потом взорвётся, нанеся очень много урона всем стоящим рядом. В какой-то момент начинаешь замечать, что уже не так болезненно реагируешь на промахи, и в голову приходит мысль о правоте разработчиков из Haemimont Games. Может быть, если бы Firaxis в своей дилогии XCOM тоже отказалась бы от видимых шансов попадания, игроки бы бесились значительно меньше.
Ну и, конечно, не стоит забывать о том, что у бойцов есть особые умения. Некоторые привязаны к конкретному типу оружия, какие-то открываются по мере прокачки персонажей — но игнорировать их определённо не стоит. При правильном сочетании навыков, оружия и модификаций для него вы можете устраивать врагам настоящий ад даже тогда, когда вас численно превосходят 5 к 1.
Вердикт: отличная тактическая стратегия, но не без изъянов
К сожалению, назвать игру идеальной не получится при всём желании. Безусловно, Jagged Alliance 3 выглядит недурно, плюс позволяет разнести пол-уровня по кирпичику, однако регулярные падения кадровой частоты на ровном месте откровенно ставят в тупик.
В копилку неприятных багов — несколько раз я натыкался на чёрный экран при выходе с карты мира на тактическую карту (и приходилось перезагружать игру, ведь в меню выйти было невозможно), плюс был как минимум один вылет из игры в принципе. Также местный AI иногда выдает просто фантастически уровни глупости — ладно, что солдаты врага иногда подставляются под огонь своих же товарищей, но когда во время ночной миссии оппоненты просто застыли на месте и не шевелились, вот это был интересный номер. «Очухивались» они только тогда, когда видели кого-то из моих бойцов — у них включался интеллект и они начинали бегать. Понятно, конечно, что во время ночных сражений дальность обзора резко падает, но зачем так-то тупить!
Однако в целом ошибки не сильно портят впечатления, и по итогу Jagged Alliance 3 хочется исключительно хвалить. Это комплексная, не самая простая и чертовски увлекательная игра, которая практически не церемонится с игроком. Разнообразные и интересные герои со своими индивидуальными особенностями, немного сумасбродная история, словно бы пришедшая из боевиков 90-х годов (на что, собственно, авторы и равнялись) и невероятно цепляющий геймплей — вот, пожалуй, ключевые слагаемые успеха.
Добавьте к этому опциональный кооператив и полную поддержку пользовательских модификаций — и получите на выходе Jagged Alliance 3. Haemimont не лукавили, когда говорили о том, что делают игру «от фанатов для фанатов» — осталось теперь лишь, чтобы эти самые фанаты остались довольны релизной версией.