Обзор Bomb Rush Cyberfunk. Беззубый клон культовой Jet Set Radio Future
18 августа состоялся релиз экшен-игры Bomb Rush Cyberfunk от независимой студии Team Reptile. Пользователи Steam уже успели расхвалить игру за артистичный дизайн и управление, а также отметили слишком малое количество нововведений по сравнению с Jet Set Radio Future, на которую равнялись разработчики. Хорошо это или плохо рассказывает автор «Канобу» Дмитрий Сироватко!
В последние годы всё чаще приходится слышать брюзжания игроков по поводу стагнирующей индустрии, порождающей бесконечные клоны и сиквелы известных проектов. Занятно, что в конце 90-х и начале 00-х Sega разродилась не продолжениями полюбившихся во времена Mega Drive игр, а уймой новых IP, которые аудитория принимала неохотно. Какие-то сильно опередили время, другие же казались слишком вычурными, как, например, Jet Set Radio.
Проект объединил в себе платформинг, рисование граффити, экстремальный спорт и мультяшную рисовку, реализованную посредством новаторской по тем временам технологии cel-shading. Критики рассыпались в овациях, в то время как геймеры неохотно шли в магазины за игрой. Впоследствии Sega дала проекту второй шанс, выпустив футуристическое переосмысление для Xbox. Увы, оно тоже не пришлось ко двору вместе с немногочисленными попытками прочих разработчиков подражать Jet Set Radio.
Но, как известно, в мире всё циклично, и ностальгия со временем даёт о себе знать. Это отлично видно по реакциям в сети на анонс Bomb Rush Cyberfunk, отдельные трейлеры которой собрали несколько сотен тысяч просмотров на YouTube. Ликующая аудитория не отказывала себе в удовольствии пристыдить Sega — смотрите, мол, простая инди-студия делает за вас всю работу. Правда, весной 2023-го в сеть утекли кадры из предполагаемого ремейка Jet Set Radio, но официальных комментариев на этот счёт не поступало.
Поэтому пока остаётся довольствоваться таким вот духовным наследником, который взял всё лучшее у первоисточника и разбавил новыми идеями… хотя погодите. Может, авторы просто скопировали всё как есть и, подобно юристам Sega, даже бровью не повели? Давайте разберёмся.
Вспоминая недооцененную классику
Прежде чем начать рассказ непосредственно о Bomb Rush Cyberfunk, следует напомнить о геймплее Jet Set Radio, поскольку проект не из тех, что сейчас на слуху у каждого второго. Игроку отводилась роль одного из членов уличной банды, разъезжающей по вымышленной версии Токио на роликах и рисующей граффити на скорость. За отведённый промежуток времени нужно было успеть объездить все ключевые точки и раскрасить их. Карта в меню паузы не позволяла нормально ориентироваться, а ещё до многих мест было непросто добраться.
В итоге выполнить задачу не всегда удавалось с первого раза, порой приходилось тратить несколько попыток просто на изучение локации. Не говоря уж о том, что можно было убиться от падений с большой высоты или столкновений с копами. Баллончики с краской нужно было искать — вмещаемого в карманах количества всегда не хватало для завершения уровня, а таймер продолжал тикать. Если оставить в стороне опциональные миссии, то было ещё два типа заданий. Первый — добраться из точки А в точку Б раньше оппонента и нарисовать граффити. И второй — разрисовать членов конкурирующей банды за отведённый срок.
Пускай Jet Set Radio вышла в 2000-м, когда игроки ещё не до конца отвыкли от хардкорных 8 и 16-битных проектов, многие (особенно рецензенты) жаловались на высокий уровень сложности. Видимо, Sega расценила это как одну из причин невысоких продаж и упростила Jet Set Radio Future — убрала таймер и облегчила задания. Для меня как большого фаната первой игры это в своё время стало большим ударом в спину. И как же я был разочарован тем, что создатели Bomb Rush Cyberfunk «подсмотрели» у JSRF не только сеттинг и визуальный стиль, но и геймдизайн.
Списанная «домашка»
В Bomb Rush Cyberfunk есть условное подобие открытого мира, разделённое на зоны. По ним придётся метаться взад-вперёд, рисуя граффити и зарабатывая репутацию. Баллончики бесконечные, таймера нет, а сделать рисунок проще простого. В оригинальной Jet Set Radio для этого требовалось исполнить хитрую комбинацию аналогом, вращая его в разные стороны. Здесь можно крутить стик как угодно — что-нибудь да всё равно получится. После достижения нужной «репы» нужно бросить вызов конкурирующей группировке. И здесь события почти всегда развиваются одинаково — сперва придётся повторить за оппонентом комбинацию трюков, а затем набрать как можно больше очков за отведённое время.
Концепция, хорошо знакомая поклонникам серии Tony Hawk’s Pro Skater, здесь упрощена по максимуму. Правда, поначалу может показаться иначе, и вы недоумевающе будете наблюдать, как счётчик конкурирующей банды стремительно вырывается вперёд. На самом деле ларчик открывается просто — нужно до одури скользить по перилам. Многие из них имеют угловатую форму, если в момент поворота нажать стик в нужную сторону, вы получите множитель очков. Параллельно нужно молотить по клавишам A, X, Y (на Switch), чтобы делать трюки. Местная шпана настолько прокачала свои навыки, что не может ни соскочить, ни споткнуться, ни банально устать. Поэтому набивать трюки в таких условиях — проще простого.
Ещё один важный момент — в Jet Set Radio персонажи отличались не только внешне, но и характеристиками. Кто-то мог увезти с собой больше баллончиков и лучше рисовал граффити, но при этом обладал меньшим запасом здоровья. Сколько я ни пытался жонглировать героями Bomb Rush Cyberfunk, никакой разницы не почувствовал, несмотря на разные транспортные средства: ролики, скейт и BMX.
А на сладкое в игре оставили боёвку, выдержанную в худших традициях ранних 3D-экшенов эпохи первой PlayStation. Копы просто собираются в толпу и бегут на героя, а тот блокирует их, брызгая в лицо краской и отвешивая оплеух путём всё той же долбёжки по трём кнопкам в произвольной последовательности.
Справедливости ради, к созданию боссов разработчики всё же подошли более ответственно, но серьёзных проблем вы не испытаете и с ними — паттерны очень быстро становятся очевидными. Шутка ли, но единственный тип испытаний, о которые можно слегка обжечься — это раздача «пятюнь» вычурным статуэткам-карапузам. Сложность здесь в том, что нужно дотронуться до каждого, не прерывая комбо. Впрочем, особо ценных наград за это вы не получите, так что удовольствие сомнительное.
Ну и ещё один креатив от разработчиков — это путешествие по глубинам сознания центрального героя, лишившегося головы в самом начале и теперь разъезжающего с робобашкой.
Здесь даже хочется похвалить Team Reptile за разбавление пресной истории про противостояние банд и нечистую на руку полицию интригой про личность одного из персонажей. Жаль только, что происходящие в его голове события примечательны только психоделическим антуражем, поскольку платформинг на этих уровнях довольно простой.
Вердикт — ленивая попытка выехать на ностальгии
Не скажу, что ждал чуда от откровенного клона Jet Set Radio Future, которая мне и так не по нраву. А тут ещё и малоизвестная студия, скопировавшая первоисточник практически подчистую и не предложившая ничего интересного от себя. Фанаты творения Sega наверняка со мной не согласятся и пускай. А я лучше стряхну пыль с Xbox 360 и ещё раз перепройду HD-версию оригинальной Jet Set Radio, понадеявшись на скорый анонс ремейка.