Death Stranding — самая дорогая и масштабная «игра не для всех»
Обновляемая рецензия. Что это значит?
Успеть с подробной рецензией к моменту падения эмбарго или ко дню релиза становится все сложнее. По очень разным причинам: порой игра получается настолько большой, что пройти ее за два-три дня попросту невозможно, иногда издатели не предоставляют профильным медиа ранние копии игр. В итоге страдают читатели — они не получает своевременные обзоры или же читают некачественные, в спешке написанные статьи. Чтобы компенсировать время на отработку релизов, мы решили использовать формат «обновляемая рецензия».
Мы поэтапно рассказываем об игре, постепенно дополняя обзор новыми блоками текста. Количество проведенного за игрой времени указывается отдельно. После полного прохождения мы выносим вердикт и ставим оценку, которая появится в материале после финального этапа рецензирования. Редакционная политика «Канобу» предполагает оперативное и максимально полное освещение поп-культурной повестки. Так, благодаря «обновляемым рецензиям» наши читатели смогут получить реальную информационную картину.
20 часов: впечатляющий мир и слишком много посылок
На создание Death Stranding у Kojima Production ушло три года. Срок относительно короткий, так что частично трудолюбию японской команды можно только позавидовать. Но тут также следует понимать, что пускай на открытие студии Кодзима взял кредит в банке, Sony все-таки оказывала ему значительную поддержку.
То же самое можно сказать и про Guerrilla Games, которая предоставила для Death Stranding свой движок Decima и активно помогала в разработке, и про многочисленных актеров, музыкантов, режиссеров и прочих деятелей искусства, которые так или иначе поучаствовали в создании игры.
По сути Death Stranding стала воплощением многочисленных связей Хидео Кодзимы, что идеально соответствует сути игры.
С такой звездной командой и впечатляющей рекламной кампанией, когда каждый трейлер напоминал дорогое фестивальное кино, от игры ожидали настоящего откровения. Кодзима и сам подогревал интерес, то заявляя, что пытается создать новый жанр, то открыто признаваясь, что не будет слишком много говорить об игре, чтобы фанаты пострадали над ее расшифровкой самостоятельно. Но геймплейные ролики смутили всех — неужели Кодзима с командой так усердно работали над «симулятором курьера»?
Шутки в сторону — так и есть. Основа геймплея Death Stranding — доставка посылок. Но, само собой, с ней все не так просто. Мы же об игре создателя серии Metal Gear говорим.
Вселенная Death Stranding навсегда изменилась после катастрофы, получившей название Выход смерти. Она разрушила почти весь мир и заставила людей спрятаться в убежищах. Соединенные Штаты Америки перестали существовать, так как граждане после пережитого утратили веру в единство и идею государства. Впрочем, остатки правительства пытаются поддерживать UCA (United Cities of America, то есть Соединенные Города Америки), дабы создать хотя бы видимость надежды на светлое будущее.
В столь отчаявшемся мире особую важность приобрела профессия курьера, так как именно они разносят припасы в поселения и служат своеобразными мостиками между отдельными людьми. Главный герой игры — независимый посыльный Сэм Портер Бриджес, внешность которому подарил актер Норман Ридус. В ходе череды трагических событий его нанимает курьерская служба «Бриджес» и поручает задание первостепенной важности.
Сэму необходимо пройти от Восточного побережья Северной Америки к Западному, восстановив по пути особую хиральную сеть, чтобы соединить в единое целое все поселения. Конечный пункт назначения — Краевой узел, в котором находится будущий президент UCA.
Больше о Death Stranding:
Так начинается эпическое путешествие, по духу напоминающее любую работу в жанре «дорожного приключения», но при этом до конца не похожее ни на что. Да, параллели, скажем, с фильмом Джона Хиллкоута «Дорога» или книгой Стивена Кинга и Питера Страуба «Талисман» находятся без проблем, но при этом сеттинг Death Stranding — одно из главных достоинств игры.
Мир цеплял еще в трейлерах, и тут Кодзима не разочаровал, действительно подарив всем нам нечто уникальное. Местную Америку хочется исследовать, а в ее особенности и проблемы вникаешь максимально глубоко.
Другое дело, что с самой подачей сюжета тут проблемы. Пускай постановка катсцен в Death Stranding дает фору многим голливудским фильмам, их количество к середине игры значительно уменьшается. В итоге рядовой становится ситуация, когда на несколько часов довольно монотонного геймплея приходится всего один короткий ролик, не несущий в себе никакой важной информации.
Но самым неприятным откровением становятся сценарий и диалоги между персонажами. Хидео Кодзима вместе со сценаристом Хитори Нодзимой словно допустили одну из самых частых ошибок писателей-новичков — они погрязли в витиеватой терминологии и слишком сильно насытили сюжет экспозицией. Игра постоянно подбрасывает все новые уникальные для своей вселенной явления вроде хиралия, ДУМа, Тварей, МУЛов, темпорального дождя и прочего. Похожая перегруженность была в Final Fantasy XIII, и это далеко не комплимент.
А все персонажи вокруг Сэма, с которыми тот постоянно связывается самыми разными способами (среди них — Кодек, такая милая отсылка для фанатов Metal Gear Solid), совсем не стесняются по десять раз повторять одно и то же. «Соедини Америку», «ты делаешь важное дело», «люди не могут жить одни», «берегись Тварей» и еще сотни советов в сотнях вариаций уже к десятому часу игры начинают изрядно надоедать. Похожие методы повествования ожидаешь от посредственных по качеству аниме или JRPG, но никак не от дорогой игры для PlayStation 4.
Сценарные недостатки особо заметны на фоне искренне хороших и удивительных моментов, которых в Death Stranding предостаточно. Все персонажи — яркие и запоминающиеся, причем дело не в том, что их сыграли знаменитые актеры. Просто они прописаны и сыграны крайне уникально, даже жестикуляция у каждого героя своя.
А все экстравагантные особенности характеров находят свое логичное объяснение, заставляющее взглянуть на окружение Сэма под другим углом. Получается что-то в духе «Молчунья вечно полуголая, потому что дышит через кожу» из Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain, только лучше и обоснованнее.
А уж через почту и интервью персонажей многогранность Death Stranding раскрывается в полной мере. Кодзима расскажет вам о представлениях загробной жизни в культуре Древнего Египта, о бозоне Хиггса и влиянии логистики на современное общество, а также о многих других безумно познавательных вещах. Читать факты о местном лоре — сплошное удовольствие, ведь они не только наполняют мир игры любопытными деталями, но и расширяют ваши познания о реальности вокруг вас.
Больше о Хидео Кодзиме:
Все это звучит красиво и волшебно, но никак не отменяет того факта, что Death Stranding — игра про курьера, который доставляет посылки. Это не преувеличение и не игра слов. В каждом подключенном к хиральной сети узле есть терминал, через который вы можете брать заказы и получать грузы. Затем их нужно доставить к другому узлу — и процесс повторится снова. Есть как обязательные миссии, так и второстепенные, но значительно облегчающие ход игры. Брошенные посылки разбросаны по всему миру, выполняя роль ненавязчивых сайдквестов.
Да, в игре есть простая боевая система и элементы стелса, а также возможность создавать постройки, крафтить припасы с экипировкой и кататься на различных транспортных средствах, но все это служит единственной цели — помочь доставлять посылки.
Если вас такой игровой процесс смущает, то несколько раз подумайте перед покупкой игры. Ведь это даже не симулятор ходьбы, в котором путешествия по красивым локациям разбавляются повествованием через окружение. Иногда вы можете потратить полчаса, чтобы прошагать через однотипные камни до места назначения.
Но Death Stranding, как и любая другая игра Кодзимы, наполнена морем неочевидных, но любопытных механик. Груз важно грамотно распределить по всему телу Сэма, чтобы ему было проще сохранять равновесие во время движения. За сохранностью грузов нужно внимательно следить, а некоторые задания содержат особые условия, вынуждающие действовать быстрее или аккуратнее. Сканер показывает вам особенности рельефа, чтобы вы тщательно планировали путь. То есть в игре даже подход к такой простой вещи, как ходьба, необходимо пересмотреть. И это по-своему достижение.
Правда, первые часов пять игра почти не использует свою уникальность, потому перетерпеть их — та еще задача. Затем появляются средства, значительно упрощающие прохождение и делающие жизнь Сэма более комфортной. Именно тогда можно немного выдохнуть и сфокусировать на том, что интересно, а не на многочисленных трудностях и препятствиях.
Редкие столкновения с МУЛами, местными противниками-людьми, нельзя назвать чем-то выдающимся. Сэм отправляет врагов в нокаут с нескольких ударов, а сами МУЛы совсем не любят атаковать одновременно. Получается ситуация, знакомая по ранним частям Assassinʼs Creed, когда из толпы противников с вами сражается только один. А с появлением первого дальнобойного оружия люди совсем перестают быть проблемой.
Твари (или BT — Beached thing, «выброшенные на берег») — дело другое. Они опасные и жуткие, их тяжело заметить, зато с Сэмом они готовы расправиться в два счета. И к ним нужен особый подход. Экипировка для борьбы с ними — уникальна, но желательно избегать прямых столкновений при помощи стелса.
И тут есть важный элемент — когда вы задерживаете дыхание, чтобы Твари перестали вас видеть, вы в то же время перестаете видеть их. Это создает дополнительное напряжение в и без того сложных ситуациях.
Больше о Death Stranding:
Видеть Тварей вам помогает ББ — ребенок в капсуле, которого Сэм постоянно носит собой. С ним тоже не все так просто. У малыша есть уровень стресса: если вы о нем не заботитесь, то он, скажем так, перестанет работать. Чтобы этого избежать, нужно не погружать его в воду, не падать с высоты и иногда покачивать ББ в руках, чтобы успокоить. Последнее осуществляется при помощи покачивания DualShock, что создает дополнительный уровень вовлеченности.
По сути ББ — единственный постоянный напарник Сэма. Вдвоем они исследует невероятных красот мир, в котором чуть ли не каждый пейзаж — это материал для потрясающих скриншотов. Движок Decima еще в Horizon: Zero Dawn проявил себя с лучших сторон, но разработчики Death Stranding вывели графику на новый уровень. Иные планы вплотную приближаются к фотореалистичности, и это даже на обычной PS4. PS4 Pro выдает картинку еще лучше, и уже страшно представить, как игра будет выглядеть на PC.
От Horizon: Zero Dawn достался не только движок, но и общий подход к структуре открытого мира. Последний тут без откровений и чем-то напоминает еще и MGS 5. Пресловутая «установка связей» заключается в бесконечных поисках очередных узлов.
Такой себе «метод Ubisoft», только местные «вышки» даже завоевывать не нужно — просто доставьте груз или два, а затем подключите узлы к сети. Не лучшее заявление для обоснования нового жанра strand game.
Но основная особенность последнего заключается в постоянном применении «опосредованных связей», о которых так часто Кодзима распинался в интервью. Death Stranding требует постоянного подключения к сети, и тогда в мире игры вы будете встречать постройки, грузы и припасы других игроков. Так вы сможете помогать друг другу или строить сложные сооружения. Однако никакого кооператива не ждите.
Затея интересная, только вот реализованная почти в точно таком же виде еще в Demonʼs Souls. Добавлен только совместный крафт и таблица лидеров, чтобы вы могли видеть, насколько вы лучше в курьерских делах, чем все остальные. Даже рейтинг в конце миссии присваивается, напоминая о том, что игру делали японцы с их страстью к оценкам и цифрам. Цельнее концепция strand game от этого не становится.
Пускай связи с другими игроками значительно облегчают прохождение, они сильно вредят атмосфере игры. Ведь Death Stranding позиционировалась как история об одиночестве и его преодолении. Только вот особо одиноким себя в игре не чувствуешь, ведь тебе постоянно пишут жители подключенных узлов и ключевые персонажи. Последние еще и позвонить любят (с уникальными рингтонами для каждого!), чтобы напомнить о важности миссии Сэма. Ладно, иногда сообщения все-таки бывают интересные (особенно от Хартмана, который по части познавательных фактов отдувается за всех остальных), но это скорее исключение, чем правило.
Тут проявляется наибольшая проблема Death Stranding — ее элементы никак не складываются друг с другом в единое целое.
И дело даже не в оторванности геймплея от истории — с этим полный порядок, Кодзима всегда довольно неплохо вплетал особенности своих сюжетов в геймплейные механики. Просто игра будто сама не знает, как себя подавать. Для нового жанра в ней слишком много знакомых элементов, а для просто хорошей игры… Скажем так, пункт «доставлять посылки» находится где-то в нижней части списка самых увлекательных дел в мире. Даже по красивому миру и под замечательные композиции от Low Roar и прочих любимых музыкантов Кодзимы. А ведь параллельно еще нужно как-то необычную историю внятно рассказать, что выходит с трудом.
Кстати, оригинальный саундтрек от композитора Людвига Форсселла получился в чем-то даже прекраснее треков от более именитых артистов. Мелодии напоминают то Mass Effect в лучших проявлениях, то меланхоличные инди-игры вроде Hyper Light Drifter. Но особо это ничего не меняет — грузов от красоты музыки меньше не становится.
Только вот отдельные фразы, моменты и механики намекают, что в Death Stranding все не просто так. Игра явно пытается подвести игроков к чему-то важному, и это далеко не банальные идеи в духе «вместе мы сила» или «давайте жить дружно». Нет, тут кроется нечто более комплексное и масштабное, однако в первые двадцать часов игра ограничивается лишь полунамеками. Чем и способна отпугнуть многих.
Кодзима явно уже взвел курок, готовясь выстрелить в финале. Но лишь после полного прохождения и изучения всех записей в игре, дополненного фанатскими теориями и разборами, станет понятно, куда он попал — в сердца игроков или себе в голову.
70 часов: сомнения, мысли и окончательные впечатления
После прохождения любой игры с сильной историей всегда остается эмоция, придающая тебе временное ощущение внутренней завершенности. Вспомните свои впечатления от финала The Last of Us, трилогии BioShock или Silent Hill 2 — и поймете, о чем речь. Все эти игры оставили неизгладимый отпечаток на сознании и навсегда поселились в сердцах миллионов.
С Death Stranding все гораздо сложнее. Она может как стать для вас самой величественной игрой десятилетия, так и забыться, не оставив ничего, кроме сомнений.
Самое ироничное, что все геймплейные проблемы Death Stranding решаются сами собой. Финальные курьерские квесты не доставляют никаких проблем, ведь у Сэма появляются силовые контуры, которые ускоряют, увеличивают максимальный переносимый вес и помогают перемещаться по любой местности. А после открытия канатных дорог вы можете без особых усилий соединять любые уголки карты, а потом пересекать их всего за пару мгновений. Удобство игрока, о котором Death Stranding с самого начала будто и не слышала, максимально проявляется ближе к финалу.
При этом геймплейно игра постоянно пытается подбрасывать все новые и новые ситуации, из-за чего даже относительно простой на уровне концепции геймплей начинает казаться чем-то любопытным. В одном задании Сэму запретят даже на короткое время опускать груз в воду, а в другом любая тряска может привести к провалу задания. Тут Кодзиме и команде действительно остается только поаплодировать, ведь в рамках идеи игры о доставке грузов им удалось реализовать огромное количество вариаций заказов.
Идея с системой лайков, мостами-связями и поддержке других игроков также удалась. Да, это никакая не революция, а скорее немного измененный онлайн серии Souls (или очень простой Minecraft без мультиплеера). Но ощущать, что твоя лестница или тропа помогла какому-то игроку в его путешествии — бесценно. Опосредованная связь работает прекрасно, а геймплей постоянно подталкивает к тому, чтобы ее налаживать, даже если вы только и делаете, что второпях разносите грузы.
Однако ближе к концу Death Stranding совсем забывает и про свою медитативность, и про концепцию «симулятора курьера». Боевых моментов становится все больше, и не сказать, что они слишком приятные. Сражения с боссами слишком затянутые, здоровья у них очень много даже на среднем уровне сложности, а на максимальном можно потратить минут 30-40 всего на один поединок. Сэм не очень поворотливый, а уклоняться от вражеских атак приходится часто.
Оружие тоже ощущается довольно плохо. Даже в серии Metal Gear Solid стрелять было приятнее, так что дела совсем плачевные. Самой эффективной тактикой обычно оказывается закидывание гематическими гранатами или расстрел из гранатомета. Тут на выручку вновь приходит система связей с другими игроками, ведь те могут поделиться припасами и оружием прямо во время битвы. Но все равно получается, что каждый серьезный бой в Death Stranding — это суматоха и бег по кругу в поиске «подачек».
Если рассматривать Death Stranding исключительно как классическую игру, то окажется, что почти любой элемент в ней с изъяном. Битвы довольно скучные, стелс — несколько кривой, мир состоит из пятидесяти оттенков коричневого и зеленого, а физика транспорта в своей убогости сумела приблизиться к уровню Borderlands.
Так что любителям классического игрового процесса тут делать особо нечего. И речь даже не о геймплее уровня «бегай и стреляй», а в принципе о стандартном подходе к геймдизайну, который встречается сейчас в каждом крупном релизе.
Ведь Death Stranding нельзя оценивать стандартными мерками. В противном случае это будет похоже на попытки измерить «Мыслителя» Родена линейкой или описать свои эмоции от первой любви, используя лишь числа от 0 до 10. Ведь как человек не может быть грустным на 5 из 10 и веселым на три звездочки из пяти, так и в случае Death Stranding не стоит говорить что-то в духе «геймплей не очень, зато сюжет и постановка вытаскивают».
Последние как раз не вытаскивают, у них огромное количество проблем. Взять, к примеру, персонажей. Каждая глава посвящена кому-то из них и раскрывает их проблемы, только вот сюжетные линии за пределы глав не выходят. Герои никуда не исчезают, но они будто перестают полноправно участвовать в истории, ограничиваясь лишь диалогами через Кодек. Исключения есть, но общая тенденция сохраняется.
Даже как кино Death Stranding не выглядит чем-то выдающимся. Кодзима отказался от «съемки» всей игры одним кадром, как это было в MGS 5, только вот оригинальных операторских и визуальных решений от этого не прибавилось. А присущая, видимо, почти всем японцам страсть к слоу-мо тут проявляется в худшей форме. Даже обычные действия регулярно сопровождаются замедлением времени. Это якобы должно прибавить пафоса, но начинает выглядеть глупо достаточно быстро.
И ругать Death Stranding можно очень долго — вплоть до затянутого финала, при написании которого Кодзима будто не смог вовремя остановиться.
Ведь игра несколько раз будто намекает, что все, концовка — а затем продолжает раскручивать клубок сюжетных нитей. Первые раза два это удивляет и даже шокирует, затем начинает приедаться и под конец окончательно смазывает впечатление, рушит и без того шаткую целостность игры.
Это особенно обидно, если учитывать, как много в игре по-настоящему мощных, монументальных моментов. При иных обстоятельствах они бы навсегда вошли в историю, только вот игра не слишком сильно заостряет на них внимание. Порой даже жалеешь, что Кодзима оставил в прошлом подход к нарративу времен первых частей MGS.
Больше о Death Stranding:
Только вот в чем загвоздка. Death Stranding — игра невероятной эмерджентности, то есть из суммы ее отдельных компонентов никак не складывается итоговое впечатление. Где-то на стыке музыки, геймплея, истории, постановки и графики рождается почти потусторонняя магия.
И никак нельзя сказать, что лучше бы Кодзима снял фильм с подобным сюжетом. Ведь именно гармония механик и нарратива создает необходимый настрой, заодно объясняя многие моменты.
Взять, к примеру, пустой мир без достопримечательностей. Если вдуматься, то с ним получилось самое правдоподобное изображение постапокалипсиса. К тому же мир Death Stranding постоянно страдает от темпоральных дождей, ускоряющих течение времени для всего. Было бы странно наблюдать при таких условиях многочисленные остовы небоскребов. Стоит немного вдуматься в происходящее — и многое в игре обретает смысл.
Пожалуй, именно за это побуждение к мышлению и стоит называть Кодзиму гением. Современные игры (да и вся поп-культура, чего уж там) слишком сильно уповают на вопросы «что?» и «как?», забывая про «почему?», «зачем?» и «ради чего?». К Death Stranding такой подход неприемлем. При ее прохождения желательно подумать, почему те или иные элементы получились именно такими. А многочисленные записи о самых разных областях науки лишь подстегивают интерес, выводя его за пределы игры.
Death Stranding продолжается даже после финальных титров. И речь не о дополнительных миссиях, если вам было мало посылок. Просто установленная Кодзимой связь настолько сильна, что она остается и после окончания истории Сэма. Проявляется она в поиске отсылок, изучении научной литературы по темам игры или простом обсуждении всех секретов и домыслов.
Потому обязательно найдите кого-то, с кем сможете полноценно обсудить все нюансы Death Stranding. Расскажите о ней друзьям, которые вообще не знают, чем знаменит Хидео Кодзима. Даже если они в принципе далеки от мира видеоигр. Поверьте, рассказывать о Death Stranding намного приятнее, чем играть в нее одному. Прокладывайте свои мосты-связи за пределы мира интерактивных развлечений.
Ведь многие проблемы Death Stranding — это проблемы игровой индустрии в целом. Индустрии, погрязшей в скандалах, недовольствах, склонившейся в сторону холодного бизнеса. И это при том, что фраза «игры — это искусство» постепенно становится нормой. Но на пути к ее окончательному утверждению как аксиомы предстоит решить еще много важных вопросов, которые и затрагивает Кодзима, пускай и несколько неуверенно.
Может ли игра игнорировать удобство игрока ради погружения в историю? Могут ли из сочетания других видов искусства рождаться интерактивные развлечения? Или же нужно искать другие методы? Способен ли геймплей не просто дополнять, но и заменять собой нарратив или хотя бы брать на себя некоторые его функции? Это лишь часть проблематики, которую разработчикам со всего мира предстоит разрешить в будущем.
Death Stranding может стать фундаментом для поиска необходимых ответов. Главное, чтобы она не прошла незамеченной. Не просто поставила точку в трехлетней истории самой загадочной игры поколения, но и продвинула наши представления о мире видеоигр, само наше сознание вперед.
Увы, история Сэма получилась «игрой не для всех» в том смысле, что многим попросту будет неинтересно в нее играть — парадигму мышления сломить не так-то просто. И элитизм тут ни при чем, хотя это редкий случай, когда хотелось бы обратного.
Но судя по отзывам игроков о системе лайков и положительном восприятии медитативного геймплея, который для многих стал способом расслабиться, что-то у Кодзимы точно удалось. А ради этого можно и потратить свое время на «симулятор курьера».
- У нас, кстати, есть еще забавный тест про друзей Хидео Кодзимы.
- Также мы прочитали книгу «Кодзима — гений», не сошли с ума и даже поделились впечатлениями!