Трудно быть Богом: рецензия на финал «Локи»
На Diney+ завершился второй и, кажется, заключительный сезон «Локи» (Loki) — одного из самый амбициозных и качественных сериалов студии Marvel. Рассказываем, как авторы шоу поставили финальную точку в научно-фантастической истории про временные парадоксы и мультивселенные. Осторожно, СПОЙЛЕРЫ!
Пересказ событий первого и второго сезонов
Осторожно, СПОЙЛЕРЫ!
По сюжету «Мстителей: Финал» асгардскому богу-трикстеру Локи (Том Хиддлстон) удалось завладеть Тессерактом и избежать смерти в таймлайне «Мстителей» (2012). В итоге Локи был пойман Управлением временных изменений (УВИ), сотрудники которого занимаются сохранением единого потока времени и устранением вариантов из других ответвлений. В УВИ Локи заводит дружбу с агентом Мёбиусом (Оуэн Уилсон) и присоединяется к герою в его поисках варианта Локи из другого таймлайна, саботирующего работу организации. Вариантом оказывается Сильви (София Ди Мартино) — девушка, которая не вписывалась ни в один канон и была вынуждена бегать от сотрудников УВИ всю свою жизнь.
Конечно, между Сильви и Локи быстро выстраивается связь и романтические чувства. Но на первый план выходит их совместное с Мёбиусом расследование секретов Хранителей времени и главной охотницы УВИ Равонны Ренслеер (Гугу Мбата-Роу). Выясняется, что УВИ был создан единственным Хранителем — Тем, Кто Остаётся (Джонатан Мейджорс), обитающем в Конце времени. Злодей использует Управление для предотвращения большой войны в мультиверсе, в которой столкнутся все его варианты, включая Канга Завоевателя. Ради свободы таймлайнов и сохранения жизни всех альтернативных миров Сильви убивает Того, Кто Остаётся, запустив тем самым серию необратимых последствий: мультивселенная начинает тревожно разрастаться.
Второй сезон бесшовно продолжает первый, несмотря на длительный перерыв. Герой оказывается в прошлом УВИ, где его никто не помнит, и начинает трансгрессировать туда-сюда словно Доктор Кто. Чтобы разрешить эту аномалию Локи и Мёбиус обращаются к главному технарю УВИ — изобретателю Уроборосу (Ке Хюи Куан), тот подсказывает возможный способ спасения: Локи необходимо починить темпоральный Ткач — механизм, через который проходят все потоки таймлайнов. Поначалу всё даже получается, но Ткач всё же не справляется с удержанием разрастающихся миров, Локи продолжает расщепляться во времени. Теперь героям предстоит расширить пропускную способность колец Ткача, чтобы все таймлайны могли спокойно протекать, не угрожая друг другу. Но проход к механизму заблокирован, поэтому герои отправляются на поиски живого варианта Того, Кто Остаётся.
Ближе к развязке легко потерять надежду на хэппи-энд. События становятся непредсказуемее, а возможное спасение — недоступнее. Но Локи не готов сдаваться. Герой обуздывает свою новообретённую способность перемещаться во времени, чтобы спасти мир и своих друзей.
Что особенного произошло во второй части проекта?
Из-за взрыва Ткача УВИ остался уничтожен, за ним постепенно умирают временные ответвления. Локи оказывается в прошлом, непроизвольно появляясь поблизости с друзьями из Управления. С помощью их темпоральной ауры он сможет вернуться в прошлое и всё исправить, но перед героем стоит этический выбор — дать своим друзьям спокойно прожить счастливую жизнь в неведении или открыть им истину о мироздании и их общей истории в УВИ? Локи принимает свой страх одиночества и отказывается от эгоистичных желаний, но тут же выясняется, что катастрофа с Ткачом коснулась и Священного таймлайна.
Внезапно ставки в сериале повышаются, даже щелчок Таноса на фоне развивающихся событий может показаться не таким зловещим.
Люди, кружки кофе, виниловые пластинки, всё расщепляется на волокна, словно оказавшись в четырёхмерном пространстве. Мир рушится, а Локи использует данное ему безграничное время во благо. Посвящает несколько столетий изучению физики, пробует и пробует сотни вариантов перезапуска Ткача, пока не добирается до изначальной точки сериала и финальных событий первого сезона, чтобы предотвратить убийство Того, Кто Остаётся.
Несмотря на существующее множество вселенных, Локи ограничен в выборе развития событий — каждый ведёт к катастрофе. Измотанный своей миссией, бог обмана находит способ обойти все повествовательные ходы судьбы и обнаруживает третий путь спасения мультивселенной. Он сам отправляется к Ткачу, обличается в свой привычный зелёный костюм и образ Бога Историй, разрушает механизм и собирает все таймлайны в свои руки, буквально вдыхая жизнь в омертвевшие ветви времени. Собрав все нити, он уносит их с собой в червоточину, ведущую к Концу времени. Там он продолжает пропитывать магией все вселенные и создаёт новый тип мультивселенной — Иггдрасиль или Мировое Древо (образ вселенной из скандинавской мифологии), чьи ветви станут домом для всех остальных персонажей КВМ.
В чём проявляется выразительность шоу?
Сценарист Эрик Мартин и режиссёры Джейсон Бенсон и Аарон Мурхед сделали уютный и атмосферный сезон, не провисающий ни на одну серию. Авторы шоу по-эстетски проработали архитектуру таинственной организации, взломали симметричный мир порядка и закона с помощью искажённых ракурсов, схватки тьмы и света. Привели замкнутое пространство УВИ, живущее вне времени, в движение благодаря ручной, подвижной камере, фиксирующей нервозность сюжета.
При этом его изобретательная форма, имитирующая антиутопический sci-fi, отлично гармонирует с трагикомическим содержанием. Во втором сезоне появляются обаятельные и забавные персонажи, а романтика между Локи и Сильви отходит на дальний план — прежняя теплота в отношениях героев сменяется раздражением героини и её усталостью от постоянной борьбы. Повествование развивается без внезапных поворотов сюжета, к тому же о плачевном положении героев ясно уже с первых эпизодов. «Локи» начинает ходить по кругу, по одним и тем же местам, наступая на одни и те же реплики. Но круговое движение сценария не душит шоу и не позволяет ему разбиться о скуку и уныние, напротив. Повторение наращивает сериалу о временных парадоксах узнаваемый, но всё ещё уникальный научно-фантастический шарм, наделяет уже отыгранные в прошлом сцены новыми эмоциями.
Второй сезон вовремя замедляет темп, растягивает развитие событий перед коллапсом, позволяя зрителям прожить напряжение, которого так не достаёт новым проектам киновселенной. Впервые за долгое время мир в MCU действительно находится под угрозой полного исчезновения, а главный герой действительно ходит по краю, пытаясь всё исправить.
К финалу проект активирует все свои силы, накопленные в отсутствии экшена, чтобы подарить одному из лучших героев киновселенной красивое завершение.
Стремясь к власти, Локи достигает желаемого — в его руках оказываются жизнь всех таймлайнов и благополучие мультивселенной. Но цена его могущества трагически высока — он остаётся в одинокой бесконечности, которую всегда боялся.
В сущности, Локи сам превратился в мультивселенную, отыграв в себе несколько архетипических образов. В отличие от остальных персонажей Marvel, он прошёл всю линию горизонта морали и осуществил самую необычную трансформацию. Начав как завистливый злодей и эгоист, Локи постепенно превратился в настоящего альтруиста. Люди и ответственность перед миром воспитали в нём мифологического героя, настоящего Бога-творца.
В финале авторы шоу успевают обыграть и другие сюжетные линии, расставив всё по своим местам. УВИ после подвига Локи больше не занимается уничтожением параллельных таймлайнов: Мёбиус и Б-15 (Вунми Моссаку) отлавливают варианты Того, Кто Остаётся, чтобы предотвратить войну. Герой Оуэна Уилсона даже упоминает события с Земли 616, отсылая к недавнему «Человеку-муравью и Осе: Квантомания».
Бенсон и Мурхед, возможно, нашли перспективный способ распрощаться с неудобным для студии актёром Джонатаном Мейджорсом, исполнителем роли Канга Завоевателя и Того, Кто Остаётся. Напоследок Мейджорс отыграл блестящую партию Виктора Таймли — версию Канга, который предстаёт в образе заикающегося учёного-жулика, создавшего прототип Ткача по мотивам книги Уробороса ещё в Чикаго XIX века. Сюжетная линия героя ни к чему не приводит, разве что к нескольким милым сценам, разбавляющим драматизм событий. Но зато сюжетная линия всего сериала позволяет представить варианты Того, Кто Остаётся в исполнении других актёров или актрис (на случай полной «отмены» Мейджорса).
Важность «Локи» в контексте киновселенной
Марвеловской саге о мультивселенных не хватает собственного Ткача и Повелителя времени, чтобы удержать все линии в едином пространстве, общей тематике или тональности. Новые проекты Marvel слишком герметичны — каждый представляет отдельный и самостоятельный нарратив, лишённый общей интриги. Сюжеты четвёртой и пятой фазы часто упираются в свой же тупик, за которым не видно единой цели. Намёки на будущие проекты или связующие пасхалки (например, в сцене после титров «Вечных» была отсылка к лишь анонсированному «Блэйду») производятся слишком заранее — за время ожидания новых зрелищ, старые попросту забудутся.
Даже если в сериалах и фильмах есть нити, по которым может пройти соединяющий события сюжет, между проектами всё равно остаётся пропасть. Из-за непохожих темпераментов, разного настроения и темпа, героев из разных повествований КВМ трудно представить в общем сеттинге. Проблему подтверждают низкие сборы фильма «Капитана Марвел» в котором три героини из «Ванда/Вижн» (WandaVision) , «Мисс Марвел» (Ms. Marvel) и «Капитан Марвел» объединились, чтобы разобраться в своих суперспособностях, но не смогли преобразиться или подвести все три ответвления Киновселенной к одному знаменателю.
Возможно, новым фазам Марвел пока не хватает времени и выдержки, чтобы объединяющая проекты идея стала более наглядной. Но, кажется, «Локи» сумел выразить основную мысль саги о мультивселенной.
Железный человек, помнится, праноидально искал возможность спасения мира, чуть ли не возвёл защитную сферу вокруг Земли, способную сдерживать недругов-пришельцев. Но с завершением арки Тони Старка в настроении всей вселенной происходит слом. Что в «Локи», что в других сериалах центром становится не проблема сохранения мира перед лицом конкретной угрозы, а скорее вопрос о том, возможно ли удержать этот мир от тотального распада, возможно ли совместное сосуществование разных миров?
«Лунный рыцарь» (Moon Knight) и «Ванда/Вижн» размышляют о распаде мира на языке психологии, показывая несвязность внутреннего и внешнего, дисфункции восприятия. Алая ведьма сбегает от реальности в собственное измерение, эмоциональное убежище, в котором придумывает для себя семью, воскрешает Вижна и живёт иллюзией, созданной по образу и подобию телевизионных ситкомов. Марк Спектор (Лунный рыцарь) страдает диссоциативным расстройством и пытается удержать в одном теле опыт двух человек, всё глубже погружаясь в детскую травму. Менее психологизированные проекты новой фазы исследует распад как утрату мира и спокойствия, как экзистенциальную проблему всего человечества, разорванного разными идеологиями и политическими интересами. «Сокол и Зимний Солдат» (The Falcon and the Winter Soldier) поднимает вопросы беженцев, гуманитарного кризиса, распределения власти и терроризма; «Мисс Марвел» исследуют тему вынужденной эмиграции и колониализма; «Секретное вторжение» (Secret Invasion) — ситуацию политической нестабильности и страх утраты Земли.
Тем временем разрастание мультивселенных в «Докторе Стрэндже», погружение в квантовый мир в «Человеке-муравье и Осе» осмысляет если не реальную угрозу нашему миру, то какое-то утомительное и почти губительное любопытство по отношению к тому, что находится за пределами нашего измерения, знания и восприятия.
«Локи» позволяет наконец увидеть замысел и философские размышления четвёртой и пятой фазы со стороны с помощью горько-сладкого финала. Главный герой жертвует своими желаниями, чтобы стать тем, кто будет сохранять мир от тотального распада и помогать мультивселенной расти и развиваться как прекрасное дерево.
Вопрос только в том, как «Локи» впишется в будущие проекты КВМ. Авторы шоу оставляют в финале очень важную зацепку, которая поможет связать «Локи» с событиями будущих фильмов. Например, намекает на серию комиксов «Локи: Агент Асгарда». По сюжету 13 выпуска Локи становится Богом Историй и сбегает в измерение, существующее вне времени и пространства. Арка «Агент Асгарда» событийно связана с линией «Секретных войн» — комиксом, который станет основой для будущей киноадаптации «Мстители: Секретные войны». С одной стороны, сценаристы поставили жирную точку в истории Локи, а руководство Marvel наконец позволило сериальному проекту не быть буфером между большими блокбастерами. Но, с другой, в заключительном эпизоде появляется и другая, триггер-пасхалка к будущим фильмам. В эпилоге Равонна Ренсселер просыпается в параллельном измерении, а где-то вдалеке виднеется египетская пирамида. Таким образом, сценаристы намекают на ещё одну связь с событиями «Квантомании», в которой появился другой вариант Канга — фараон Рама-Тут, а заодно вспоминают «Лунного рыцаря», сосредоточенного на древнеегипетской мифологии.
«Локи» настолько лаконично завершился, что хочется верить, что сценаристы оставят хотя бы это повествовательное ответвление в покое и не будут вмешиваться в ход его истории.