Жестокие видеоигры могут быть связаны с агрессией у детей
Дети, которые подолгу играют в жестокие видеоигры, чаще мечтают навредить другим людям и терпимее относятся к насилию. Об этом сообщает агентство Reuters, ссылаясь на исследование психологов из университета штата Айова и сингапурского Национального института образования.
Три года исследователи наблюдали за 3 тыс. сингапурских детей в возрасте от 8 до 17 лет. Каждый год психологи расспрашивали ребят, как часто они играют в видеоигры, какие их три любимые игры, часто ли в них изображается насилие, следят ли за этим родители. В другом блоке были вопросы о жестокости: считают ли дети, что иногда драться — приемлемо, стали бы они бить обидчика и мечтают ли навредить кому-нибудь.
«Разница в ответах ребят оказалась малозначительной, но выводы исследования все равно встревожат многих родителей. […] Так же, как еда может повлиять на детское тело, повторяющиеся действия могут сказаться на мозге», — предположил Дуглас Джентилей из университета штата Айова.
Ученые заметили, что чем младше ребенок, тем чаще жестокие видеоигры пробуждают фантазии о насилии. При этом психологи не нашли отличий между мальчиками и девочками, теми, за кем числятся жестокие выходки, и примерными ребятами, теми, за кем следят родители и кто остается без присмотра. Прошлые исследования, напротив, показывали, что участие мамы и папы играет роль. По мнению президента Центра инновационных исследований в области здравоохранения Мишель Ибарры, возможно, разгадка кроется в культуре жителей Сингапура: в отличие от американцев, все они чрезвычайно пекутся о своих чадах, а потому уловить разницу трудно.
Адъюнкт-профессор Кристофер Фергюсон из университета Стетсона в штате Флорида, изучающий влияние медиа на поведение, назвал последнее исследование «не очень хорошим». По его словам, в прошлом научное сообщество критиковало подход психологов из Айовы и Сингапура. Их данные взяты со слов детей, но одни ребята охотнее признают поступки и мысли, чем другие. Далее, поскольку некоторые дети совсем малы, следовало опросить их родителей. Исследование получилось «крайне непоследовательным». Возможно, игры побуждают к безобидным выходкам, например, когда дети показывают друг другу язык, но нет свидетельств, что игры как-то связаны с травлей, драками или стрельбой в школе, объяснил Фергюсон.
Мишель Ибарра считает, что новое исследование, наоборот, точно выявило взаимосвязь видеоигр, мыслей и поступков детей. По ее мнению, постепенно люди соглашаются, что жестокость в играх может пробуждать агрессию в обычной жизни, а дурные помыслы могут быть промежуточным звеном. Она согласна, что родители должны следить, чтобы их дети реже играли в игры со сценами насилия. Впрочем, многие скептики лишь укрепятся в сомнениях, ознакомившись с последней работой психологов. Что исследование выявило наверняка, так это насколько тенденциозны попытки разобраться в проблеме видеоигр и насилия, заключила Мишель Ибарра.
Ранее другие ученые выяснили, что видеоигры могут быть связаны с задержкой эмоционального развития у подростков, укореняют расовые стереотипы, а герои игр служат людям ролевыми моделями. В феврале 2014 года Депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Олег Михеев предложил ограничить продажу видеоигр с «открытой пропагандой насилия».