02 апреля 2015Игры
Обновлено 18.04.2016

Три закона рынка, которые Cities: Skylines объясняет лучше экономистов


Для многих градостроительные симуляторы стали точкой входа в экономическую науку. Для меня такой игрой в свое время стала легендарная SimCity 3000. Для нового поколения потребителей это место может занять Cities: Skylines, которая способна в игровой форме объяснить ключевые принципы, на которых построена рыночная экономика. И, кажется, она это сделает лучше любого профессионального экономиста-теоретика.

Три закона рынка, которые Cities: Skylines объясняет лучше экономистов - фото 1

Закон 1. Высокие налоги — удар по бизнесу

Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы с 2004 года по 2013 год говорит о влиянии высоких налогов на бизнес в стране:

Сейчас правительству придется выбирать: сократить расходы (и таким образом признать неспособность осуществить обещания Путина, которые он дал во время предвыборной кампании 2012 года), или же поднять налоги, что ударит по инвестированию и росту ВВП.

В Cities: Skylines ВВП (валовой внутренний продукт) — это, фактически, доходная часть бюджета вашего города. Когда бюджет не сходится, первое желание — поднять налоги. Начинаешь обычно с промышленности, а заканчиваешь обычными гражданами. Это обеспечивает краткосрочный прилив денег — ты можешь быстро раздать долги или построить еще несколько электростанций, которые так необходимы населению.

Но стоит продержать высокие ставки налога (а в игре — это всего 12-18%) дольше нескольких месяцев, как в промышленности начинается обвал. Построенные предприятия закрываются, люди теряют работу и покидают город, обваливается мелкий бизнес — ты смотришь на это, как на крушение «Титаника». Замечено: уменьшение налогов не приведет к мгновенному росту, как и в реальной жизни. Поэтому поднимать налоги стоит постепенно, процент за процентом, и внимательно следить за рынком недвижимости. Только начался спад спроса на промышленные здания — остановитесь. Иначе будете вкладывать деньги в их содержания, пробив смертельно опасную брешь в бюджете.

Три закона рынка, которые Cities: Skylines объясняет лучше экономистов - фото 2

Закон 2. Строительный бум — это опасно

Анна Киюцевская, эксперт Института Гайдара о влиянии «токсичного» ипотечного кредитования на экономику:

Истоки кризиса 2008–2009 годов лежали именно в сфере ипотечного кредитования США, а последствия чрезмерно оптимистичных оценок перспектив экономического развития в большей или меньшей степени затронули все интегрированные в мировую экономику страны.

В Cities: Skylines ипотечного кредитования нет, но проблемы с рынком недвижимости могут возникнуть схожие. Как и во всех градостроительных симуляторах, строительство — главный двигатель местной экономики. Оно же может превратить вашу жизнь в кошмар. Чтобы понять, каков спрос, достаточно посмотреть в угол экрана — несколько аккуратных разноцветных столбиков показывают, о каком типе недвижимости мечтают ваши граждане: промышленном, жилом или мелком бизнесе. От этого индикатора и пляшем.

Но здесь возникают проблемы за проблемами. Во-первых, есть понятие — инфраструктура. Нет смысла строить новый район, для которого не хватает воды, канализационных мощностей или электроэнергии. В строительство инфраструктуры придется вложить не только «короткие» деньги (цена самих объектов), но и «долгие» — кто-то же должен содержать эти объекты. Первое желание начинающего градостроителя (как и многих политиков) — быстро застроить большие участки жилыми домами, так как это увеличит численность населения, а также поступающие доходы. Но если «покликать» на каждый отдельный дом, то ты видишь: далеко не все они заселены полностью, при этом спрос на жилую недвижимость остается высокими. Поэтому прежде чем расширять город, стоит подождать, пока в уже построенные дома вселится максимально возможное число людей.

Во-вторых, есть понятие экономически активного населения. Вашим гражданам нужно не только предоставить доступ к рабочим местам и магазинам, но и обеспечить их социальными благами — школами, больницами, защитой полиции и так далее. Все это будет буквально высасывать деньги из бюджета. Поэтому основной принцип строительства: делаем не красиво и масштабно, а практично и дешево. И никакого бума, нечего, живите в тесноте!

Три закона рынка, которые Cities: Skylines объясняет лучше экономистов - фото 3

Закон 3. Кредиты — только на развитие

Из книги «Система Кудрина»:

Греф и Костин встретились с Кудриным. Они были в подавленном состоянии. Банкиры признались, что боятся кредитовать: непонятно, каким будет спрос на продукцию заемщиков. Цены на нефть продолжали падать, экспорт металлов — тоже. Почти каждый день те или иные предприятия объявляли о неспособности обслуживать взятые кредиты. Число плохих кредитов росло: сначала таких было 5%, потом — 7%, очень скоро — 8%.

«Плохие» кредиты в Cities: Skylines — это мина, заложенная под ваш город. Как только начинаются экономические проблемы (население неохотно платит налоги, предприятия не развиваются) и бюджет начинает терять деньги, иуды-разработчики предлагают оформить займ. Мол, возьми деньги, реши все свои проблемы. Как правило, это приводит к попаданию в долговую яму и краху всей экономики. Ну и вас, как лидера.

Кредитные деньги можно использовать только для одного — развития. Причем вы должны четко понимать, что речь идет не об инфраструктуре. То есть нельзя на заемные деньги построить больницу и пожарный участок — на эти социальные блага должны наработать сами люди. А вот расширить промышленную зону, если вам не хватает на это денег, или выкупить участок по соседству, который позволит увеличить масштаб города и подстегнет его дальнейшее развитие — достойная цель для заемных средств.

Ну, а если вы берете кредит, чтобы прокормить народ, то либо вы совершили непоправимые ошибки на старте (а значит проще начать игру заново), либо просто не поняли, что его придется отдавать с процентами и это добьет и без того несбалансированный бюджет. В таком случае, возможно, вам и в градостроительные симуляторы играть не стоит.

Комментарии 83
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
EeRy
EeRy
Надо зачитать на очередном собрании всяких палат парламентов.... Даешь образование в политику!
Trulalaboom
Trulalaboom
у меня запал для таких игр заканчивается когда я все настроил и что-то скучно. думаю стоит ли брать если год назад в сим сити играл и вообще быстро надоела.