Суть. Crusader Kings 3 — стратегия, где можно случайно захватить Иерусалим
1 сентября выйдут сразу две стратегии — «реалтаймовая» Iron Harvest про дизельпанк и мехов в Первой мировой и историческая глобальная Crusader Kings 3, где правителем Иерусалима случайно может стать король Ирландии. Другие игры в следующем месяце, собственно, могли бы и не выходить — в Crusader Kings 3 человек увлеченный все равно оставит не одну сотню часов жизни.
Если вы вдруг не в курсе, что вас ждет в этой игре, то вот ключевые моменты — максимально коротко (подробнее — позже, в рецензии).
Crusader Kings 3 — это историческая глобальная стратегия в реальном времени с возможностью поставить все на паузу. В центре внимания не сколько страны, сколько династии правителей. Вы, собственно, выбираете себе династию и подконтрольную ей страну, после чего пытаетесь привести обе к процветанию, параллельно генерируя совершенно сумасшедшие истории. Здесь ничего не изменилось, да и основные механики в целом перекочевали из второй части такими, какими были.
Основное отличие третьей части от второй — в мелочах. Перерисовали интерфейс, добавили огромную энциклопедию, контекстные подсказки и массу других вспомогательных материалов для новичков, а также ввели целую гору напоминалок и немного разнообразили в порядок традиционную для игр жанра рутину.
При этом надо понимать, что для неподготовленного игрока Crusader Kings 3 все еще будет безумным нагромождением странных табличек, стен текста и как-то непонятных терминов, которые нужно держать в голове. Да, новичкам здесь будет куда легче, чем во второй части (благодаря подсказкам и энциклопедии), но все же. При этом, как водится, если вы втянетесь, то рискуете обнаружить себя за монитором где-то в шесть часов утра за составлением планов по захвату плацдарма на побережье Франции. И все для того, чтобы затем можно было атаковать Священную Римскую Империю!
Большую часть времени вы занимаетесь плетением придворных интриг и политикой. За кого выдать брата/сестру/тещу, кому подсыпать отравы в мясной пирог, чеканить ли серебряные монеты или подойдет и паршивая бронза. Дел всегда по горло — и никогда не знаешь, в какую сторону приведет тот или иной выбор. Вместе с тем надо разбираться с религиозными вопросами (количество религий, кстати, в разы больше, чем в СК2), с проблемами престолонаследия и объединять соседние земли из разрозненных участков суши в герцогства и королевства.
Ваш протеже может выбрать себе один из «стилей жизни», которые дают определенные перки. У него может быть определенный набор особенностей, который меняется от персонажа к персонажу и формируется на протяжении детства героя. Он может — и должен! — возиться с древом династии, выбирая особые перки для укрепления собственной фамилии.
Причем все эти перки, «стиль жизни» и фамильное древо позволяют устраивать настоящий «ролеплей». Ваш правитель — тихий и скромный, но мужественный король? Тогда он вряд ли будет доволен, если придется кого-нибудь отравить втихую. Противоречащий чертам персонажа выбор генерирует стресс, который постепенно накапливается и серьезно ухудшает показатели героя в дальнейшем. Причем тут все зависит от случая — все может закончиться самобичеванием и легкой раной, а может привести и к гибели персонажа.
Некоторый контент, который добавляли во вторую часть через DLC, в третьей есть по умолчанию, но кое-чего фанаты все-таки не дождутся на релизе. Случайно возникающих эпидемий, кроме вспышки чумы, в игре, кажется, нет. Тайных обществ — тоже. Китая и возможности с ним хотя бы поторговать — нет (карта обрывается примерно в районе Тибета), как и ацтеков. Не найдете вы и отдельной механики для кочевых племен, отсутствуют морские сражения — и корабли как таковые. Торговля — тоже, а играть за торговые республики в CK3 нельзя — очевидно, что это приберегли для DLC.
Но даже так Crusader Kings 3 остается огромной игрой с кучей возможностей. Это прямое развитие второй части, оно исправляет ряд ее шероховатостей и проблем (отдельное спасибо стоит сказать за новый движок, который работает в сто раз лучше), а также добавляет новые интересные вещи.
Прибавьте к этому тот факт, что игра стала в разы дружелюбнее к новичкам, обязательную поддержку на протяжении минимум пяти лет (CK2 поддерживают на плаву вот уже восемь лет!), а также широчайшие возможности для модификации исходного материала. Получите отличную игру для тех, кого не смущает огромное количества текста, таблиц и контурных карт. Так что если вы фанат глобальных стратегий — даже не думайте, а просто берите.
Полноценную рецензию на Crusader Kings 3 вы можете прочитать по ссылке.