Суть. A Way Out — теперь и в играх есть свой «Побег из Шоушенка»
A Way Out — кооперативное приключение, написанное и поставленное Юсефом Фаресом, одним из создателей увлекательной сказки Brothers: A Tale of Two Sons. В этот раз шведско-ливанский режиссер и геймдизайнер, судя по всему, и впрямь сыграл в разработке ключевую роль — не просто же так интро встречает надписью A Josef Fares Game. Не знаю, считает ли он себя новым Хидэо Кодзимой или хотя бы Дэвидом Кейджем, однако игра его студии Hazelight удалась, если не сказать больше.
Я не зря в заголовке упомянул «Побег из Шоушенка» — A Way Out безумно на него похожа. Не в том смысле, что она отныне будет занимать первую строчку любого топа лучших игр всех времен, а в том, что отсылки к этому замечательному фильму Фрэнка Дарабонта в первые пару часов A Way Out встречаются на каждом шагу. Я не шучу — Юсеф Фарес и Hazelight порой очень навязчиво машут перед лицом игрока культовыми сценами. Появление в тюрьме новичка, банда гомосексуалистов, которые сперва предлагают «дружить» по-хорошему, уборка крыши под палящим солнцем и намек на то, что в такую погоду не помешало бы холодное пиво — из этих и других отсылок и состоит первая треть игры.
Очень легко принять все это за клише, подумать, что у разработчиков просто головы своей нет — именно этим сейчас и занимаются западные журналисты.
Они хвалят геймплей и кооператив и при этом пинают игру за наивный и предсказуемый сюжет, в котором нет ничего нового. Ну, нет в нем ничего нового — это правда. И что с того? Mafia: The City of Lost Heaven тоже воспроизводит известные сцены из культовых фильмов про мафию, но это не мешает ей оставаться одной из лучших игр на свете — потому что ее разработчики и не пытались удивить кого-то сценарием, они лишь бандитскую жизнь в деталях показали. И пусть эта жизнь подсмотрена в кинематографе и литературе — в этом и смысл же!
Авторы A Way Out делают ровно то же самое. Эту игру вообще очень хочется сравнивать с первой Mafia из-за того, с каким вниманием к деталям в ней воссоздана бытовуха — в этом случае тюремная и, чуть позже, бандитская. Почти в каждой крупной сцене герои могут побродить по округе и заняться чем-то таким, на что создатели других игр и время бы тратить не стали. Во дворе тюрьмы установлена спортплощадка, на которой герои, Лео и Винсент, подтягиваются и отжимаются. В загородном доме, куда они попадают после побега, в гараже вкопан столб и рядом стоит коробка с подковами — тут беглецы с радостью соревнуются в меткости. Это все совершенно необязательные вещи, которые можно и не заметить, если бежать вперед — но в этом случае игры можно и не увидеть.
В деталях кроется чуть ли не половина обаяния A Way Out. Тем более что даже сюжетные моменты именно на них и построены.
Тут нельзя просто так взять и уехать на краденой машине — нужно сперва починить ее: принести канистру с бензином, отыскать новое колесо на замену, сходить за особым ключом, дотолкать пикап до трактора и «прикурить» от его аккумулятора. Про то, насколько сильно такие сценки влияют на погружение и атмосферу, не вижу смысла и говорить.
Еще больше A Way Out подкупает возможностью (и необходимостью) играть с другом. Если совсем просто, то кооператив здесь работает точно так же, как работал сингл в Brothers: A Tale of Two Sons. То есть механики и суть происходящего те же, только в этот раз играют двое. Причем для каждого есть занятие — в A Way Out не бывает ситуаций, когда один игрок делает все, а второй — ничего. Нет, каждая минута этой игры создана для двух игроков, иначе здесь просто ничего не работает.
В общем, замечательная игра.