Сценаристы «Шерлока» объяснили достоинства и недостатки финала
Как и ожидалось, последний эпизод четвертого сезона «Шерлока» оказался весьма посредственным завершением сериала. Это самый низкий уровень сценарной работы, где очень мало внимания уделяется уникальному главному герою, и очень много — наспех придуманной злодейке с неубедительной мотивацией.
Поскольку авторам сериала Эвр интереснее Шерлока, то, конечно, Шерлок получится пассивным участником ряда зарисовок про всемогущего маньяка в духе «Пилы» или худших выпусков комиксов с Джокером. Пара великолепных сцен (со стеклом и скрипкой) пробралась в финал случайно: если два более-менее талантливых человека накидают такое количество разрозненных эпизодов, один-другой из них окажутся неплохими.
Впрочем, «Шерлок» (Sherlock)— один из тех проектов, где зрители старательно додумывают логику событий и мотивацию героев за сценаристов, так что эпизод многим понравился.
На показе «Последнего дела» в Лондоне главные сценаристы и продюсеры «Шерлока» Стивен Моффат и Марк Гэтисс высказали свою точку зрения на финал.
О тупости Шерлока Моффат заявил следующее:
Эвр — это крайняя точка, чистый мозг без всякой связи с чем-либо. Она не понимает, что значит быть человеком. То, что сам Шерлок не смог от всего этого отказаться, несмотря на всего его усилия по лишению себя человечности, делает его более сильным. Он не настолько умный, как Эвр или Майкрофт, но он их всегда победит, потому что он лучше и сильнее. И вот тут-то он становится тем Шерлоком, которого играли Бэзил Рэтбоун и Джереми Бретт. Мудрым стариком с Бейкер-стрит, который все еще пугающе хладнокровен, но в лучших человеческих качествах которого мы никогда не усомнимся.
Сцены, в которой Эвр заставляет Шерлока признаваться Молли в любви, не было в сценарии. По словам Моффата:
У нас была совсем другая сцена, которая понравилась двум людям: мне и Марку. Все остальные ее возненавидели. В последний день работы над сценарием мы ее перечитали и сказали: «Знаешь, что? Все думают, что эта сцена — дерьмо. Давай вернемся в офис и придумаем что-нибудь еще. Мы так и поступили, и получили то, что называют «лучшей сценой в эпизоде». Вот как полезно прислушиваться к критике.
Моффат еще раз объяснил, что вся линия с сестрой была придумана во время разговора в офисе бухгалтерии — который располагался на втором ярусе двухэтажного автобуса, — при работе над The Abominable Bride.
Мы придумали этот совершенно безумный ход: намекать. что у Шерлока есть еще один брат, а потом сделать единственный возможный в ситуации поворот, что это не брат, а сестра.
Гэтисс объяснил, как Редбиерд стал из собаки человеком.
Помню, я сидел в квартире исполнительного продюсера, говорил о чем-то еще, и вдруг подумал: «А что если Редбиерд — не собака?». Дальше все выстроилось само собой. Мы придумали Редбиерда как шутку, чтобы показать жестокость Майкрофта к Шерлоку, и это стало зерном, из которого выросло что-то чудовищное.
На самый главный вопрос — является ли «Последнее дело» финальным эпизодом сериала? — Мофатт ответил следующее:
Если это и правда последний раз, — я этого не планировал, но это и правда может быть конец, — возможно, что мы все закончили этим эпизодом.
Гэтисс добавил:
Мы могли бы завершить сериал любым из предыдущих сезонов, потому что они все очень интересно заканчиваются. Это может быть последнее дело, но тут никогда не знаешь наверняка.
В заключение еще раз подчеркну, что все проблемы «Шерлока» упираются в то, что его пишут два человека за очень ограниченное количество времени. Последний сезон получился лучше пары предыдущих (за счет эпизода «Шерлок при смерти»), но от Моффата и Гэтисса нельзя было ждать лучшего финала, чем «Последнее дело».
На американском телевидении такого рода вопросы решаются ежегодной сменой состава комнаты сценаристов, заменой шоураннеров и приглашением сторонних авторов на отдельные эпизоды. В «Шерлоке» первое и второе невозможно, и даже если сериал продолжится, от него вряд ли можно ожидать какого-то фантастического ренессанса.
Наши предыдущие материалы по «Шерлоку»:
- Игра на выпивание от «Канобу» – с игровым полем и триггерами
- Рецензия на «Шесть Тэтчер»
- Рецензия на «Шерлок при смерти»
- Реакция интернета на слив финала сериала. День 1
- Реакция интернета на слив финала сериала. День 2
- Чем отличался изначальный пилот «Шерлока»
- Разбор фанатских теорий по «Последнему делу»
- Почему миссис Хадсон — главный злодей «Шерлока»
- Последняя серия – полный конспект (7 листов)
- Последняя серия –пересказ в гифках
- Весь «Шерлок» – пересказ в гифках всего сериала с начала