«Про ракеты, США, Путина — везде, как тараканы»: как работают «кремлеботы» и «фабрики троллей»
На Радио Свобода вышло интервью с Сергеем К., который раньше работал в санкт-петербургском агентстве ФАН — одном из подразделений «фабрики троллей», финансируемой «поваром Путина» Евгением Пригожиным.
Сергей рассказал, как тролли нападают на соцсети изданий и что входит в работу «кремлеботов». Мы выбрали несколько интересных цитат из беседы.
Много отделов, в каждом кабинете сидят приблизительно по 15 человек. Один отдел занимается YouTube, другой отдел занимается «ВКонтакте», третий фейсбуком и так далее. В нашем отделе через рабочий телеграм-чат были указаны площадки, на которых стоит работать: RT, РЕН-ТВ, «Известия», а также оппозиционные: «Новая газета», Радио Свобода, даже «Сталингулаг».
Посмотрите на RT комментарии о Западе — сразу видно, чья эта работа. Зайдите в группу RT в любой соцсети, они сутками там бьются за Россию-матушку. Под любой новостью — про ракеты, США, Путина — везде, как тараканы.
На все есть свой отдел. Это очень хорошо организованная структура. Просто не укладывается в голове, какой чушью занимаются там люди и за какие огромные бабки.
Меня оформили и сразу пустили в бой в комментарии в группы RT, «Известия», РЕН-ТВ и подобные. Работа не пыльная, сиди себе, стучи по клавишам один и тот же бред по 11 часов. Все сотрудники работают в две смены — кто днем, кто ночью.
Люди абсолютно разные сюда приходят. Есть очень образованные, доктора наук, есть люди без высшего образования.
Не всякий пропутинский комментарий оставляют тролли. У нас достаточно убежденных людей, так называемых ватников. Если есть подозрение, что перед вами тролль, посмотрите на аккаунт этого человека. Как правило, у троллей закрытые аккаунты –есть установка их закрывать. Тролли для своих аккаунтов используют фотографии, спертые у кого-то в «Одноклассниках». Воруют фотографии реальных людей, делают левые имена, вставляют эти фотографии, но, отзеркаливая, чтобы нельзя было найти через «Яндекс. Картинки», либо как-то обрабатывают в цвете, например, делают фотографию черно-белой, так тоже сложнее найти.
Я написал комментарий под постом то ли на RT, то ли на РЕН-ТВ, потом мне в личку пишет девушка: «Откуда у вас этот аккаунт? Это аккаунт моей сестры». Я понятия не имею, что ей ответить. Залезаю на ее страницу, нахожу фотографии и понимаю, что это действительно ее сестра и что она умерла недавно, разбилась в аварии.
Они берут аккаунты мертвых людей. Тогда я в первый раз себя очень грязно почувствовал, до сих пор отмыться не могу.
Мы усы Беглова защищали, рассказывали, что он очень аккуратно их стрижет. Или инициативу решили проявить, что Беглов – фамилия говорящая, он шустро бегает, везде успевает. Потом ребята столкнулись с отдачей, что Беглов от проблем бегает, и перестали использовать этот тезис.
Атакуется, как правило, на заказ. Если вы пишете что-то неудобное, например, про «повара Путина», сразу вас начинают закидывать первосортным говном. Начинают лететь мемы, угрозы. И это будет и в «ВКонтакте», и в инстаграме, и в YouTube. Аккаунтов у них хватит, как патронов.
По данным Сергея К., в среднем тролли получают 40–50 тысяч рублей, а за день нужно написать порядка 120 комментариев, так что этот мем вполне правдив.