Критики о фильме «Оно»: хороший фильм о детях, но нестрашный хоррор
В этот четверг, 7 сентября, на российские экраны выходит «Оно» — экранизация одного из лучших романов Стивена Кинга. Книга рассказывала о противостоянии семерки детей (а потом и взрослых людей) и клоуна-убийцы Пеннивайза, который на самом деле — одно из воплощений очень древнего чудовища.
На Metacritic у картины всего 71 балл из 100 возможных, на Rotten Tomatoes у фильма на данный момент 100% положительных отзывов — но это не отражает общей картины, сайт-агрегатор пока не учил ряда крайне негативных рецензий (пользуйтесь лучше Metacritic).
Кино у Андреса Мускетти получилось далеко не идеальным — и не только потому, что историю Кинга там разбили на две части, одну из которых пока не успели снять. Все критики хвалят детско-ностальгическую часть фильма. Но не менее дружно рецензенты (кроме совсем уж восторженных фэнбоев и Ричарда Роупера) ругают сцены с Пеннивайзом (Билл Скарсгард), который начинает фильм как очень страшный персонаж, но с каждым новым эпизодом вместо внушения ужаса превращается во всю большую самопародию наподобие позднего Фредди Крюгера.
Должен сказать, что к оригинальной книге можно выдвинуть те же претензии: Кинг — очень талантливый рассказчик, но никудышный хоррор-автор, и все его попытки напугать читателя кровищей и «страшными» фразами и образами вызывают скорее смех. Судя по отзывам, новая экранизация творчеству Кинга полностью соответствует.
Известнейшему американскому критику, рецензенту Chicago Sun-Times Ричарду Роуперу, фильм понравился от начала и до конца без всяких оговорок:
«Оно» завершается правильными нотами: пугающими, трогательными, интригующими, отрезвляющими. В конце нам говорят то, что мы и так знаем: это первая глава саги. Когда мы вернемся к этой истории, пройдет больше 25 лет, и всем этим прекрасным детям будет под 40. Но пока что у нас есть «Оно», которое захватило меня с первого кадра и продолжалось почти без слабых моментов.
IGN в восторге от того, что создатели фильма перенесли действие из 50-х годов (как в первой половине книги) в 80-е:
«Оно» эксплуатирует наше восхищение более простым временем — визуальными отсылками к ностальгии по 80-м вроде афиш кинотеатров с «Бэтменом» и «Смертельным оружием 2» или игровых автоматов с первым Street Fighter. Фильм так же откровенно и сентиментально ностальгирует по 80-м, как это делает Стивен Кинг в отношении 50-х в своем романе. У фильма это оружие, которое используется против нового поколения. Детские эмоции — самые сильные, потому что ты испытываешь их в первый раз. Чтобы как следует напугать аудиторию, Мускетти заставляет нас взглянуть на мир наивными глазами ребенка… и только ПОТОМ разрывает нас на части.
The Playlist обращает внимание на концовку — и считает, что клиффхэнгер фильма не портит:
Финал тоже сильно переработали по сравнению с книгой, хотя без спойлеров нельзя объяснить, что там и как. Самый большой сюрприз — то, что второй половины истории Кинга там просто нет. Сюжет только о детях. Хотя в финале 135-минутного фильма нас ждет эмоционально удовлетворительное завершение истории, это все равно только половина «Оно». И знаете что? Это нормально.
AV Club не считает фильм идеальным и критикует работу многочисленных сценаристов (фильм написал Гари Доберман на основе сценария Чейза Палмера и Кэри Фукунаги). Но отдельные моменты рецензенту дико понравились:
Отдельные моменты «Оно» выжигаются в мозгу — как вспышки при фотосъемке. Операторская работа Чона Джон-хуна, постоянного оператора Пака Чхан-ука (режиссера Old Boy и «Служанки», — ред.) вызывает к жизни очень насыщенную, фактурную картинку, которую не увидишь в большинстве голливудскую фильмов (не говоря уж о хоррорах). Прибавьте сюда скрупулезную работу художников по декорациям, и самые фантастические эпизоды фильма вроде сцены, в которой дети обследуют заброшенный дом, получились очень творческими. Возможно, что сценаристы написали лучшую версию книги, которую в принципе невозможно адаптировать. Но если бы студия не решила подчистить и упростить эту бесформенную, хаотичную историю, у них могла бы получиться абсолютная классика.
The Hollywood Reporter считает, что в фильме удались лишь индивидуальные сцены:
Но это не Stand By Me, детям надо сражаться с чудовищем. Пеннивайз, как выясняется, может принимать любую пугающую жертву форму. Фильм становится серией эпизодов запугивания — каждый ребенок сам по себе видит ужасные вещи. Хотя по отдельности каждая сцена эффективна, они не накладываются друг на друга, чтобы наполнить нас ужасом. И они бы выиграли от использования практических эффектов, а не только CG, — особенно если Мускетти так хочет выжать приятное ретро из своего сеттинга.
EW пишет, что «Оно» — это два фильма в одном:
Лучший из них (и это в самом деле отличное кино) — тот, что похож на более мрачную версию Stand by Me. Ностальгическая история о семерке симпатичных детей-изгоев, катающихся на великах и сражающихся со своими страхами. Я так и ждал закадрового голоса Ричарда Дрейфусса: «И это было лучшее лето моей жизни…» Гораздо менее удачны секции с Пеннивайзом. Чем больше мы его видим, тем менее он страшен. Если только вы не боитесь клоунов, он становится совершенно мультяшным персонажем.
Издание Variety оставило откровенно негативную рецензию, пока не учтенную Rotten Tomatoes:
Чем дальше смотришь, тем менее интенсивным фильмом становится «Оно». Все портит то, что нам не показывают масштабов Дерри как города, полного похороненных травм и секретов. Первобытный страх, который внушает Оно, тоже не исследуется. В роли Пеннивайза Скарсгард служит полотном для визуальных эффектов фильма, и не отбрасывает ту длинную тень, которая получилась у Тима Карри в мини-сериале 1990 года.
The Guardian громит фильм за неоригинальность. Но тут виноват сам Кинг, у которого нет воображения (все образы в книге «Оно» были почерпнуты им из фильмов ужасов).
Самая большая проблема в том, что тут все устарело, мы все это видели: страшные клоуны, страшные старые дома, страшные ванные. Брайана Де Пальму и Стэнли Кубрика исходники Кинга вдохновили на создание чего-то авторского и оригинального. Режиссер «Оно» Андрес Мускетти этого добиться не смог.
На российские экраны «Оно» выходит 7 сентября 2017 года.