Короткая рецензия на 1 серию 11 сезона «Секретных материалов»
3 января стартовал 11 сезон сериала The X-Files, известного у нас как «Секретные материалы». Некогда легендарное шоу вернулось в 2016 году после долгого перерыва — на абсолютно провальный 10 сезон. Но, по отзывам западных критиков, 11 сезон получился существенно лучше — благодаря одиночным эпизодам о похождениях агентов ФБР Фокса Малдера и Даны Скалли, где они расследуют случайные паранормальные явления (все как в лучшие годы). К сожалению, прежде чем добраться до этих одиночных эпизодов, нам придется отсмотреть серию от создателя сериала, Криса Картера, в которой Малдера и Скалли двигают дальше по общей мифологии «Икс-файлов».
Мифологические эпизоды в «Секретных материалах» можно было спокойно пропускать уже в 3-4 сезоне, по праву считающимися пиком всего сериала (и, возможно, мирового телевидения). Сквозные сюжетные нагромождения Криса Картера ничего не добавляли к действительно хорошим, изолированным эпизодам, где Скалли и Малдер тихо-мирно охотились на очередного «монстра недели». Сами по себе они тоже ни к чему не вели: это мыло, безответственное и бессистемное выдумывание с очень неуклюжими попытками сатиры на современность.
Мифология «Икс-файлов» сочетает в себе худшие черты сериала Lost и игр Хидео Кодзимы: автор громоздит одну на другую тайны и вопросы, а когда все-таки приходит время держать ответ, разражается наивной, примитивной, никому не интересной философией в духе «мы должны уничтожить человечество, чтобы его спасти». Первая серия одиннадцатого сезона — воплощение некомпетентности Криса Картера как сценариста. Она ВСЯ состоит из таких монологов или закадрового голоса героев, объясняющего то, что они не успели объяснить в монологах.
В лучшем духе Картера персонажи ничего не добиваются и ни к чему не приходят. Малдер полсерии выслеживает Курильщика, чтобы найти совсем другого человека, который тоже курит и читает монологи — на сей раз не об уничтожении населения Земли, а о космических исследованиях и скором строительстве человечеством сфер Дайсона (?!). Скалли проводит серию в больнице, сбегая из больницы и попадая в случайную автокатастрофу, после которой она возвращается обратно в больницу.
И я не могу не отметить, насколько невзрачно, примитивно все снято: между монологами попадаются короткие сцены беготни и автопогонь, которые можно перепутать с любым эпизодом любого современного шпионского сериала. Нет монстров, пришельцы (которые всегда были наименее интересной частью «Икс-файлов») мелькают только во флэшбэках, где их показывают совершенно открыто, под прямым светом, без претензий на атмосферу или саспенс.
Герои кричат друг на друга и тычут в физиономию пистолетами, хотя по градусу сюжетного накала эти сцены с таким же успехом могли быть негромкими беседами. Эпизод поставил сам Крис Картер, и даже ему очевидно, насколько скучный текст приходится читать его актерам. Без пистолетов никак нельзя!
За 11 лет «Икс-файлов» мы привыкли к подобным сериям-пустышкам, но в новом сезоне есть сцены, бездарные даже по меркам Картера. Один пример: в начале эпизода Скалли находится в коме. При сканировании ее мозга Скиннер замечает, что Скалли морзянкой передает импульсам одной из доль головного мозга сообщение Малдеру!
Да, это смехотворный бред, но это бред в лучшем духе классических сезонов «Икс-файлов», где вокруг такой абсурдной задумки могли навертеть превосходный эпизод (скажем, во время беременности Джиллиан Андерсон). В новых «Икс-файлах» В СЛЕДУЮЩЕЙ сцене Скалли приходит в себя и голосом озвучивает Малдеру то, что она только что сигналила мозговой морзянкой!
Единственное, на что в этом эпизоде вообще можно смотреть — это пара флэшбэков к серии En Ami из 7 сезона «Секретных материалов». В свое время это был очень спорный, написанный исполнителем роли Курильщика Уильямом Б. Дэвисом эпизод, балансирующий на грани порнографического фанфика (Скалли внезапно уезжает с Курильщиком и попадает в двусмысленную ситуацию).
В наше время на эту серию оказались завязанными основной сюжетный поворот 11 сезона и вся мифология сериала, что само по себе многое говорит об общем качестве сюжетной основы современных The X-Files. Но дело даже не в этом, а в том, что всего пара планов из этой серии с немыслимо, невозможно прекрасной Джиллиан Андерсон образца 2000 года напоминают, до чего это был хороший сериал, и в какие бездны он скатился 18 лет спустя.
Даже в худших сериях «Секретных материалов» всегда были интересная режиссура и операторская работа, хорошая (во всяком случае — искренняя) игра актеров. А когда и это не помогало, все держалось на нетрадиционной, но совершенно сногсшибательной внешности действующих лиц, на Малдера и Скалли было просто приятно посмотреть.
Я не говорю, что в 2018 году Андерсон и Дэвид Духовны неприятны на вид — они просто утратили ту магию, тут ореол, который приковывал глаз к экрану и даже в самые тяжелые, фанбойские моменты делал «Икс-файлы» гораздо лучшим сериалом, чем он имел право быть.