Как Marvel сменили сексуальную ориентацию Бобби «Айсбергу» Дрейку
Брайан Майкл Бендис – один из топовых, самых талантливых и уважаемых авторов комиксов. Недавно я уже касался его заслуг в рецензии на сериал «Сверхспособности» (Powers), снятый по его оригинальному комиксу. Сериал вышел ужасным, но комикс был и остается отличным нуарным детективом, смесью «Blacksad» и «Хранителей» с отличным юмором и персонажами. Он же единолично ответственен за всю серию Ultimate Spider-man.
В данный момент Бендис завершает свой ран одной из основных серий про мутантов – «All new X-men» (если у вас есть желание разобраться во всем многообразии серий по Людям Икс, я делал два подробных гайда для новичков – комиксы того стоят, одни из самых интересных у Marvel). И уйти Бендис решил громко, объявив под занавес о том, что один из членов оригинальной пятерки Людей Икс, с которой все началось еще полвека назад, на самом деле гей. Бобби «Айсберг» Дрейк – гомосексуалист.
Естественно, это вызвало бурную реакцию интернета, и несколько не ту, которую ожидал Бендис. В своем интервью писатель подчеркивает, что он не собирался делать из этого некий ивент, публичный каминг-аут, пиар-ход. Marvel никак не анонсировали это решение тизерами, загадочными фразами типа «скоро все изменится» и тому подобными. По задумке Бендиса, читатели должны были прочувствовать этот перелом в контексте истории, просто читая комикс.
Но в наш век сливов (кхе-кхе) этому не суждено было сбыться. Кто-то из ответственных за печать или перевозку комиксов сделал пару дерьмовых фотографий роковых страниц на телефон и слил в сеть. Фанаты в результате увидели не глубокую личную историю, а просто фразу Джин Грей «Бобби, ты – гей», которая она произносит, случайно просканировав его разум.
Слив и отсутствие контекста, естественно, увеличили долю негативных реакций. И дело не только в гомофобии, фанаты возмутились прежде всего изменением канона, вмешательством в статус классических персонажей.
Не помогло и то, что если не читать комикс, то такое решение легко принять за обычную уступку толерантности, которая уже меняла расу, пол и сексуальную ориентацию многим персонажам – как в комиксах, так и в кино. И довод против такой практики более чем логичен – если вам нужно больше негров, геев и женщин, введите новых персонажей, не нужно менять старых в угоду толерастии. То есть, если просто – ввести негролатиноса Майлза Моралеса – это нормально, делать негром традиционно белого Фьюри – нет (хотя вышло и здорово, его ведь сделали не просто негром, а конкретно Л. Джексоном, но это скорее исключение).
Но больше всего недовольство возникло из-за того, что подобное откровение выглядит нелогичным и попросту навязанным из-за того, что Бобби на протяжении этих лет был, мягко говоря, не одинок. Отношений с девушками у него было дофига, что и смутило фанатов.
Особо иронично в этом контексте выглядит арка двухлетней давности, завершавшая третий том «Astonishing X-men», в которой Бобби столкнулся с серьезными психологическими проблемами. К нему в какой-то момент нагрянули все его бывшие подружки, коих оказалось великое множество, и все чего-то от него хотели.
История вышла мрачной и захватывающей и закончилась тем, что Бобби чуть не сошел с ума и не заморозил весь мир, научившись создавать тысячи ледяных клонов, которые принуждали людей выполнять его волю.
К слову, первая гей-свадьба истории комиксов также описывалась именно в серии «Astonishing X-men», и отношения решившейся на этот шаг пары описывались там действительно глубоко и подробно, так что читатель воспринимал это именно как личную историю, а не просто трюк ради дешевого пиара «а у нас геи женятся».
Так с чего вдруг Бобби оказался геем, если у него было так много женщин и вообще – «ничто не предвещало беды»? Начать с того, что речь идет об ориентации молодого Бобби, который попал в наше время и встретился со взрослой версией себя. Этот Дрейк еще не обзавелся любовным портфолио.
Споры возникли и из-за ориентации второго Дрейка, современного. Если Бендис напишет, что он – не гей, выходит, автор считает, что это – выбор, и геем можно «перестать быть». Подобное вызовет оправданную бурю негодования – этот вредоносный миф искалечил не одну жизнь и подкреплять его точно не стоит.
Тайна ориентации современного Айсберга откроется только в следующем выпуске, но пока предполагается, что он в свое время не смог справится с бременем одновременной изолированности от общества по причине своей мутации и по причине сексуальной ориентации, поэтому решил выбрать что-то одно, смирившись с тем, что будет врать насчет части своей природы себе и остальным до конца жизни. На эту версию есть намеки и в комиксе – ее придерживается сам молодой Бобби.
Один из фанатов Людей Икс, являющийся геем, решил объяснить остальным, что они понятия не имеют, как работает сексуальность на самом деле. Он сам спал с девушками в молодости, ибо так было принято, и даже не целовал парней до 19, поэтому объяснить женщин Дрейка можно обычной конформностью, давлением общества. Маме он признался поздно, сказав, что он – бисексуал, эту ложь-упрощение использую многие геи. Дрейк в комиксе не стал исключение, схватившись за спасительную соломинку: «Может, я – би?», но Джин Грей, видевшая мир его глазами благодаря своей телепатии поспешила избавить его от иллюзий: «Нет, ты вроде как больше гей, полностью».
Многие геи проживают всю жизнь с женами и детьми, не признаваясь даже себе в том, что живут чужой жизнью. Можно «выйти из чулана», как это называют американцы, в любом возрасте и после богатой истории отношений с противоположным полом. Вспомните ту же «Горбатую гору», хотя таких историй тысячи.
И именно поэтому – из-за тысяч жертв конформизма и стигм общества – мне кажется очень важным то, что сделал Бендис.
Реакция на эту новость на «Канобу» будет предсказуемо яркой, в преобладающих коричневых тонах, как показывает опыт предыдущих упоминаний темы. Я только прошу задуматься над одной вещью – все эти темы внедрения геев в массовую культуру, которые могут помочь представителям ЛГБТ принять свою природу и не калечить себе жизнь притворством и ненавистью к своей непохожести на других – эти темы на самом деле не про секс.
Геи занимаются своим гейским сексом вне зависимости от норм морали общества, это видно на примере Тьюринга и Оскара Уальда, которые все равно встречались с мужчинами, даже зная, какую цену могут заплатить за это – и заплатили. Один – тюрьмой, другой – смертью.
Эти темы – не про секс, а про одиночество (такой силы, которую вряд ли кто-то из нас может себе представить), непонимание, ощущение исключенности, неспособности быть собой и быть искренним – даже с близкими тебе людьми. Даже с самим собой зачастую.
Представьте, что вы попали на планету, где нормой считается жениться на бревнах или ведре помидоров, или – еще проще – на партнерах своего пола. Вы оказываетесь в позиции непонятого и гонимого меньшинства, которое – фу-фу – хочет непотребства – человека противоположного пола, которого оно сможет полюбить. Ведь это куда значимее сексуальных предпочтений – ориентация определяет то, будет ли у тебя шанс быть с тем, кого ты способен полюбить.
Стали бы вы стыдиться своей природы, честно пытаться полюбить бревно или ведро помидоров? Заставлять себя не вздрагивать, почувствовав пьянящий запах волос девушки, стоящей рядом, ощутив пальцами тепло ее ладони? Представили чувство одиночества, непонимания и несправедливости, которое пожирало бы вас изнутри?
Возможно, это поможет вам отнестись к проблеме с большим пониманием. Ведь именно понимание, а не грубая численная уравниловка, не озлобленное терпение ненавистного – и есть суть толерантности – понимание другой точки зрения, представление того, что сам бы чувствовал на месте этого человека
Для меня все эти истории столкновений общества и геев – не про предпочтения в постели и споры о вкусах в любовных утехах, а про жутковатую готовность отказать людям в сочувствии их страданиям. Уже не важно – каким. Боль есть боль, а одиночество всегда разъедает душу.
Я надеюсь, что с выходом окончания истории в следующих номерах «All new X-men» все разъяснится, и фанаты примут правду о Бобби. Это позволит не просто изменить или переврать персонаж, а углубить его и сделать человечнее, поможет читателям сочувствовать ему еще больше и лучше понять людей, сталкивающихся с такого рода проблемами по всему миру, каждый день.