Хидео Кодзима написал эссе про «Конг. Остров черепа»
Создатель Metal Gear Solid Хидео Кодзима написал эссе для нового игрового сайта Glixel, посвященное фильму «Конг. Остров черепа». Напомню, что режиссер «Острова» Джордан Вот-Робертс работает над экранизацией MGS, и ранее Кодзима уже хвалил «Остров черепа» в своем Twitter.
Ниже я перевел самые ударные моменты нового кодзимовского материала, написанного в характерном стиле этого автора.
«Конг. Остров черепа» Джордана Вота-Робертса — не ремейк, перезагрузка и не сиквел, а независимый шедевр. Из-за визуального ряда сначала складывается впечатление, что это смесь «Кинг Конга» с «Апокалипсисом сегодня», но в реальности это очень смелое и полностью оригинальное переосмысление «Кинг Конга». Фильм специально отвергает традиционные элементы фильма о Кинг Конге, и именно за счет этого достигает величия.
Кодзима называет оригинальный, гениальный «Кинг Конг» 1933 года и немой фильм «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса в качестве примеров фильмов, которые использовали последние наработки в технике киносъемок, чтобы показать публике что-то, чего они ранее не видели. При этом в ключевых моментах первого «Конга» используются живые актеры и настоящие трюки. Кодзима вспоминает «Дорогу ярости» Джорджа Миллера (которую он тоже очень хвалил), где также использовались новейшие технологии, живые трюки и почти не использовался диалог.
После краткого экскурса в историю «Конгов» (ремейк 1976 года, версия Питера Джексона) Кодзима возвращается к «Острову черепа» и заявляет, что фильм отличается от всех предыдущих картин о Кинг-Конге тем, что там не используются новейшие технологии спецэффектов.
Обусловлено ли это решение нехваткой идей? Остановился ли прогресс технологий? Нет. Режиссер Джордан Вот-Робертс просто принял сознательное решение уйти с пути предшественников. Ранее все фильмы про Конга были ответвлениями на эволюционном древе оригинала 1933 года, но этот «Конг» — совсем другой зверь. Это сразу становится ясным, если взглянуть на сюжет и место действия «Конг. Остров черепа». История развивает самого Конга, а не просто новые технологии.
Кодзима объясняет, что «Конг» 1933 года был метафорой индустрии развлечений («Конг пал жертвой капиталистического потребления»), а ремейк 1976 года Джона Гиллермина — аналогией нефтяного кризиса 70-х. Версия Питера Джексона возвращается к сеттингу и идеям 30-х годов: Конг опять умирает во имя бездушного киноискусства.
Предыдущие фильмы рассказывали о том, как бог иной цивилизации становился жертвой западной капиталистической культуры. В новом фильме Конга показывают монстром от начала и до конца, и вот почему «Конг. Остров черепа» так хорошо работает. Понятно, что это первая интерпретация истории Конга, вдохновленная японскими фильмами про монстров. К примеру, «Мотра» 1961 года и «Гигантский монстр Гаппа» 1967 года показывали чудовищ, привезенных в большой город с далекого острова… и их возвращают на родные острова живыми.
Далее Кодзима вспоминает «Затерянный мир» Артура Конан Дойла и «Путешествие к центру Земли» Жюля Верна, в которых использовалась похожая на «Остров черепа» сюжетная модель: люди обследуют населенные монстрами неизведанные окружения.
В эти книги верили, потому что тогда в мире еще сохранялась тайна. Фильм Джордана Вота-Робертса происходит в 1973 году, в конце войны во Вьетнаме, но мы, современные зрители, видим мир совсем по-другому. В 2017 году Сеть соединяет всех, и все можно мгновенно посмотреть в Google, что убивает всякую тайну. Спасибо Google Earth, мы можем разглядеть любой уголок земного шара с наших телефонов… и именно на таком фоне фильм пытается вселить в нас страх и уважение к неизведанному.
Вывод Кодзимы: культуры и системы не воскресить, вывозя неизвестное в наш мир. Нужно самому отправляться в неизведанное, чтобы лично почувствовать себя моложе и по-новому увидеть мир. Вот для чего существует кино.
Согласитесь, все это очень в духе автора Metal Gear Solid: Хидео Кодзима игнорирует чудовищные сюжетные недостатки фильма в пользу мало относящихся к делу философских концепций, классических литературных произведений и выпадов против современной западной культуры… но в итоге как-то ухитряется сделать трогательный, честный и общечеловеческий вывод.