«Человек-муравей» — самый необычный фильм Marvel
Уже через неделю в прокат выходит «Человек-муравей», фильм Marvel, представляющий зрителям, пожалуй, самого странного супергероя за последние годы. Судьба у картины сложилась непростая — ее должны были закончить в одно время с первым «Железным человеком», но смена режиссера и многократное переписывание сценария затянули процесс на много лет. Но «Муравей» пережил производственный ад и все-таки добрался до больших экранов. Получилось свежо и интересно.
Необычен фильм уже из-за одних только способностей Человека-муравья. Так называется костюм, который способен уменьшаться в размерах вместе с человеком внутри. Помимо большей мобильности, уменьшенный герой многократно увеличивает свою физическую мощь. Но и это не все — в костюм также встроен специальный передатчик, позволяющий управлять муравьями силой мысли. Если вам вдруг кажется, что такой набор способностей жалок или недостаточно зрелищен, то «Человек-муравей» быстро убедит вас в обратном. «Это не милая игрушка, как костюмы Тони», — заявляет Хэнк Пим (Майкл Дуглас) и оказывается совершенно прав.
«Это не милая игрушка, как костюмы Тони», — заявляет Пим и оказывается совершенно прав.
Пим был первым Человеком-муравьем, который и изобрел частицы, уменьшающие материю. Но подвиги Хэнка в фильме упоминаются лишь в воспоминаниях и флэшбеках, а новым владельцем костюма становится Скотт Лэнг (Пол Радд). Место гениального ученого занял хронический вор с образованием инженера-электрика — Скотт пусть и обладает завидной смекалкой, но новые способности осваивает далеко не с первой попыткой. Спасает лишь то, что его всему обучает Пим.
Фильм уделяет много внимания взаимоотношениям между героями, отчего вся история приобретает личный характер. Последний раз такое было в «Стражах галактики», который также сильно отличался от других картин MCU. Но если «Стражи» рассказывал про товарищество, то темой «Муравья» стала семья: Хэнк никак не может найти общий язык с дочерью Хоуп (Эванджелин Лилли) — девушка хочет доказать отцу и самой себе, что может за себя постоять, но в ответ получает лишь отказы; Скотт хочет воспитывать и просто находиться рядом со своей маленькой дочкой, но для этого ему нужно завязать с воровством и стать достойным человеком. Конечно, большое значение имеет и отношения учитель-ученик между Хэнком и Скоттом, но эта связь скорее выступает в роли движущей силу сюжета, чем заставляет сопереживать.
На этот раз весь пафос заменили на «естественный» юмор, а сценарий не стали утяжелять десятками грубых подвязок к сюжетам будущих фильмов
Тем не менее «Муравей» лишен какой-либо фальши, как и «картонных» персонажей. Во многом это заслуга великолепного актерского состава: Пол Радд показывает «обычного парня», добавляя роли своего шарма, из-за чего нет никаких сомнений, что Скотт постоянно думает о своей дочке. Хоуп — еще одна «сильная женщина Marvel», но Эванджелин Лилли отлично справляется с задачей показать, чем ее героиня отличается от той же Черной вдовы (человечностью и привязанностью к своей семье, к примеру). Майкл Дуглас — ученый, верный своим идеалам, но также страдающий от тяжелой внутренней борьбы. Кори Столл, сыгравший главного злодея по имени Желтый шершень (Yellowjacket в оригинале — весьма достойный первод), может кому-то показаться немного плоским, но нельзя спорить с тем, что мотивация и логика персонажа прописаны правдоподобно.
Открытием фильма стал Майкл Пенья, сыгравший друга-подельника Скотта. Зарубежные критики отмечали, что теперь хотят почаще видеть его в комедийных ролях — я полностью с ними согласен. По сути, «Человек-муравей» действительно больше фильм-ограбление или комедия, а вся «супергероическая часть» сконцентрирована в третьем акте, так что комедийные таланты Пеньи и Радда пришлись очень кстати. Ну и, конечно, обилие фирменного юмора Эдгара Райта, который все-таки пережил все переработки сценария, лишь помогает фильму стать еще более запоминающимся.
Но и в экшен-сценах «Муравей» утирает нос всем остальным фильмам Marvel хотя бы по уровню изобретательности. Постоянное изменение размера обыгрывается самыми разными способами (обычная ванна — смертельная ловушка, чей-то кейс в качестве поля битвы), «муравьиная армия» разделена на несколько понятных зрителю типов, а финальная битва — это, пожалуй, самое необычное, что я видел в жанре. На этот раз в знаменитой «формуле Marvel» весь пафос заменили на юмор (теперь без шуток про молот Тора и других гэгов ради гэгов), а сценарий не стали утяжелять десятками грубых подвязок к сюжетам будущих фильмов вселенной (которые потом приходится объяснять). И пусть мне понравилась «Эра Альтрона», невозможно отрицать очевидное: «Человек-муравей» — это тот антидот, который был необходим, чтобы вернуть веру массовой аудитории в творческий потенциал студии.
P.S. Несколько слов (без спойлеров) про сцены после титров. Их две, причем обе — в лучших традициях Marvel. Если первая — это такая классическая «бонусная часть концовки», то вторая — настоящий подарок для всех, кто ждет «Раскол мстителей». Зал аплодировал, визжал от восторга и даже не думал жаловаться на то, что пришлось высидеть бесконечные титры — опять же, этого недоставало недавнему сиквелу «Мстителей».