24 апреля 2015Игры
Обновлено 09.05.2015

Альтернативная рецензия на «Мстителей: Эра Альтрона»

Редакция «Канобу» редко пишет больше одной рецензии на один и тот же фильм или игру. Но в случае с «Эрой Альтрона» промолчать было ну очень сложно. Александр Трофимов в своей рецензии не отговаривает идти на сеанс, но в самом тексте фильм оценивается как самостоятельное произведение. Я же, в свою очередь, хочу рассказать про то, как новые «Мстители» запустили процесс, который изменит всю MCU, и как Уидон снял сложнейший фильм Marvel. Если «Эра Альтрона» для вас нечто большее, чем просто «новый фильм с Железным Человеком» — добро пожаловать.
Редакция «Канобу» редко пишет больше одной рецензии на один и тот же фильм или игру. Но в случае с «Эрой Альтрона» промолчать было ну очень сложно. Александр Трофимов в своей рецензии не отговаривает идти на сеанс, но в самом тексте фильм оценивается как самостоятельное произведение. Я же, в свою очередь, хочу рассказать про то, как новые «Мстители» запустили процесс, который изменит всю MCU, и как Уидон снял сложнейший фильм Marvel. Если «Эра Альтрона» для вас нечто большее, чем просто «новый фильм с Железным Человеком» — добро пожаловать.

Еще раз — цель этой рецензии, в отличии от текста Александра, объяснить «скрытое» значение фильма в рамках киновселенной Marvel для тех, кто впервые увидел Вижена и, например, не знает, кто такой Черная пантера, хотя уже посмотрел фильм. Ну а фанатам я предлагаю разобрать фильм по винтикам в комментариях. В общем, предупреждаю — будут непомеченные спойлеры.

Многие жалуются, что новый фильм про Мстителей «не имеет сюжета», «не заставляет задуматься», «не меняет ничего в развитии кинокомиксов». Так вот, все эти утверждения ошибочны.

Чем была крута первая картина «Мстители»? Это был первый фильм, где собрали множество вполне самостоятельных супергероев, причем собрали удачно. На экране творилось веселье, сыпались шутки и мельтешил впечатляющий экшен — вот чем Уидон зацепил кошелек зрителя, выудив оттуда аж полтора миллиарда долларов. Но это был именно что аттракцион, не имеющий практически никакого значения для киновселенной Marvel в целом. Да, «Мстители» впервые собрал все знакомые лица вместе — но это само собой подразумевается, раз фильм групповой. Да, его финал серьезно повлиял на психологическое состояние Тони Старка — но этого мало, ведь перед нами не «Железный человек: Дыра в небе», а картина, которая должна сказываться на всех сразу. То есть Уидон добился того, чтобы все собрались в одном месте, но вместо чего-то важного и значимого режиссер решил просто устроить большую и шумную вечеринку. И это было правильным решением для того времени.

«Эра Альтрона» же не только перенимает все лучшее от формулы успеха предшественника, но и идет дальше, подготавливая основу для будущего MCU и вызывая последствия, которые ни один фильм студии (кроме, разве что, «Стражей галактики 2», которые пока еще «сами по себе») уже не сможет игнорировать.

Почему же все это неочевидно для «обычного зрителя» и приходится доказывать огромными текстами, что в фильме все-таки «есть сюжет»? Все просто — Уидон, видимо, решил перед уходом с режиссерского кресла серии выдать все то, что по-хорошему должно было подождать еще несколько лет.

Изначальный состав Мстителей потихоньку отправляется на пенсию, а в центре внимания вот-вот окажется молодежь.

И речь тут не о персонажах или сюжетных поворотах, а об изменении самого отношения к зрителю — «Эра Альтрона» уделяет огромное внимание мелочам и намекам, которые будут понятны исключительно человеку знающему, в то время как остальные просто не заметят эти старания или в «лучшем» случае назовут бессмысленным пафосом.

За последние несколько лет все привыкли, что кино по мотивам комиксов снимается для всех, а Уидон напомнил, что, на самом деле, это «территория гиков». Причем сделал это резко и грубо — что называется, «психанул». Или прилетел из нердовского будущего — неизвестно.

На самом деле, идти этой дорогой рано или поздно придется всем. «Мстители» сработали, потому что его просмотр был сравним с первой поездкой на американских горках: потрясающий опыт, дарящий много эмоций и оставляющий яркое впечатление на долгое время. Во второй раз «кататься» уже не так интересно — нужно усложнять схему сюжета, добавлять сюжетные линии, которые заметит не каждый и так далее. И вот этого в «Эре Альтрона» как раз достаточно.

Альтернативная рецензия на «Мстителей: Эра Альтрона» - фото 1

Несмотря на то, что вторая фаза MCU оканчивается не «Мстителями», а «Человеком-муравьем» (который по-хорошему должен был выйти примерно в одно время с «Железным человеком»), именно этот фильм стал подведением итогов и фундаментом для будущих событий вплоть до «Войны бесконечности».

Резонным будет вопрос: «А что с ‘Железным человеком 3’?» Действительно, ведь в финале трилогии Тони Старк (спойлер) взрывает все свои костюмы, удаляет энергосердце и обещает Пеппер, что с Железным Человеком покончено. А тут вдруг с первых минут щеголяет в костюме и управляет «Легионом», будто обо всем забыл.

Что же стряслось? Без понятия. Единственное разумное предположение: на момент съемок «Железного человека 3» было неизвестно, продлит ли Роберт Дауни мл. контракт со студией, а значит нужно было подготовить зрителя к его уходу. Но в итоге планы поменялись — подозреваю, повлияли сумасшедшие сборы в 1,2 миллиарда долларов (всего на 300 миллионов меньше «Мстителей») — так что выкидывать персонажа из киновселенной передумали.

Возможно, в «Эре» даже было какое-никакое объяснение, почему Тони вернулся к своим игрушкам. В финальной же версии все последствия «ухода» свели к тому, что Старк вовсю начал искать альтернативы Железному Человеку.

Проблема с контрактами становится все более ощутимой, ведь киновселенная расширяется, а значит, что и актеров в ней задействуют больше. И не всегда все идет по плану Marvel. Поэтому «Эра Альтрона» служит инструментом, чтобы сгладить все шероховатости и навести порядок, насколько это требуется для грядущих фильмов.

Думаю, можно себе представить, какой титанический труд пришлось выполнять Уидону, потому что приходится согласовывать и обдумывать сотни деталей и чувствовать огромное давление со стороны. Не мудрено, что он отказался продлевать контракт на такую нервотрепку.

Элизабет Олсен в роли Ванды Максимофф смотрится максимально органично и просто чертовски красиво.

И если «Мстители» не намекали на события второй фазы вообще никак (да, мы увидели Таноса в «Старажах галактики», но там его сюжетная линия никак не ссылалась на Битву за Нью-Йорк), то в «Эре Альтрона» все иначе.

«Тор искупался в водичке» — сцена с таким смешным описанием ссылается сразу на «Тор 3: Рагнарек» (видение событий в Асгарде) и на «Войну бесконечности» (перчатка, камни). Если бы хронометраж не порезали, то в Водах Познания мы бы даже увидели сестру Черной Пантеры.

Но в фильме остался персонаж Энди Серкинса по имени Улисс Клоу — самый вероятный кандидат на роль главного злодея «Черной пантеры». Но, опять же, это знают только те, кто пристально следит за новостями Marvel, для остальных же это просто «странный торговец оружием, который любит конфеты, не любит каракатиц и поневоле косплеит Люка Скайуокера».

Альтернативная рецензия на «Мстителей: Эра Альтрона» - фото 2

То, как зрителя подготавливают к «Гражданской войне», заслуживает отдельной похвалы. Тони Старк и Стив Роджерс (которые возглавят враждующие стороны) в «Эре Альтрона» отодвинуты на второй план. Это сделано по нескольким причинам, одна из которых — затянуть потуже пружину грядущего конфликта, чтобы тот не вылился в банальную перепалку-минутку.

Финал «Мстителей: Эра Альтрона» показывает, насколько сильно изменилась MCU уже сейчас и сколько перемен произойдет в третьей фазе.

Их разногласия похожи на ссоры родителей на грани развода, которые дети слышат через стену по вечерам, когда пытаются уснуть. Казалось бы, все это длится уже вечность и ни к чему большему не приводит. На деле же все это — «затишье» перед бурей, лицезреть которую на больших экранах мы сможем уже в начале следующего года. Любопытно, что Тони и Кэп явно осознают неизбежность столкновения, но ждут повод, искру, чтобы перестать играть в гляделки и перейти к делу.

Вторая причина, по которой персонажам Криса Эванса и Роберта Дауни мл. уделено мало внимания — это то, в чем на самом деле заключается суть «Эры Альтрона»: изначальный состав Мстителей потихоньку отправляется на пенсию, а в центре внимания вот-вот окажется молодежь.

По этой причине самым важным персонажем фильма логичнее называть не Альтрона, а Алую Ведьму. Не только потому что это очередной успех кастинга Marvel — Элизабет Олсен в роли Ванды Максимофф смотрится максимально органично и просто чертовски красиво. Именно ее действия в самом начале картины стали рычагом, запустившим смену поколений Величайших героев Земли.

Тони продолжает подвергать сомнению все свои действия, Стив разрывается между долгом солдата и желанием прожить отнятую 75 лет назад мирную жизнь, Наташа вновь чувствует себя морально уязвимой, Брюс снова боится самого себя, а Тор понимает, что в его собственном мире не все так гладко.

Альтернативная рецензия на «Мстителей: Эра Альтрона» - фото 3

Но даже в таком состоянии «команда» все-таки продолжает быть Мстителями, не без чужого наставления, и спасая мир так, будто они должники-студенты, Альтрон — сессия, а конец света — призыв в армию.

Кому-то больше нравился пафосный Клинт «а-ля ультмиейт вселенная» (ну, просто очень крутой лучник-агент), но мне ближе более приземленная и человечная его версия.

Даже Соколиный Глаз, избежавший промывки мозгов от Ванды, не горит желанием оставаться в команде — семья зовет папу и мужа домой. Надо сказать, что Уидону удалось искупить вину за пустую роль Клинта в первой части «Мстителей» — тут у него и крутые экшен-сцены, и отличные шутки, и мощные реплики. Реннеру наконец есть, что играть.

Можно лишь гадать, каким Хоукай (Hawkeye) задумывался в MCU изначально, но «Эра Альтрона» задает ему вектор развития, схожий с обликом персонажа в комикс-ране Мэтта Фрекшэна: обычный парень с луком среди богов, который в своей жизни сталкивается с такими же обычными людскими проблемами. Кому-то больше нравился пафосный Клинт «а-ля ультмиейт вселенная» (ну, просто очень крутой лучник-агент) из первой части, но мне ближе более приземленная и человечная его версия. Видимо, не мне одному.

Так что теперь Джереми Реннера можно называть Хоугаем (Hawkguy):

Альтернативная рецензия на «Мстителей: Эра Альтрона» - фото 4

Что же касается самих событий «Эры Альтрона» — они совершенно не похожи на те, которые описывает одноименный комикс. Там все началось с того, что Земля уже пала под гнетом Альтрона, а последние выжившие люди и супергерои лишь прячутся где-то в обломках цивилизации, страшась даже подумать об ответном ударе. В итоге выясняется, что самого Альтрона нет вовсе — он захватил мир из будущего, управляя своей армией через Вижена.

Если бы фильм пытался соответствовать комиксу, то пришлось бы пожертвовать динамикой — героев отправили отсиживаться в темноте и полной тишине, а вместо сражений осталась болтовня, пусть и переносящаяся из одного временного отрезка в другой. Все, никакого толкового экшена, зато полная путаница с альтернативными вселенными, путешествиями во времени и прочей «комиксностью», которую фильмам лучше избегать как можно дольше.

Из этих соображений был создан с нуля и сам персонаж Альтрона. Вместо неверно запрограммированного, но гениального искусственного интеллекта мы получили маньяка, психопата, фанатика и альтер эго Тони Старка, но никак не внушающую ужас программу. А все потому, что «человечный» робот будет совершать иррациональные поступки, идти в открытый бой и всячески подставляться под удар. Иначе у Мстителей попросту не было бы шанса на победу, а значит пришлось бы отправляться в прошлое и предотвращать апокалипсис, всех оживлять и заниматься прочим «плагиатом» «Людей Икс: Дни минувшего будущего». Нет, спасибо.

Уидон в этот раз не смог придумать такую же легендарную сцену, как «поедание шаурмы» — в итоге «Эра Альтрона» осталась лишь со сценой во время титров. А жаль.

Уидон в этот раз не смог придумать такую же легендарную сцену, как «поедание шаурмы» — в итоге «Эра Альтрона» осталась лишь со сценой во время титров. А жаль.

Финал «Мстителей: Эра Альтрона» показывает, насколько сильно изменилась MCU уже сейчас и сколько перемен произойдет в третьей фазе. Пока «старички» мирятся с разбушевавшимися тараканами в голове, новое поколение Мстителей уже собрано, но еще не готово работать как единое целое. К счастью, «оригинальный состав» может передать свой опыт и взрастить настоящих героев, которых мы увидим в полной красе уже во «Мстителях: Война бесконечности».

Так что «Эра Альтрона» это что угодно, но не бессмысленный фильм. Видно, что у Уидона на каком-то моменте начали опускаться руки (нельзя же позволять резать свою киноленту так грубо), но уходит он все-таки на высокой ноте. Пусть это не совсем правильно, но чисто по-человечески я хочу сделать ему скидку, потому что подправить старые «косяки» других режиссеров, ввести новых персонажей, отдать «долги» старым и выстроить сюжетные мостики к будущим картинам — да еще и успеть сделать все это за один фильм — это практически нереальная задача.

Теперь дело за братьями Руссо, которым предстоит снять самую гигантскую главу «Мстителей», как по суммарной длине (две части), так и по количеству супергероев и суперзлодеев. Ну а Уидон, думается, будет наблюдать за этим, откинувшись в кресле и в очередной раз выдыхая с облегчением, ведь его часть в строительстве MCU выполнена, причем выполнена хорошо.

P.S. В интернете гуляет слух, что на Blu-Ray с фильмом будет очень много удаленных сцен. Хотелось бы верить.

Комментарии 54
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
John  Lemon
John Lemon
Ой.
Arthhate
Arthhate
Слишком много внимания, к обыкновенному попкорному фильму.