CEO ESforce: «Что мешает пойти к Фридману или Евтушенкову и получить тоже $100 млн?»
Сооснователь холдинга ESforce Антон Черепенников поделился мнением о сделке с Mail.Ru и рассказал, как создавался один из крупнейших в Европе киберспортивных холдингов, на что были потрачены инвестиции Алишера Усманова и что получилось реализовать за время работы холдинга.
Что такое ESforce?
Это полноценная эко-система, которая ни от кого не зависит, кроме игровых издателей. Нужно понимать, что история ESforce начиналась с Virtus.pro. У меня была основная задача построить киберспортивный клуб мирового уровня. Я развивал это на свои деньги, мог себе позволить, это было мое хобби, моя душа и в какой-то момент клуб даже вышел на самоокупаемость.
Про объединение с Natus Vincere
Я тогда, помню, пришел к Кохановскому (бывший генеральный директор Natus Vincere, — прим.ред.) и сказал, слушай, у нас есть Starladder (турнирный оператор в СНГ, — прим. ред.), есть студии. У нас есть просто команды, но мы не можем доказать, какое количество аудитории у нас есть. Поэтому была идея объединиться, чтобы собрать аудиторию двух клубов и получить большие контракты. В принципе, это была верная стратегия.
Про уже реализованное в рамках ESforce
За направления медиа, контент-продакшн, турнирные операторы и клубы, такое основное, за арену и производство мерча, мне точно не стыдно. Да, там есть иногда нарекания с точки зрения трансляций, но это дело творческое — кому-то нравится, а кому-то не нравится. Все, что можно было сделать, это направить людей на курсы, купить дорогостоящее оборудование, набрать нормальный штат операторов, дать финансовые возможности для роста, мы сделали, но ждать, что мы научимся производить контент, как это делают в спорте за три года, это слишком амбициозно. Но с точки зрения качества картинки, процессов, тот же RuHub, это уже другой RuHub, нежели он был, когда мы начинали работать.
Про монополию
Да, я не раз слышал это слово… и агрессивная политика. В чем-то я с этим согласен. Это была моя стратегия. А в чем-то я конкретно не согласен. Во-первых, когда мы получили инвестицию, $100 млн, то у всех вокруг появилось четкое ощущение, что вот оно поперло. Они, значит, прибежали все в очередь и начали рассказывать, что мы вам сейчас сделаем все красиво, вот вам счет. И там одному старейшему порталу о киберспорте я говорю: слушайте, а почему мы должны платить теперь деньги за анонс крупнейшего турнира в СНГ. И, получается как, мы не стали давать денег всей братве. Естественно, она обиделась и начала бегать и кричать: ай-ай, монополия, денег не дают, значит плохие.
Про инвестиции в ESforce
Мы понимали, что затраты могут дойти до $100 млн. На данный момент это $60 млн. Вовремя мы получили инвестиции, так как тогда было что покупать. Сейчас больше и не требуется. Все проекты удачные. За счет хайпа начало вливаться большое количество денег в киберспорт. Что-то создавать? У нас, в принципе, уже есть закрытая эко-система. По сути, инвестировать некуда.
Про затраты
Если смотреть, куда ушло, то, конечно, такой основной был кост — это постройка Yota Arena. Второй кост — это Эпицентры. Стоят они по $2-3 мн каждый. Na`Vi медиа-права, SK. Достаточно много вложили в мерч. Мы наконец-то смогли привлечь нормальных топ-менеджеров из бизнеса. Соответственно, достаточно много денег уходит на высокооплачиваемых сотрудников. Плюс нужно учесть, что мы платим все налоги, плюс надо учесть, что у нас есть разработки. На это тоже уходят деньги.
О сделке с Mail.Ru
Будет вечный конфликт киберспорта как спорта. Футбол никому не принадлежит, а каждая игра принадлежит конкретному издателю, для которого это бизнес-процесс. Исходя из этого конфликта, либо ты становишься мощной эко-системой, либо тебе нужно договариваться с конкретным издателем. С Mail.Ru ESforce будет процветать и расти. Найти зарубежных партнеров не так-то и просто. И что смущало потенциальных американских инвесторов, что российский менеджер, российская компания. Было много предложений с одним но: вы переезжайте и будет другой разговор. Но я все-таки строил все здесь.
Про личные амбиции
У меня была мечта сделать крутой клуб. Я его сделал. Для меня было вызовом сделать международный турнир в России. Я его тоже сделал. Моя личная, как фаната киберспорта, цель, амбиция, она сделана. В принципе, я всего добился, чего я хотел.
Что изменится после сделки с Mail.Ru
У нас есть две основные игры — Dota и CS. Может ли пойти третьим здесь Warface? Да, я бы все равно это искал, и это нужно для развития холдинга. Но можем ли мы сделать из Warface качественно другой киберспорт? Да, можем. Но над этим, конечно же, нужно поработать. Я не думаю, что это коснется действующих дисциплин. Вопрос, что добавится нового в синергии с новым для нас партнером, который является производителем игр. Если смотреть, что мы декларировали и куда мы шли, с точки зрения нашей стратегии, то она никаким образом не изменилась. Она может просто дополниться. Все равно это детально будет решаться в ближайшие несколько месяцев. Мы сейчас на этапе закрытия сделки. И это будет большой разговор с топ-менеджерами Mail.Ru, как это все будет структурироваться. Деньги это, конечно, все замечательно, но ESforce — это мое детище, и отдать его на растерзание, это точно не стоит денег.
Еще по теме
- [ОБНОВЛЕНО] Mail.ru Group договорилась о покупке ESforce. Сумма сделки может составлять $150 млн
- Российским партнером PlayerUnknownʼs Battlegrounds стала Mail.Ru
- Компания Алишера Усманова вложит до $100 млн в Virtus.pro
- Российская ESforce завладела немецкой SK Gaming [обновлено]
- А вот и еще один Twitch. Холдинг ESforce запустил стрим-сервис «Луч»
- Глава ESforce объяснил, зачем Москве нужна Yota Arena
- Сначала Na`Vi, потом и он. Александр Кохановский вышел из состава совладельцев ESforce