«Звери с Бренного холма» — мрачная сказка про животных-экзорцистов
Постоянные читатели моих обзоров знают, что в своих текстах я нередко пытаюсь разобраться в природе человеческого страха. Тема для изучения довольно интересная, произведений в жанре хватит на много поколений вперед и уровень восприятия у всех разный. Предмет сегодняшнего обзора как раз и играет на поле хоррор-историй.
Итак, сюжет комикса рассказывает о группе разумных собак и кошек, которые взвалили на свои мохнатые плечи довольно тяжелую ношу — защиту маленького городка и его окрестностей от нашествия самой разномастной нечистой силы. Зомби, големы, ведьмы и целая армия разумных крыс с мечтой о мировом господстве — всех не перечислить.
Стоит сказать, что животные тоже не так просты и с развитием сюжета они становятся более опытными и сильными защитниками рода людского. Они изучают мифологию и бестиарий, учат новые заклинания и пытаются не дать страху овладеть их разумом. А ведь недавно они спокойно спали сутками, ели да бегали за своим хвостом. Теперь эти животные настоящие защитники Света. И хоть все вышесказанное звучит очень эпично и пафосно, главные герои все-таки простые животные — пушистые, игривые и порой довольно беззащитные.
Образы главных персонажей — это самая сильная часть комикса. Сценарист Эван Доркин постарался их очеловечить, и ему это удалось. По началу читателю нет дела до их приключений, но стоит прочитать пару глав и начинаешь помнить персонажей по именам, переживать за них, ведь перед глазами то, через какой ад они прошли. Животным постоянно грозит смертельная опасность. А смерть в этом комиксе беспощадна. Она бесцеремонно забирает персонажей, и это отлично помогает добавить остроты в повествование.
Совсем недавно я разбирал восхитительный комикс «Прекрасная тьма». Там во главу угла авторы ставили рассинхрон между изобразительной частью и сценарной. И это пугало больше всего. Красивый рисунок в стиле классических иллюстраций сказок соседствовал с жутким и иногда откровенно мерзким поведением персонажей. В «Зверях» работает примерно такая же механика, хотя эффект от нее слабее. Ни в коем случае не хуже, но впечатляет не так сильно.
Мягкий акварельный рисунок Джилл Томпсон, плавные линии, яркие насыщенные пейзажи — все это очень сильно диссонирует с собаками-зомби, из которых торчат внутренности, сценами каннибализма и жестокими убийствами. Важная ремарка — комикс не подходит для детского чтения. Перед вами весьма жесткая и кровавая история, рассчитанная на взрослого читателя.
В целом, к рисунку нет каких-либо нареканий. Сценарист Эван Доркин изначально делал ставку на стиль рисунка Джилл Томпсон и не прогадал. За счет ее работы и поддерживается весь магизм и мрачность истории. Читателя погружают в темную сказку, которая, при всей своей фэнтезийности смотрится до пугающего реалистично. Это играет на руку повествованию. Но с ним не все так просто.
В комиксе не все хорошо со сценарной частью. Первый том представляет собой антологию историй с общими главными героями. Здесь есть некий сквозной сюжет, но на деле каждая история вполне самостоятельна (многие из них отсылают к мифам, легендам или произведениям фантастов). Проблема всех антологий заключается в несбалансированности. Какие-то сюжеты выходят очень увлекательными, а другие получаются довольно скучными. Корни этой проблемы легко находятся в истории публикации, о которой я писал ранее. Авторы не знали, как далеко зайдет их задумка и писали сюжеты без прицела на длительное продолжение. И хоть впечатления от глав остались смешанные, я признаю, что комикс мне больше понравился, чем не понравился. И вот почему.
Основной концепт, который создал сценарист Эван Доркин — это довольно остроумная аллюзия на целый жанр ориентированных на детей произведений о разумных животных-героях.
Уверен, что в вашей памяти уже появились образы, как минимум десятка картин, где главный герой — это храбрая собака или кот или любой другой зверь, который попадает в череду приключений и спасает своих хозяев. Наверняка вы вспомнили нечто подобное. А теперь представьте, что этот детский опыт замешивают в одном котле со «Зловещими мертвецами» или «Кладбищем домашних животных». Именно за такую крутую идею и хочется хвалить «Зверей».
Само издание вышло в твердом переплете и получилось довольно компактным (160×210 мм, немного меньше оригинальной книги от Dark Horse), что очень удобно для чтения. В книге 176 страниц и присутствуют любопытные дополнительные материалы, включая интервью с автором Эваном Доркином. Еще раз обращаю ваше внимание, что комикс получил возрастное ограничение 16+!
В итоге «Звери с Бренного холма» — это комикс, который кровавым катком проходится по целому пласту ваших светлых детских воспоминаний, чем и пугает. И за это большая благодарность сценаристу и художнику. Недаром история получила несколько премий Айснера! Пусть в нем присутствуют некоторые неровности сюжета, но этот комикс определенно сможет вас удивить. Как я писал в начале, уровень восприятия страха у всех разный. Вам же остается попробовать почитать и проверить где проходят границы именно вашего ужаса.