Зачем Final Fantasy XV нужны аниме, две демки и Джесси Пинкман
Начнем издалека для тех, кто не следил за многолетней историей игры. Ее анонсировали еще на E3 2006 под названием Final Fantasy Versus XIII; разработку экшен-спиноффа возглавлял знаменитый по Kingdom Hearts Тецуя Номура. Команда Номуры на протяжении долгих лет выпускала редкие (но зрелищные) трейлеры, но не проронила ни слова о примерных сроках выхода игры. В итоге эпоха PS3, для которой разрабатывалась Versus XIII, начала подходить к концу, а игра была готова от силы на четверть. Тогда было решено ее «перезагрузить» в качестве полноценной номерной части.
Перезапуск не прошел без потерь: большая часть именитых разработчиков, трудившихся над Versus XIII, от Final Fantasy XV была отстранена – судя по всему, из-за назначения второго режиссера в помощь Номуре. Им стал только что освободившийся после выпуска Final Fantasy Type-0 Хадзиме Табата.
Это назначение нельзя назвать неожиданным: романтик Номура невозможно затянул разработку Versus XIII, но уже мечтал о множестве сиквелов и даже, прости господи, мюзикле. Табата же – прагматик, способный выпускать игры в срок и за то время, что Номура корпел над «Версусом», закончивший разработку трех портативных релизов. В итоге в 2014 году Номура был полностью снят с проекта (ему поручили Final Fantasy VII Remake), а Табата оказался у руля «пятнашки».
Почему это вызывает опасения само по себе? Да потому что Хадзиме Табата не сделал ни одной хорошей игры. Знаю, мое мнение о Crisis Core: Final Fantasy VII непопулярно, и игру в народе очень любят, но я убежден, что это пустой слэшер с кучей рандома, однокнопочной боевкой и омерзительными ретконами, уродующими сюжет FFVII пафосными крылатыми дегенератами. Final Fantasy Type-0 не сильно лучше, а The 3rd Birthday, вытирающая ноги о классную дилогию Parasite Eve, гораздо хуже. Во всех трех играх – невероятно натужные слезливые концовки с кучей ахов, вздохов, соплей и трагическим самопожертвованием, и, судя по заявлениям Табаты, в Final Fantasy XV нас ждет примерно то же самое.
При этом Табата – человек весьма неглупый. Отжав у Номуры FFXV, он поначалу заявил, что продолжит претворять в жизнь его видение, а потом постепенно принялся менять элементы игры по своему желанию. В итоге Номура значится в титрах как дизайнер персонажей и не более того. Его имя – имя человека, придумавшего эту игру и вынашивавшего ее много лет – ни разу не прозвучало на сегодняшнем мероприятии!
Зато на нем засветились люди, не имеющие ровно никакого отношения к Final Fantasy XV – например, отец серии Хиронобу Сакагути, покинувший Square еще в начале нулевых, и композитор классических частей FF Нобуо Уэмацу. Табата прекрасно понимает, что именно они являются непреклонными авторитетами для любителей старых FF, и даже тот факт, что ни Сакагути, ни Уэмацу не оставили в адрес Final Fantasy XV прямых похвал, не имеет значения. Их появления уже достаточно.
Любопытно и то, что на презентации сказал Сакагути. Он заявил, что об игре узнает вместе с остальными зрителями, однако из разговора с Табатой понял, что тот настроен сделать из пятнадцатой части настоящий эксперимент. Сакагути всегда утверждал, что суть Final Fantasy – в экспериментах и поисках чего-то нового, и поэтому Табата убедил его в том, что он вернет Final Fantasy на верный путь.
На верный путь, понимаете? Табата не стесняется идти по головам предшественников, втаптывая их в грязь. Как известно, последней одобренной Сакагути «финалкой» была двенадцатая – то есть отец FF в своей речи фактически заявил, что трилогия Final Fantasy XIII была ошибкой (так и есть, на самом деле). Еще одну оплеуху «тринашкам» отвесил ведущий шуткой «три фаната Final Fantasy 13 в аудитории, спасибо за каминг-аут».
Потому что Табата в тренде. Табата понимает, насколько Лайтнинг утомила игровую общественность. Табата вообще понимает Интернет – именно ему принадлежит идея выпустить обтравленные заготовки с героями FFXV для «фотожаб».
Уверен, что именно он и придумал взять на роль обреченного короля Шона Бина – об этом непременно будут говорить, что сыграет FFXV на руку.
Табата раскинул свои сети повсюду. Для «ветеранов» серии наживкой послужат одобрение Сакагути и красивый арт Ёситаки Амано, для широкой аудитории – бесплатная красивая демоверсия с двухкнопочной боевкой, для анимешников – бесплатный мини-сериал, для любителей «кинца» (ведь многие познакомились с FF благодаря полнометражной CGI-картине Advent Children) – фильм Kingsglaive, завлекающий также поклонников популярных телесериалов своим звездным ансамблем.
Нет, Лина Хиди не озвучит Лунафрею в самой FFXV – ей достаточно подарить героине свой голос в фильме, чтобы куча народа подсела на крючок и через CGI-ленту заинтересовалась игрой.
Нет ни малейшего сомнения, что производство фильма, аниме, нескольких демоверсий, а также привлечение именитых актеров влетит Square Enix в копеечку. Очевидно, что она делает ставку на успех Final Fantasy XV – причем ставку огромную. Потому что у нее больше нет альтернатив. Это раньше, в стародавние времена, Square анонсировала по 2-3 «финалки» сразу, сейчас же новой части приходится ждать десяток лет.
Более того, сейчас все больше гигантов японской игровой индустрии покидают ААА-разработки, уходя в мобильный «фритуплей». Capcom уже два с половиной года не выпускает больших и громких HD-игр. Sega ужалась до нишевых релизов. Konami выкинула на мороз свой главный хит незаконченным и отменила самую масштабную и многообещающую хоррор-игру в истории.
Final Fantasy XV остается последней надеждой не только Square Enix, но и японской игровой индустрии в целом. Оправданы ли средства, брошенные на создание огромного и детально проработанного мира, на многочисленные ролики, на запредельное количество анимаций, на впечатляющие технологии? Стоит ли вообще вкладываться в дорогие ААА-игры для HD-консолей? Ответ должна дать именно Final Fantasy XV – и поэтому ее создатели не скупятся на ее продвижение.
А будет ли Final Fantasy XV действительно выдающейся игрой – вопрос совсем иного толка. Вышеперечисленные плюсы игры выглядят достаточно убедительно, однако в глубине игрового процесса и качестве сюжета все еще можно сомневаться. Много ли осталось там от Номуры? Сделал ли Табата игру лучше или наоборот, все испортил? Узнать это мы сможем лишь в конце сентября.