Впечатления от альфа-теста Valorant: каким получился шутер от авторов League of Legends
Valorant действительно напоминает смесь Counter-Strike: Global Offensive и Overwatch в пропорции примерно 80 к 20 и с большим упором на ганплей, а не на применение способностей. От дежавю избавиться очень непросто: местами что карты, что стрельба очень напоминают шутер Valve — и это скорее похвала. Отличий от CS: GO, впрочем, хватает — бесстыдной калькой Valorant назвать не получится при всем желании.
Основы
Базис геймплея в Valorant простой: есть две команды по пять игроков в каждой, один игровой режим (в будущем их может стать больше) и несколько карт, каждая со своими особенностями. В начале раунда идет «фаза закупки», когда агенты покупают себе оружие, броню и некоторые способности, после чего начинается сам бой. Чтобы победить в матче, игрокам надо выиграть 13 раундов из 25 возможных. Одна команда защищает точки, вторая же пытается поставить на одной из них бомбу — причем посреди раунда эти команды обязательно поменяются местами.
Звучит это, согласитесь, знакомо — прямо как в Counter-Strike! Даже ряд определенных фишек в Valorant тоже есть: например, то, что с ножом ты бегаешь быстрее.
От «Контры» здесь еще и очень четкие, буквально по линейке выверенные уровни, которые запоминаются буквально за пару матчей, очень низкий TTK (то есть для убийства противника надо очень мало времени, хватает буквально одного-двух точных попаданий), а также «абсолютная» смертность персонажей. Если во время раунда твоего персонажа пристрелили — будь добр, сиди до конца раунда и наблюдай за другими. Впрочем, в Valorant можно воскреснуть прямо на месте смерти — но это случается безумно редко, только если в вашей команде есть персонаж со способностью к воскрешению.
Собственно, если вы играли в Counter-Strike, то в Valorant освоитесь быстро — в целом они работают по схожим правилам. Правда, чтобы играть эффективно, предстоит принять тот факт, что правила здесь все-таки отличаются, и местами довольно сильно.
Главное отличие — уникальные персонажи, которых Riot называет агентами. Их на текущий момент девять (будет десять), и каждый обладает своими уникальными фишками и навыками. Кто-то умеет лечить и воскрешать, другой подсвечивает противников сквозь стены, третья очень быстро перемещаться по карте. При этом все эти способности — скорее приятное дополнение к возможности просто пристрелить противника. Именно оружие здесь стоит во главе угла, и от того, насколько грамотно вы его применяете, зависит исход боя.
Авторы «Валоранта» явно много думали о том, как же сделать шутер с героями не хаотичным балаганом, в который частенько превращаются матчи в Overwatch. Решение получилось довольно любопытным: две из четырех способностей персонажей нужно покупать во время «фазы закупки», еще две перезаряжаются или по таймеру, или за несколько убийств. Поэтому спамить навыками не выйдет при всем желании — если вы потратили все «дымовые завесы» Джетт в самом начале раунда, то до следующего пользоваться ими не сможете.
Так что если раунд затянется, в арсенале героев останутся только два навыка: сигнатурное умение, перезаряжающееся от убийств или по кулдауну, и ультимативный навык. Копить на «ульту» обычно нужно долго — шесть убийств или шесть раундов, — да и перевернуть игру одним ультимейтом у вас вряд ли выйдет. Навыки здесь нужны скорее для того, чтобы загнать врагов в угол, защитить точку или понять, где противники вообще находятся. Поэтому здесь нет способностей, которые могут убить вас по щелчку пальцев — мощным умениям требуется определенное время на зарядку, и вы вполне можете просто выбежать из зоны действия.
Сами авторы подчеркивают, что навыки важны, но в центре внимания все равно ганплей и ваше умение обращаться с оружием. И после нескольких сыгранных матчей понимаешь, что это чистая правда.
Основа геймплея: разведка, планирование, исполнение
Перед игрой авторы провели презентацию, где раскрыли несколько важных принципов, на которых строится игра. Один из них — это цикл «разведка, планирование, исполнение». Грубо говоря, в начале матча вам следует узнать, куда пойдут противники, решить, что с ними делать, и привести план в исполнение. Само собой, лучше всего этот цикл работает в том случае, если вы играете со своей командой и можете быстро объяснить товарищам, что им нужно делать. Конечно, в игре есть голосовой чат (правда, в России он работать не будет — по крайней мере во время бета-тестирования) и система отметок, как в Apex Legends, но с ними выходит не настолько удобно.
Чтобы успешно проводить разведку, необходимо хорошо знать местные карты. Их, благо, пока что всего две — Bind и Haven — но на старте их количество планируют увеличить до пяти. Малое же количество карт авторы обещают компенсировать крайне высоким качеством.
Haven — довольно большая карта сразу с тремя точками для закладки бомбы. На ней есть множество переходов, неочевидных маршрутов и мест, где можно устроить засаду. «Мид» карты здесь превратили в точку просто потому, что он получился слишком уж большим. По этой причине оборона на этой карте связана с трудностями, ведь надо как-то понять, куда пойдет вражеская команда, и отправить на ту точку команду для защиты.
Bind же немного меньше по размерам, там нет третьей — центральной — точки, зато есть два односторонних телепорта. Если защитники не угадали с точкой, на которую пошли атакующие, то они всегда могут попробовать послать «десант» им в спину или перейти с точки на точку без особых проблем. Главное, чтобы враги не услышали, как вы используете этот самый телепорт.
Да-да, звуки. Они здесь играют очень важную роль, ведь излишне шумного агента могут услышать и быстро организовать засаду. Звук работающего портала, быстрый бег, стрельба из оружия — это все слышно на определенном расстоянии, и все это помогает понять, откуда может появиться противник.
Услышали за стеной звук шагов? Готовьтесь встречать врага огнем. Телепортировались и готовы выйти соперникам в спину? Учтите, что они, скорее всего, все слышали и уже навели свои пушки в вашу сторону. Это относится и к «разведке», и об этом очень важно помнить в бою. По этой причине бегать на полной скорости здесь стоит как можно реже. Во-первых, вас смогут услышать враги, а во-вторых, на бегу у вас будет просто чудовищный разброс пуль при стрельбе.
Позиционирование здесь тоже весьма важный элемент геймплея. У ряда героев есть способности, которые позволяют физически или визуально блокировать проходы и проемы — и ими стоит активно пользоваться, чтобы получать преимущество. Другие умеют «подсвечивать» врагов на карте, причем у каждого свои способы. Скажем, лучник по прозвищу Сова умеет запускать дрона-разведчика и особую стрелу, которая позволяет увидеть противников даже через стены. А Сайфер с помощью своего ультимативного умения может прочитать память убитого врага, что раскроет сразу всех врагов на карте. Умело комбинируя навыки разведки и блокирование проходов, вы сможете создавать выгодные для себя ситуации. Ну, в теории.
Еще один важный момент — «читаемость» игры. С этим у Valorant все в порядке (по крайней мере, на показанных картах). Вы ни за что не перепутаете модель персонажа с каким-то украшением на стене хотя бы потому, что все эти украшения расположены сильно выше голов героев. Агенты не сливаются с окружением — по крайней мере, в тех матчах, что я отыграл, такой проблемы не было. И если вы пропустили противника, сидящего за ящиком, то это исключительно ваша вина. Свалить это на левелдизайнеров не выйдет.
Важные мелочи
В Valorant есть много вещей, которые сразу можно не заметить, но которые очень важны для общего понимания игры. Например, во время фазы «закупки» вы можете купить оружие не только себе, но и кому-нибудь из своих товарищей по команде — или можете сами попросить себе ствол, если денег не хватает. Причем реализовано это довольно забавно: агент в игре сам поинтересуется, нет ли у кого лишней наличности, а потом поблагодарит вас за проявленную щедрость. Мелочь, а приятно.
Гранат, как в той же CS, здесь нет — то есть вы не сможете купить себе «флэшку» и с ее помощью зайти в комнату с парой-тройкой врагов. Гранаты заменили умениями некоторых героев — к примеру, «слеповуха» есть у Феникса, а «дымовуха» — у Джетт и Бримстоуна. А вот привычной броне место нашлось, она позволяет прожить на секунду дольше во время перестрелки.
От снайперских винтовок, правда, бронежилеты не защищают — с помощью снайперки вас могут «сваншотить» даже выстрелом в тело, нанеся на пять единиц урона больше, чем вы можете выдержать. Так что если вас бесили вездесущие снайперы в CS: GO, то переезжать в «Валорант» особого смысла нет, ведь они тут тоже на каждом шагу.
У каждого оружия есть своя оптимальная дальность стрельбы (причем ее можно узнать прямо в магазине), свои характеристики и свое поведение. Стволов в игре немного, но каждый образец отличается друг от друга весьма серьезно, и к каждому придется привыкать. Единственное исключение — сильно похожие друг на друга местные «эмка» и «калаш», Phantom и Vandal. Эти вот две пушки вышли слишком похожими друг на друга даже дизайном, вся разница между ними в небольшом разбросе статов. Может быть, к бета-тестированию их сделают более уникальными.
Еще одна фича — у каждого оружия есть свой показатель «пробивания» поверхностей. Так что если вы вдруг услышали противника за тонкой деревянной дверью — стреляйте. Может, и не убьете, а вот заставить сменить положение определенно сможете. Кстати, первое попадание в противника ненадолго замедляет его передвижение, что помогает при случае добить убегающую цель. Это тоже стоит учитывать, когда выбираешь себе ствол.
Технические аспекты
Большая часть презентации была посвящена технической части игры. И после этой лекции понимаешь, почему игра выглядит как пришелец из начала 2010-х — разработчики сделали ставку не на визуальную красоту, а на работоспособность игры.
Первое и главное — Valorant можно запустить буквально на микроволновке. Чтобы сыграть в игру со стабильными 30 кадрами в секунду, понадобится процессор Intel i3-370M и видеокарта уровня Intel HD 3000. Авторы, правда, создавали игру с расчетом на 144+ FPS, но даже для этого адская машина за тысячи долларов не потребуется — достаточно будет приготовить i5-4460 и GTX 1050 Ti. Благодаря этому в Valorant смогут сыграть абсолютно все желающие, даже если под рукой у них есть только не самый современный ноутбук или офисный PC средней руки.
Riot надеется, что сможет минимизировать все проблемы, связанные с пингом и низким FPS у отдельных игроков, «подстраивая» все промежуточные действия прямо на ходу. Говоря проще, игрок с плохим соединением не будет передвигаться по карте «рывками» — игра будет самостоятельно дорисовывать его движения для всех остальных, что в теории должно напрочь уничтожить все преимущества высокого пинга. Ситуаций, когда вы не сможете убить лагающего противника просто потому, что он постоянно «телепортируется», в Valorant попросту не должно возникнуть. Но это, конечно, все в теории — на практике у всех участников альфа-теста был вполне приемлемый пинг, так что испытать эту систему на деле получится не раньше релиза.
Авторы обещают, что тикрейт (синхронизация клиента и сервера) будет равен 128. Это значит, что клиент и сервер будут «общаться» друг с другом по 128 раз в секунду, что также должно повысить общую плавность. Также Riot планирует сделать так, чтобы у 70% игроков был крайне низкий пинг — 30-35 миллисекунд задержки. Увы, на территории СНГ серверов пока не планируется, поэтому жителям России предстоит играть на европейских (с пингом в 60-80 миллисекунд) серверах. Впрочем, при высоком спросе на Valorant Riot обещают рассмотреть «различные варианты уменьшения пинга для игроков из России и СНГ», в том числе за счет подключения дальневосточных городов к серверу Valorant в Японии и установки серверов непосредственно на территории РФ и других стран СНГ.
Чем Riot собирается удивить любителей нечестной игры? Собственным античитом под названием Vanguard. По словам разработчиков, эффективность сторонних решений их совершенно не устроила, поэтому они решили написать свой античит, который будет на сто процентов использовать все возможности игры.
Стрельба и перемещение, если верить авторам, полностью просчитываются на серверах, что автоматически отсекает множество потенциальных читов. А с «воллхаками» планируют бороться с помощью того факта, что о расположении противника игрок узнает прямо перед столкновением с ним — иными словами, авторам хаков придется научить свои программы изымать информацию непосредственно с сервера для получения хоть каких-то данных. Проверить работоспособность программы, впрочем, по понятным причинам не вышло — тут уж нужно дожидаться бета-тестирования и первых столкновений читеров и Vanguard.
Если же античит найдет в матче читера, игру моментально остановят, ее результаты аннулируют, а самого читера забанят.
Прогрессия и микротранзакции
Часть агентов в Valorant будет на старте закрыта — прямо как в Rainbow Six: Siege или League of Legends. Впрочем, долго открывать их не придется: разработчики обещают, что каждого персонажа можно будет разблокировать за пять-десять матчей, поэтому гриндить не надо.
Riot также хочет сделать все возможное, чтобы вы не смогли купить себе преимущество за реальные деньги, поэтому для покупки будут доступны только различные скины. Причем скины эти будут исключительно для оружия — у авторов пока что нет планов по созданию скинов для персонажей. Словом, тратить деньги можно будет на внешний вид оружия и на Battle Pass — он тоже должен появиться в релизной версии игры.
Итоговые впечатления
Valorant выглядит и играется неплохо — побуждает быстро реагировать на события, шевелить мозгами и грамотно подбирать время для применения способностей. Игра позиционируется как тактический шутер с уклоном в киберспорт, и, в общем-то, и работает соответствующе. Единственная серьезная проблема — в восприятии проекта. Сейчас Valorant многие принимают за смесь CS: GO и Overwatch, хотя в этих играх слишком много разного. Не спорю, базовый геймплей Valorant вызывает в памяти Global Offensive, но отличий от шутера Valve все равно очень много.
При этом сказать, что игра ничего не заимствует у двух вышеназванных проектов, невозможно. Riot явно поглядывала на них во время разработки и пыталась понять, за что же игроки ценят Counter-Strike и Overwatch.
Riot уже распланировала развитие игры на несколько лет вперед — студия очень хочет сделать из Valorant масштабный киберспортивный проект, который будет жить и процветать даже спустя пять или десять лет. С учетом того, что у Riot есть огромная преданная аудитория, и низких системных требований ее новая игра вполне может повторить успех League of Legends.
Закрытая бета Valorant стартует 7 апреля — здесь вы можете узнать о том, как попасть в игру.