Впечатления от второго сезона «Эпидемии»: неровное продолжение апокалипсиса, но уже с Юрой Борисовым
С 21 апреля на PREMIER начал выходить второй сезон «Эпидемии» – российского сериала, который после выхода на Netflix попал в его топ-5. В новых эпизодах появляются дополнительные герои, таинственный славянский культ и угроза иностранного вторжения в Россию. Автор «Канобу» Мари Григорян посмотрела две серии и рассказывает, как сценаристы продолжили историю вне сюжета оригинальной книги – и почему их неплохие задумки вызывают опасения.
Чем закончился первый сезон «Эпидемии»?
Первый сезон «Эпидемии» был, по сути, роуд-муви о побеге к Вонгозеру в Карелии. В России стремительно распространяется смертельная инфекция: заражённые начинают кашлять, у них обесцвечиваются глаза, а через несколько дней больные умирают. Оставшиеся в живых особи начинают есть человечину. Группа москвичей выдвигается в Карелию, чтобы спрятаться в глуши от заражения, мародёрства и отрядов зачистки.
К Вонгозеру пытались сбежать семьи двух друзей, Сергея (Кирилл Кяро) и Леонида (Александр Робак). Отец Сергея уверял, что там есть место, пригодное для жизни. По пути они натыкались на разных людей, от помощников до врагов, но в основном продолжали держаться двумя группами. По пути вторая жена Сергея Анна (Виктория Исакова) перенесла зомби-вирус, но не умерла.
В финале герои добрались до озера и собирались остаться на брошенном корабле, обустроенном под жильё. К моменту прибытия Анна начинала стремительно терять память. После ссоры с Сергеем и его бывшей женой Ириной (Марьяна Спивак) она подожгла дом – на этом и закончился сезон.
О чём второй сезон «Эпидемии»?
Так как дом был заперт, Сергей не успел спасти Анну, жилище сгорело. После этого вся группа ушла с выбранного места. В начале второго сезона семьи укрываются в бывшей военной части, среди танков и холода. Их мучают как старые, так и новые проблемы: Сергей справляется с горем от потери жены с помощью наркотиков; Ирина подозревает, что снова беременна; жена Леонида Марина (Наталья Земцова) скорбит о погибшем ребёнке, а дочь Леонида Полина (Виктория Агалакова) никак не может наладить свои отношения с Мишей (Эльдар Калимулин).
Но все личные конфликты и переживания затмеваются новой угрозой: в Карелию входит армия Китая, а намерения солдат героям неизвестны. К тому же они находят девочку Настю, которая, по-видимому, сбежала из религиозной секты.
Параллельно развивается ещё одна сюжетная линия. В загородном доме укрылись четверо молодых петербуржцев – сын богатых родителей Тарас (Никита Еленев), художница Алёна (Виктория Клинкова), татуировщик Эзис (Аскар Ильясов) и туристка-немка Соня (Юлия Ендроссек). Условия для жизни стремительно портятся – заканчивается еда, газ и вода. Но однажды ночью до них добирается Женя (Юра Борисов) – сбежавший из своего отряда спецназовец, которого ребята спасают от обморожения. Решительный и умелый, он становится единственной надеждой всей группы на спасение.
Плюсы
Развитие старых персонажей
В статье-сравнении сериалов «Эпидемия» и «Выжившие» «Канобу» уже подчёркивал, что герои первого сериала – избалованные комфортом жители Москвы. По дороге к Вонгозеру они погрязли в обидах и конфликтах. Интересные сюжетные повороты в сериале были, но в основном экранное время занимала семейная драма, притом не самая свежая и необычная. Сбалансировать личный и глобальный ужас не всегда получалось даже у авторов «Ходячих мертвецов», и в «Эпидемии» эти попытки очень раздражали.
Но на старте второго сезона Сергей, Ирина, Леонид и Марина пережили по-настоящему тяжёлые потрясения. Их жизнь резко контрастирует с тем, что показывали в первом сезоне: теперь все спят одной кучей под одеялом, чтобы не мёрзнуть, страдают от постоянного голода, покрываются прыщами и моются раз в несколько дней. Их старые проблемы и привязанности отошли на второй план, наконец остались в старой жизни.
Оказавшись действительно на грани выживания, эти персонажи вдруг стали почти адекватными людьми. Их драма понятна, их новые проблемы имеют смысл и настоящий вес даже на фоне апокалипсиса. Инородно смотрятся только внезапное помутнение рассудка и постоянные галлюцинации Сергея, которые оформлены с большим количеством CGI. Они неприятно резонируют с очень реалистичным, детальным, грубым изображением остального мира, но их появление понятно: Сергей глушит горе и чувство вины препаратами, которые находит в военной части.
Новые герои – в особенности персонаж Юры Борисова!
Горстка хипстеров посреди зомби-апокалипсиса звучит как отличная идея для комедии. Авторы сериала не уходят в комедийный жанр полностью, но в первом эпизоде много моментов, совсем выбивающихся из атмосферы основного сериала.
Сценаристы будто посмеиваются над бесполезностью, слабостью и одновременно токсичностью Тараса, над странным поведением Алёны, над ультрасовременными взглядами и понятиями типа абьюз и расстройство пищевого поведения. Новым героям дают больше смешных реплик и ситуативных шуток, в их речи часто звучит мат, Тарас исправно укладывает волосы и ходит по дому в нелепой ярко-голубой шубе на голое тело, будто неведомо как попавший в этот сериал персонаж из «Образцового самца».
Это разряжает обстановку и одновременно показывает, что выживание – всего лишь удача, которая иногда выпадает не самым приспособленным к этому людям. Герои даже признают это сами, когда размышляют над тем, не выгнать ли пришельца из дома:
– Давай выгоним его, а?
– С ума сошла? Если мы его выгоним, нам #$%^. Единственный адекватный человек в доме.
При этом именно Женя в исполнении Юры Борисова даёт понять, что авторы «Эпидемии» не издеваются над новыми героями, а заботятся о них. Он бережно относится к каждому из ребят в доме, даже к Соне, которая ставит под угрозу выживание остальных. Женя не знает слова «абьюз», но на токсичные отношения Тараса и Алёны, которые доходят до рукоприкладства, лаконично заявляет: «#@$# это какая-то, а не отношения». Он вряд ли стал бы слушать коллекцию музыкальных пластинок Тараса, зато может развеселить всю компанию песней Цоя.
С новой группой персонажей в сериал разом внесли нотки человечности и искренности, которой ему иногда не хватало — поскольку предыдущие линии персонажей были будто бы списаны с зарубежных мыльных опер без добавления чего-то своего.
Отличный продакшен и съёмки
Режиссёром второго сезона стал Дмитрий Тюрин («Триггер»), который пришёл на смену Павлу Костомарову. Пока в сериале не было достаточно масштабного экшена, чтобы сравнить, уступают ли эпизоды от Тюрина предыдущим.
В остальном «Эпидемия» выглядит ничуть не хуже: герои наконец ушли с бесконечных дорог, заброшенная военная часть чем-то напоминает локации из «Тихого места 2», но при этом не сильно выбирается из антуража российской глубинки.
Ручная съёмка, которой иногда злоупотребляют в первом эпизоде, помогает погрузиться в хаос всего происходящего: героям приходится соображать крайне быстро; принимать решения; двигаться с места на место; зрителям легко передаётся всё неприятное напряжение и адреналин.
Минусы
Неровный тон и запутанность повествования
Сезон начинается с отдельной истории хипстеров, которая потом пересекается с линией Сергея и его близких. Но все события происходят в разных временных линиях, причём иногда их разделяют дни, а иногда – месяцы. Зрителям, особенно невнимательным, наверняка будет сложно собрать несколько разрозненных кусков истории в одну. Причём трудности со временем возникают и в рамках одной линии.
Слишком большое количество поднятых тем и бесконечные штампы
В «Эпидемии» практически не осталось социально-политических вопросов, напротив которых нельзя было бы поставить галочку.
Где-то это выглядит уместно: например, расстройство аутического спектра у Миши очень естественно встроено в сюжет. Непроработанные психологические травмы, безразличие и чёрствость могут ставить под угрозу выживание всей группы. Даже небольшой момент с Мариной, которая в конце первого сезона неожиданно хочет выучить молитву, аккуратно подталкивал сюжет в тему религии. И это было бы логичное развитие для людей, который утратили веру в старый мир и ищут утешения в своём горе.
Но к этому прибавляются страшные расстрелы от военных, нашествие китайской армии и загадочная и пугающая секта в духе «Детей кукурузы» или «Плетёного человека». Сериал начинает выглядеть как видеоигра, в которой неопытный геймер набрал слишком много квестов. Это заранее вызывает опасения, что половина сюжетных задумок – причём действительно неплохих! – не будет логично продолжена.
Смотреть ли дальше: да – фанатам сериала и просто любителям жанра survival
Смотреть второй сезон «Эпидемии» однозначно стоит, особенно если понравился первый. Сценарист Роман Кантор очень умело манипулирует вниманием зрителей: в конце каждого эпизода он подвешивает в воздухе интригующие вопросы и мастерски создаёт клиффхэнгеры. В сюжет добавлено достаточно много новых элементов, нестабильных и непредсказуемых, чтобы «Эпидемию» хотелось включать каждую неделю.
Но реализация некоторых задумок и идей всё ещё страдает, а личные линии героев рискуют снова скатиться в бесконечную скучную драму. Отдельные элементы — особенно сцены крайней жестокости со стороны китайских захватчиков, кажутся слишком неорганичными – их будто добавили в последний момент, чтобы напомнить, что в стране вообще-то страшная эпидемия и хаос. Поэтому хвалить сериал хочется с опаской и надеждой на то, что с каждой серией он будет становиться лучше.