Впечатления от сериала «Чаки»: что изменилось в культовой франшизе 90-х о кукле-убийце
Предыстория и сюжет
Впервые Чаки появился на экранах в фильме «Детские игры» 1988 года. Сценарист Дон Манчини вдохновился хоррорами 80-х в духе «Полтергейста», франшизы о Фредди Крюгере, а также книгой The Dollhouse Murders (1983), в которой обитатели кукольного домика рассказывают хозяевам о жестоком убийстве. Манчини придумал куклу Чаки, в которую с помощью магии вуду переселил свою душу серийный убийца Чарльз Ли Рэй. Его играет, а потом озвучивает Чаки Брэд Дуриф, Грима Червеуст из «Властелина колец. Уже в теле куклы маньяк продолжает свои преступления и терроризирует владельцев, пытаясь вернуть себе человеческий облик.
«Детские игры» имели бешеный успех и стали культовым фильмом ужасов, а Манчини написал ещё пять картин о приключениях Чаки с разными режиссёрами. В 2019 году франшизу перезапустили без участия создателей оригинальных пяти картин, и ремейк «Детские игры» с Обри Плазой получил неплохие отзывы у критиков. А годом ранее, в 2018 году, Манчини начал работать над сериалом о Чаки для телеканала SyFy.
Действие сериала «Чаки» (Chucky) происходит в наши дни, с редкими флэшбэками в прошлое — в детство Чарльза Ли Рэя. Нелюдимый подросток Джейк Уилер (Закари Артур) делает скульптуры из разных частей тел кукол. Он находит на распродаже куклу Чаки (все тот же Брэд Дуриф) и покупает её за бесценок. Но использовать Чаки для скульптуры не выходит — у него по непонятной причине не отделяется голова.
В первый же день после покупки кровожадная кукла оживает и планирует первые убийства. В опасности оказываются все, кто не угодил Джейку — недружелюбный кузен Джуниор (Тео Брионес), злобная одноклассница Лекси (Аливия Элин Линд), отец-пьяница, а позже и весь спокойный американский пригород.
Плюсы
Удачная эволюция франшизы
Кинофраншиза «Детские игры» начиналась с жестоких слэшеров. Фильмы были настолько кровавыми и получили при этом такую популярность, что вдохновили реальное убийство: 24-летняя американка заколола 16-летнего подростка со словами «Я Чаки, Чаки хочет поиграть». Из-за этого в США франшизу даже предлагали запретить. Но, как напомнил Washington Post, Манчини всегда удачно менял жанры и стиль, калибровал их под эпоху, в которую они выходили.
В первых трёх фильмах он следовал за успехом «Хэллоуина» и «Кошмара на улице Вязов»; «Невеста Чаки» (1998) и «Потомство Чаки» (2004) были чёрными комедиями, но при этом впитали в себя ностальгию по классическим хоррорам Universal вроде «Невеста Франкенштейна» и кэмповым фильмам 50-х в духе «Глена или Гленды» Эда Вуда. В «Невесте» и «Потомстве» использовался модный, сексуализированный образ невесты Чаки, Тиффани — куклы в кожаном костюме, которую озвучила Дженнифер Тилли (секс-символ из фильма «Связь»). Более поздние части, «Проклятье Чаки» (2013) и «Культ Чаки» (2017), оказались не очень удачной попыткой влиться в волну мистических хорроров в духе «Синистера» и «Оно».
Версия хоррора о кукле-убийце в 2021 году напоминает самые популярные подростковые шоу на Netflix — «Леденящие душу приключения Сабрины», «Ривердейл» и их подражателей. Сериал начинается с трека Билли Айлиш ilomilo, что уже намекает на его целевую аудиторию. Убийства Чаки разворачиваются на фоне типичных подростковых проблем: у Джейка нет друзей, зато есть тайная влюбленность в одноклассника Девона, он страдает одновременно от школьного буллинга и абьюза со стороны отца-алкоголика, а утешение находит в необычном занятии — создании экспонатов из кукол.
На этом фоне меняется и образ Чаки. Если в первых фильмах он был безусловным злом, которому не было оправдания, то теперь Манчини пытается копнуть чуть глубже. Во флэшбэках показано беззаботное детство Чарльза Ли Рэя, который вырос и стал серийным убийцей; очевидно, в сериале больше расскажут о том, как он начал совершать свои преступления.
Но добряком Чаки от этого не становится. В «Детских играх 2» Ли Рэй пытался переселиться в тело своего хозяина, мальчика Энди. В «Чаки» убийца стал хитрее: сначала он пытается подружиться с новым главным героем Джейком, якобы наказывая только тех, кто причиняет ему боль. В конце второй серии он даже советует Джейку убить Лекси — злую одноклассницу, которая издевается над его бедностью. Всё это выглядит как подготовительная работа к тому, чтобы Джейк сам превратился в маньяка, и Ли Рэй мог стать с ним одним целым; этот поворот был бы довольно новым и забавным для франшизы.
Манчини выбрал главным героем ЛГБТ-подростка — и это тоже вполне логичное развитие тем из предыдущих фильмов. Как вспоминает актриса Дженнифер Тилли, в «Невесте Чаки» у её героини был очень адекватно и толерантно прописанный друг-гей, а сын Чаки в «Потомстве Чаки» стал известным небинарным героем хорроров. Даже в новом сериале Чаки спокойно реагирует на ориентацию Джейка и делится, что его ребёнок вообще не относил себя к одному гендеру.
Чёрный юмор, жестокость и склонность к китчу
Уже на первые два эпизода шоу приходится несколько оригинальных убийств — например, с использованием посудомоечной машины. Если показывают школу и буллинг, Чаки непременно вмешивается и устраивает целый стендап, издеваясь над мучителями Джейка. После некоторых сюжетных событий Джейку приходится переехать к своему дяде и кузену Джуниору, который его недолюбливает; его переживания по этому поводу оттеняет Чаки, который начинает убивать просто от скуки. Авторы «Чаки» не уходят слишком далеко в раскрытие серьёзных тем: на первом плане всегда кукла и её проделки.
Манчини сохранил и фирменный отвратительный юмор Чаки, благодаря чему шоу получилось действительно смешным. Особенно запоминается общение Чаки с шести-семилетней девочкой:
— Твоя мать охренела.
— Мама говорит, что ругаться нельзя.
— О, твоя мать охренительно быстро поднимается в моём чёрном списке!
Режиссёр не стал возвращаться к серьёзному тону из «Проклятья Чаки» и «Культа Чаки», а снова вспомнил китчевый стиль из той же «Невесты Чаки». Это особенно видно по сценам, которые якобы должны пугать: играет напряжённая музыка, Чаки начинает медленно и угрожающе ходить за спиной Лекси, камера комично наезжает на испуганное лицо школьницы. Всё вместе это очень напоминает «Крик», где шаблоны из хорроров намеренно раздували, использовали с юмором.
В шоу есть кивок в сторону фильмов о криповых детях, которые были популярны в 2010-е: «Синистера», «Астрала» и чуть более раннего хоррора «Дитя тьмы» 2008 года. У Чаки появляется подруга и единомышленница, младшая сестра Лекси: она очарована куклой, рисует его портреты и с удовольствием обсуждает убийства.
Минусы: нелепости сценария и слишком быстрый темп убийств
Единственная серьёзная претензия к «Чаки» — плохо прописанная реакция окружающих на присутствие куклы-убийцы. Некоторые моменты можно списать на то, что действие происходит в XXI веке: при большом желании Джейк мог бы запрограммировать Чаки и вложить в него неприятные шутки об одноклассниках. Поэтому целый стендап в школьном актовом зале не удивляет и не пугает ни учителей, ни учеников. Но остальные персонажи тоже замечают движение и странное поведение Чаки, его появление в местах, где куклы никак не должно быть (например, в чужом доме во время вечеринки), и никак на него не реагируют. Не смущают героев и трагические смерти в городе — они продолжают жить, как ни в чем не бывало.
Также события в сериале развиваются в слишком быстром темпе. Всего в этом сезоне должно быть десять эпизодов, а персонажей в нём представлено не так много. Чаки за первые две серии успевает убить двух человек и серьёзно ранить одну жительницу района. Если число убийств продолжит расти так же быстро, к середине сезона в шоу банально не останется персонажей. Это не смущало бы в формате хоррор-фильма, но «Чаки» — всё-таки полноценный сериал.
Смотреть ли дальше?
Манчини удалась попытка познакомить новую аудиторию с Чаки. Его культовый злодей сохранил все черты из предыдущих фильмов: он по-прежнему убивает направо и налево, едко шутит и вызывает неприятные ощущения одним своим видом. Кукла-убийца умеет хитрить, постоянно взаимодействует с окружающим миром и отлично вписывается в реалии XXI века. При этом «Чаки» вышел китчевым и смешным, поэтому он вполне подходит как лёгкое развлечение перед Хэллоуином.
Вместе с тем «Чаки» собрал в себе все типичные грехи хорроров: нелогичное поведение героев, которые игнорируют все предупреждения об опасности; отсутствие связи между событиями; неестественные отношения между персонажами. Для фанатов франшизы новые герои могут быть попросту неинтересны — это ходячие шаблоны из «Ривердейла», за которыми скучно наблюдать.
Поэтому назвать сериал по-настоящему сильным и прорывным не получается — при всех интересных элементах он построен так же, как среднее подростковое шоу с элементами мистики. А значит, смотреть его дальше стоит только тем, кого не смущает шаблонность повествования, или зрителям, сильно скучавшим по «Чаки».
Обложка материала: твиттер IGN