01 февраля 2017Игры

Возвращение скейт-симуляторов?

Скейт-игры были мертвы почти семь лет — два года назад Tony Hawkʼs Pro Skater 5 попыталась возродить их из пепла, но вместо этого вбила последний гвоздь в гроб любимого жанра всех подростков начала нулевых. А теперь происходит что-то странное: Electronic Arts сделала псевдо-анонс Skate 4, а легендарный про-скейтер Тони Хоук объявил, что вроде как готовит новый проект отдельно от Activision.
Скейт-игры были мертвы почти семь лет — два года назад Tony Hawkʼs Pro Skater 5 попыталась возродить их из пепла, но вместо этого вбила последний гвоздь в гроб любимого жанра всех подростков начала нулевых. А теперь происходит что-то странное: Electronic Arts сделала псевдо-анонс Skate 4, а легендарный про-скейтер Тони Хоук объявил, что вроде как готовит новый проект отдельно от Activision.

Трудно поверить, но на наших глазах, похоже, восстает из могилы давно похороненный жанр.

Мы решили разобраться, так или это на самом деле, и какие перспективы ждут ожившую мумию скейт-симуляторов в новом мире?

Немного скучной предыстории. Игры про трюки на скейтбордах существуют, страшно подумать, с 1986 года (аркадный автомат 720 Degrees), но по-настоящему «народными» они стали в 1999 году с выходом Tony Hawk’s Pro Skater.

С тех пор жанром правила подписавшая контракт с Тони Хоуком Activision. Так продолжалось до 2007 года, пока на Xbox 360 и PlayStation 3 не ворвалась Skate от EA.

Одной из главных особенностей Skate стала оригинальная «реалистичная» схема управления: все трюки выполнялись комбинациями жестов левым и правым стиком.

Кроме того, в игре был неплохой (пусть и несколько тормознутый, но тогда это прощали) мультиплеерный режим и модный саундтрек, а продвижению на консолях помогла запущенная в то же время мобильная версия.

Успех проложил дорогу двум сиквелам — разработчики из EA Black Box не сидели на месте и планомерно доводили механику до совершенства. Так, в оригинале им не хватило денег и людей даже на то, чтобы добавить женского персонажа и реализовать возможность ходить рядом с доской, но эти функции успешно добавили в последующих версиях. В итоге вторая и третья части стали классикой жанра — возможностей для умопомрачительных трюков в них было не счесть.

Также в Skate 2 разработчики экспериментировали с сюжетным наполнением города-песочницы: игроку предстояло возглавить подобие скейтерской революции против деспотичных властей, которые закрыли все рампы и не подпускали людей на досках к достопримечательностям. Впрочем, развития такой подход не получил, в третьей части игра вернулась на рельсы «делай трюки чтобы стать самым популярным».

А потом все внезапно закончилось. Популярность жанра угасла — подростки перешли с досок на BMX, а аудитория спортивных симуляторов окончательно сфокусировалась на футболе и хоккее.

Ситуацию не спасли даже доски-контроллеры для Tony Hawk: Ride, которыми пыталась заманивать игроков Activision.

Поначалу Activision не сдавалась, хотя и постаралась максимально сократить расходы на загибающееся направление. Tony Hawkʼs Pro Skater HD в 2012-м не оправдала надежд — игроков попытались накормить морально устаревшим геймплеем в не сильно подправленной обертке. Известно, что за первую неделю геймеры купили более 120 тысяч копий игры в XBLA, но спад массового спроса к тому времени был очевидным.

После этого Activision совсем перестала стараться. Не буду вдаваться в подробности, но Tony Hawk’s Pro Skater 5 была неописуемо плоха — она рождалась в муках, вышла сырой, забагованной и выглядела по большей части весьма неаппетитно. Это было чем-то похоже на ритуальное убийство: контракт с Хоуком заканчивался, и издатель решил поставить на серии жирную точку, демонстративно зарезав постаревшую дойную корову на глазах у всего мира.

Ну, как сказать на глазах — выпустить Pro Skater 5 постарались максимально тихо, но шквала критики избежать не удалось. На Metacritic игра чудом преодолела отметку 30/100.

Казалось бы, на этом и все. Но зачем и для кого тогда грядет ренессанс олли, бэкфлипов и гриндов?

Tony Hawkʼs Pro Skater 5

Tony Hawkʼs Pro Skater 5

На самом деле, поднимать хайп пока рано. Как минимум потому, что разошедшийся по Сети твит комьюнити-менеджера ЕА Дэниела Лингена #skate4 оказался фейком.

Буквально на следующий день глава EA Эндрю Уилсон опроверг слухи о разработке игры на встрече с собранием акционеров. Похоже, твит Лингена был либо выражением персональных надежд, либо проделками маркетингового отдела. Кто знает, может быть прямо сейчас они замеряют уровни интереса аудитории и готовят вердикт — а вдруг на самом деле пора задуматься о продолжении? Но пока это маловероятно.

Признаться, я даже не знаю, чего можно было бы ожидать от Skate 4. И дело даже не в качестве самой игры — EA может позволить себе эксперименты, а Black Box способны сделать отличную игру: реализовать прекрасную графику на каком-нибудь Frostbite, подобрать драйвовый трек-лист и продумать кучу зрелищных трюков с идеальной физикой. Но насколько это будет интересно современным игрокам?

То же самое можно сказать и о проекте Тони Хоука. Несмотря на громкие заявления, его «игра» пока существует по большей части в мире идей. Вот, что он сказал изданию Jenkem, посвященному скейтбордам:

Не исключаю, что работаю кое-над чем, но говорить об этом пока рано. Пока что я не подписывал никаких контрактов, но это будет круто. Я чувствую, что на этот раз я связался с правильными людьми, и через пару месяцев смогу рассказать больше.

Издавать эту мистическую новую игру, судя по всему, будет уже не Activision и называться она будет не Pro Skater — но это лишь домыслы и то при условии, что она вообще когда-нибудь увидит свет.

Возвращение скейт-симуляторов? - фото 2

А в этом лично у меня есть большие сомнения, по крайней мере, я уверен, что былого величия скейт-игры уже не вернут, и крупных бюджетов им уже никто не выделит. Давайте признаем, популярность старых частей Pro Skater и даже более поздних Skate опиралась не только и не столько на увлекательный игровой процесс. Куда важнее была конъюнктурность темы, общемировая популярность скейт-культуры.

Вокруг досок и ремней в шашечку существовала многомиллионная индустрия, все хотели одеваться как про-скейтеры, а Тони Хоук был звездой мирового уровня. Теперь уже почти никто не носит кеды с дутыми языками, ушла эпоха.

Возвращение скейт-симуляторов? - фото 3

Но сами скейты никуда не делись, они стали частью совершенно иной культуры. Только минувшим летом Москва (за другие города не ручаюсь) пережила нашествие хипстеров с лонгбордами. Только вот лонг — это доска с колесами, а не стиль жизни, который определял круг общения, досуг и музыкальные пристрастия, он не замотивирует широкую аудиторию казуальных игроков пойти и купить Skate 4. Младших игроков, как раньше, тоже скорее всего не зацепит, хотя здесь никогда нельзя быть уверенным.

Суммируя, выводы не самые утешительные. Скейт-симуляторы были неотъемлемой, веселой частью детства и юношества многих из нас, но скорее всего им так и суждено остаться теплыми воспоминаниями. Но не стоит забывать, что мода, в конце концов, ходит по кругу.

Комментарии 29
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Ублюдок Джонс.
Ублюдок Джонс.
Skate, это вершина спорта Скейтбординга! Долго ждал этого анонса.\