Возрастной ценз: есть ли в киберспорте дискриминация по возрасту?
Фраза «киберспортсмен за 30» похожа на оксюморон. В общественном сознании до недавних пор молодость киберспортсменов делила место с их неопрятным видом. Второй стереотип уже ушел в прошлое, а вот первый живее всех живых.
Нижняя планка
Киберспорт — безусловно занятие для молодых. Нижнюю планку можно смело устанавливать на отметке в 16 лет. Дело тут не в уровне игры или «взрослом» отношении к делу, а в юридических проблемах. Гениальный ребенок может показывать нереальный уровень игры, но работа с ним для каждой организации станет настоящей головной болью.
Во-первых, нужно согласие родителей, которые не всегда разделяют увлечения своего чада. Во-вторых, каждое международное соревнование станет вызовом. Это и проблемы на таможне, и вопросы законности выступления в таком возрасте, и другие нюансы. Третье, но не последнее — совмещение карьеры и учебы. В отличие от вузов, школу в заочном режиме посещать намного сложнее. Эти и другие факторы делают старт карьеры до 16 лет очень маловероятным фактором.
Маловероятный не значит невозможный. Хороший пример — Куинн MTGKid Кифер.
Двенадцатилетний подросток из Колорадо в 2017 году принял участие в DreamHack Denver в дисциплине Hearthstone и дошел до плей-офф.
Его забег закончился в первом раунде игр на вылет, но до этого он шел с впечатляющей результативностью — семь побед против двух поражений. За свои труды Кифер получил 675 долларов.
Этот сам по себе экстраординарный факт может взорвать мозг еще сильнее. Для MTGKid это был первый крупный турнир по Hearthstone. И при этом не первый турнир по коллекционным карточным играм — он вместе с двумя братьями, Лукасом и Джеком, уже всерьез играет на соревнованиях StarCityGames по Magic: the Gathering. Такие успехи возникли не на пустом месте. Родители ребят сами заядлые игроки в ККИ и регулярно посещают соревнования по MTG.
Один из самых известных дотеров в мире и почти культовый игрок Данил Dendi Ишутин начал карьеру в 17 лет в Wolker.Gaming. Не менее известный экс-керри Virtus.pro и теперешний хардлейнер Evil Geniuses, Роман RAMZES666 Кушнарев, начал карьеру в 16.
Примерно та же ситуация и в остальном мире. Робин ropz Кул стал настоящим открытием 2017 года в мире киберспортивного CS: GO. В 17 лет он начал карьеру в интернациональном составе mousesports, а уже через год попал в двадцатку лучших игроков по версии hltv.org. Его история идеально подходит для десятков игроков из Китая, Азии, США или Европы — достаточно менять имена и команды.
Верхняя планка
С минимальным возрастом все просто, но вот определить максимальный порог не так легко. Патрик f0rest Линдберг в интервью DBLTAP CSGO, которое он дал во время FACEIT Major, сказал:
Я достиг того момента в своей карьере, когда меня называют старым. В понимании людей, я уже стар.
В сентябре 2018 года ему было 30 лет. Этот возраст многие игроки, зрители и важные люди в индустрии называют пределом. Оппозицию им составляют возрастные игроки. Виктор TaZ Войтас, Михаил Dosia Столяров или Кирилл Angel Карасев считают, что возраст — это только число, хотя и не отрицают связанных с ним сложностей.
Как и в случае с MTGKid, есть исключения. Патрик f0rest Линдберг в начале ноября взял серебро на BLAST Pro Series: Copenhagen 2019. Совсем неплохо для «старика», разменявшего четвертый десяток. Антон Cooller Синьгов в свои 33 стал чемпионом Quake Pro League Stage 1 Finals. Он обыграл в финале двадцатичетырехлетнего венгра Raisy. И это в Quake, где скорость реакции и прицеливания всегда считалась решающим фактором.
Пока что это исключительные примеры. Средний возраст игрока на The International 2019 чуть меньше 24. В чемпионском коллективе нет ни одного игрока старше 27. В Leage of Legend средний возраст — 25. Примерно эти же значения и в других командных дисциплинах.
Тот факт, что в киберспорте мало игроков старше 30 связано с целым рядом факторов.
И дело тут не только в скорости реакции. Бойцам спецназа частенько за 30, и они смертельно эффективны во время операций.
Физическое состояние
Как и в других видах спорта, киберспорт связан с травмами, чаще всего это синдром запястного канала, вызванный продолжительными и активным использованием мыши. Регулярные тренировки в неправильной позе или с недостаточно качественным оборудованием приводят к болям в шее и спине, переутомлению глаз и головным болям.
С каждым годом риск травмы или переутомления заметно растет. Синдром запястного канала уже ставил не одну карьеру под вопрос завершения. В 2016 году команда Fnatic отказалась от участия в DreamHack Masters Malmö 2016 из-за травмы Олофа olofmeister Кайбера Густаффсона. Из-за боли в руке он больше двух месяцев не играл и после возвращения так и не вышел на былой уровень игры.
Гигиена рабочего места киберспортсмена еще не сформировалась. Пока что никто уверенно не скажет, под каким углом лучше держать мышь или как долго допустимо сидеть в специальных звукоизолирующих наушниках на сцене, но уже точно можно утверждать что качественна экипировка сохраняет здоровье. Монитор LG UltraGear 27GL850 позволяет отрегулировать по высоте и наклону положение экрана, чтобы снизить нагрузку на шею, а благодаря качественной не смазанной картинке глаза будут медленнее уставать.
Эмоциональное выгорание
Джанлуиджи Буффон сыграл за свою карьеру чуть больше 1000 футбольных матчей. Эту ачивку он добыл в 39 лет, имея за спиной успешную 22-летнюю карьеру. Он один из рекордсменов по количеству игр в большом футболе.
Лучший в мире игрок в CS: GO, Александр s1mple Костылев сыграл первую тысячу карт на шестому году карьеры, в 22 года
Такая высокая плотность тренировочных и официальных встреч становится серьезно психологической нагрузкой для игроков. В довесок к этому, самые успешные киберспортсмены постоянно в пути и редко задерживаются дома больше чем на месяц.
К 30 годам многие еще всем сердцем любят игры, но уже не могут уделять им столько внимания и сил, как десять лет назад. Свою приверженность к игре они выражают в работе тренерами, менеджерами, комментаторами или в виде других киберспортивных активностей.
Изменение правил игры
Точку в карьере могут поставить и обстоятельства. В отличие от обычного спорта,в виртуальных соревнованиях почти все аспекты контролируются издателем игры. Так случилось с Heroes of the Storm в 2018 году. Activision Blizzard в один день прекратила поддержку соревновательной сцены игры и киберспортивный HotS тут же «сдулся» и оставшимся про-игрокам просто не хватит дохода от выступления для поддержания уровня жизни.
В итоге «киберспортсмен за 30» и правда редкость. Травмы, пропажа мотивации, проблемы с дисциплиной или желание попробовать себя в чем-то другом заставляют многих киберспортсменов уйти со сцены еще до 30. Но это не значит, что киберспорт — только для молодых.
Вирутальные состязания вполне могут быть хобби для пенсионеров. В прошлом году на «ИгроМире» состоялся шоу-матч между шведской командой Silver Snipers и российским коллективом Iron-Legion. Вроде бы обычная заруба в «контру», только вот игрокам обеих команд было за 60. А за полгода до этой встречи те же Silver Snipers играли против финнов Grey Gunners на DreamHack.
Подведем итог. Золотые годы киберспортсмена — с 17 до 27. За десять лет своей карьеры он должен успеть выйти на свой пик, стать звездой, заработать денег и придумать план на будущее. Редкие птицы сохраняют высокую мотивацию к игре по достижению тридцатилетия.
Карьеру вне самой большой сцены можно начать в любом возрасте. Шоу-матчи пенсионеров тому только пример. Пускай они не показывают того уровня игры, что и молодежь, но это приносит истинное удовольствие участникам. К тому же сложно представить, как будут играть сегодняшние профи в свои 60.
Так есть ли в киберспорте дискриминация по возрасту? Нет.