В чем секрет успеха Гвен-Паук? Вспоминаем историю Гвен Стейси — Женщины-паука
Вступление
Персонаж комикса — феномен, достойный восхищения. Это мифический образ, который за десятилетия сменяющихся авторов и серий может перебрать великое множество ролей (протагонист, антагонист, девтерагонист), жанров (фэнтези, фантастика, хоррор) и форматов (книги, фильмы, мультсериалы). Но вместе с тем это образ (зачастую) незыблемый.
Мы уже говорили в прошлой статье о том, насколько неизменен с годами Питер Паркер, удивительный Человек-паук. В какой бы истории он ни появлялся, за ним следует свод неотступных редакторских правил и сложившийся личностный профиль.
Но чем также прекрасны персонажи комиксов, так это тем, что даже будучи недвижимыми столпами, они прекрасно переживают упомянутый переход между ролями, жанрами и форматами.
Вокруг них, в руках талантливых авторов, разворачиваются самые необычные, непохожие друг на друга сюжеты, встречающие одинаково восторженный отклик у фанатов. Более того — вокруг таких персонажей, вставая на плечи гигантов, формируются новые, не менее успешные у читателей герои. И если нужен свежий пример подобного «восхождения» и вам интересно, где про него можно прочесть — тогда мне есть, что вам посоветовать.
Бэкграунд
Вы уже прочли название статьи, а значит прекрасно осведомлены о ком сегодня пойдет речь. О Гвен-Паук — настоящем открытии «Дома идей», дебютировавшем в 2014 году. Героиня уже засветилась за пределами комиксов (на момент написания материала) в семи видеоиграх, паре мультсериалов и сыграла одну из ведущих ролей в полнометражном мультфильме «Человек-паук: Через вселенные», номинированном на «Оскар».
Красок добавляет образ Гвен Стейси, существовавший в умах читателей еще до ее «паучьего дебюта». Сам Джейсон Латур, создатель героини, вдохновился вернуть Гвен, когда понял, что ему ничего не известно о девушке, кроме ее печально известной смерти в сюжете The Night Gwen Stacy Died, который есть в нашем Топе 100 комиксов и манги по версии «Канобу». И смерти довольно обидной: имел место так называемый «фриджинг», когда второстепенную героиню принесли в жертву ради повествовательного развития центрального персонажа.
Листая классические выпуски, можно отметить, что Гвен Стейси изначально подавалась как леди с характером, примечательным интеллектом и своей уникальной перспективой. Однако это были 60-70 года. Поэтому при всех предпосылках писали ее исключительно как девушку, вздыхающую по главному герою.
Сегодня это даже забавно: насупившись, она выдает логичный тезис, пауза, «…но меня все равно почему-то к нему влечет!»
Перемены
Тезис первый: «Девушкой в комиксах быть нелегко». Если помните, в первой супергеройской команде, в которой довелось побывать Чудо-женщине, ей было отведено «почетное место» секретарши. Тезис второй: «Комиксы всегда были показательным индикатором своего времени», демонстрируя общественные устройство и тенденции, свойственные периоду, в который эти комиксы создавались.
Поэтому, в 60-70-х гг., вместе с набирающими обороты борьбой за гражданские права, сексуальной революцией и второй волной феминизма, положение дел неторопливо начало демонстрировать перемены. Женщины стали иначе изображаться в комиксах, но пока еще сохраняли типажи заботливых опекунов и «любовных интересов». Отдельная история — излишняя сексуализация внешности, берущая начало в 80-х…
Совершим еще один скачок — теперь уже в наше время. В 2019 году, например, нас ждет первый фильм киновселенной Marvel, где в роли главного героя выступит женщина (Капитан Марвел Кэрол Дэнверс), а уже упомянутую Чудо-женщину ждет сиквел посвященной ей кинокартины (который Wonder Woman 1984).
Проблемы репрезентации женщин в комиксах не исчезли, но время сейчас уже другое.
Концепт
Итак, у нас есть первый ингредиент внезапной популярности новой Женщины-паук.
Другое время — другая Гвен.
Ее упомянутые характер, интеллект и перспектива наконец смогли найти проявление, неограниченное нарочитой привязкой к мужскому «лиду». Чего уж там, в ее первом выпуске, где Стейси выступила главной героиней, местный «сеттинг» целиком был построен вокруг нее.
Кстати о нем! Это — второй ингредиент (из пяти). Речь об уникальном и масштабном подходе, с которым к созданию персонажа подошли сценарист Джейсон Латур и художник Робби Родригез. К слову, сама мысль «Гвен, но Паук» принадлежала «Дерзкому» Дэну Слотту. Он передал ее редактору Нику Лоу, и тот обратился к Джейсону, подключившему, в свою очередь, Робби.
Чтобы не сталкиваться с неоднозначной природой ретконов, новую Гвен определили как версию из альтернативной вселенной. Здесь она «…последние два года была единственной Женщиной-пауком. А остальное вы знаете: играла в группе, спасла папу, но не смогла спасти лучшего друга… Питера Паркера». Каждого персонажа, Сорвиголову или Карателя, адаптировали под новый сюжетный и визуальный контекст. Кстати!
Костюм
Из твиттера Джейсона Латура мы узнаем, что каждая деталь костюма героини наполнена смыслом. Та же закрытая маска (Слотт предполагал стандартное «домино», как у Робина из DC), например, говорит о сосредоточенности, в состояние которой входит Гвен, надевая костюм.
Так создается противовес ее «гражданской» личности, рок-музыканту и дочери строгого офицера полиции.
Капюшон — посыл, что та или иная одежда не делает человека преступником или изгоем. Вместе с тем, капюшон — также напоминание о том, что несмотря на относительную свободу, Гвен все еще гнетут отдельные мысли (какие — спойлер!), и под маской скрыта страдающая душа. И даже цвета не случайны! Гвен — разыскиваемый преступник. Белый цвет пришел от мысли о ярком свете поискового фонаря, освещающего темную аллею.
Цвета бирюзового и фиолетового в костюме — это и отсылка к Шарлоттским «Шершням» (спортивная команда родного города сценариста) и ассоциация фиолетового с злодеями, превалирующая в классических комиксах, идеальная для преследуемой угрозы обществу. Возвращаясь к маске, Латур просил Родригеза создать костюм, который бы не позволял определить ее личность. «Чтобы казалось, что под маской может быть каждый».
Ядро
Это и стало третьим ингредиентом неожиданного успеха Гвен-Паук. Описанный выше принцип про маску был (специально или нарочно) почти точной цитатой Стэна Ли в отношении костюма Питера Паркера, и, на самом деле, подобные параллели легко проводятся в почти каждом аспекте Стейси как персонажа.
Латур создал не просто очередного героя на паучью тематику, но новое воплощение фундаментальных идей оригинала.
Создавая Человека-паука, Ли хотел реализовать концепт «героя с проблемами», что заставляло бы читателя мгновенно узнавать себя в персонаже. Этой же стратегии придерживались с Гвен, показав героиню без возведенных в абсолют доблести, храбрости и самопожертвования. Лишенная идеализации, но не без изъянов личность — как и положено хорошему «Пауку». Ее чувства и переживаемые терзания знакомы каждому.
Но теперь это версия Гвен Стейси: у персонажа также есть своя мало раскрытая и потому свежо воспринимаемая личность. Она искренняя, бойкая, дерзкая. Ее характер почти диаметрально противоположен паркеровскому, и он отлично работает на историю про негативное восприятие прессой и полицией, порождая свойственный Паукам, но вместе с тем уникальный юмор. Гвен-Паук взяла лучшее от обоих своих «прародителей».
Другие
Важно отметить, что это не первый опыт Marvel в создании успешной Женщины-паука.
Джулия Карпентер играла значимую роль в мультсериале про Железного человека, а для Джессики Дрю успели выпустить первый сезон целиком ей посвященного проекта. Обе появлялись и продолжают появляться в видеоиграх. Но их популярность едва ли сопоставима с популярностью Гвен, и нетрудно понять почему.
Если обратиться к первоисточнику, то становится видно, что уже существовавшие продолжительное время персонажи, Карпентер и Дрю, развивались с ходом шедшей параллельно эволюции образа женщины в комиксах. Что Джулия, что Джессика — обе, скорректировав образ, повзрослели и ушли в темы материнства и воспитания в одиночку (причем Карпентер стала матерью почти сразу). Тема важная, но у большинства читателей не откликается, а значит — хуже продается.
Были еще «Мэтти» Франклин (буквально не прижилась, так и не переплюнув свой самый первый подвиг, когда вернула «в седло» Питера, забросившего личину Паучка), Аня Коразон (повзрослев, потерялась, но о ней, например, вспомнили в Marvel Super Hero Adventures, где потребовалась вторая девушка в команду) и Синди Мун, она же Шелк (мы размышляли в прошлой статье, почему навязать персонажа значит его погубить).
Удобство
Другое дело — персонаж, появившийся в рассвет экранизаций по вселенной Marvel. У нас есть действительно много сериалов и фильмов, где уже упомянутый изменяющийся образ женщины стал определенного рода трендом.
В таком контексте перспектива искренней и находящей отклик у аудитории персонажа-девушки смотрится максимально привлекательно для авторов и производителя. И это четвертый ингредиент.
Помогает и характерный для персонажей ее типа размытый возраст, позволяющий, в зависимости от нужд сюжета, показывать Гвен зрелой (Spider-Man: Into the Spider-Verse) или неопытной (первый онгоинг) и ставить в команды различных возрастов: юной (Secret Warriors) или взрослой (Spider-Geddon). Немудрено, что она уже поучаствовала в ворохе кроссоверов (Sitting on the Tree, Spider-Women…), лишь укрепив этим свое место во вселенной.
«Возраст» — последний ингредиент. Спектр проблем, которые героиня способна органично затрагивать в своих историях, влияет на уместность отдельных сюжетов и восприятие «ее» решений. Если не выбиваться «из персонажа» достаточно долго, его можно развивать, формируя вокруг героини обособленный круг почитателей (как Carol Corps у фанатов Капитан Марвел). Не нужно говорить о плюсах этого явления для издателя.
Итог
В чем же секрет популярности Гвен-Паук — героини, ставшей по сути амальгамой двух уже существующих персонажей — Гвен Стейси и Человека-паука Питера Паркера?
Во-первых, это то лучшее, что можно было взять от них обоих: искренняя, остроумная, не лишенная индивидуальности и находящая отклик у читателя за счет ежедневных проблем, с которыми сталкиваются все: отношения с родными, поиск своего места в мире и т. д.
Во-вторых, это потрясающий дизайн, начиная с костюма (отмеченного бесчисленным количеством изданий и девушек, занимающихся косплеем), и заканчивая построенной под нее вселенной, со своими, знакомыми, но между тем уникальными персонажами. В-третьих, это выразительный персонаж женского пола, получивший хвалебные отзывы от фем-сообщества и органично смотрящийся в своей среде.
Наконец, это удобный издателю герой для всех возрастов, с потенциалом для самых разных историй и тим-апов, хорошо себя показывающий во всех медиа-форматах и соответствующий имеющимся в них трендам (ждем сиквела и женского спин-оффа «Через вселенные»!). И, разумеется, новой Стейси чуточку повезло. С творческой командой, с этапом развития образа женщины в индустрии и с нами, ценящими ее фанатами.
На русском языке комиксы про Гвен-Паук выпускаются издательством «Комильфо». На момент выхода статьи вышло три тома.
Столько писанины накатано... но какой смысл, если секрет гораздо проще:"ДЕВУШКИ В ЛАТЕКСЕ СМОТРЯТСЯ ЭСТЕТИЧЕСКИ В РАЗЫ БОЛЕЕ ПРИЯТНЕЕ, ЧЕМ ПАРНИ!"
Всё.