Ужасы войны одним планом. Почему «1917» — это уникальный опыт в кино
Застрявший в своей кинокарьере на фильмах о Джеймсе Бонде оскароносный Сэм Мендес наконец снял фильм, не касающийся агента 007. Он решил снова попробовать себя в военной тематике, объединив уже в четвертый раз (до этого были «Морпехи», «Дорога перемен» и «Координаты Скайфолл») усилия с недавно получившим долгожданный Оскар Роджером Дикинсом (за фильм «Бегущий по лезвию 2049»).
Только в этот раз Дикинс решил взять пример с Эммануэля Любецки, сняв весь фильм якобы одним планом (хитрые склейки очевидны). Самыми популярными в таком духе фильмы были разговорными. Речь, конечно, о «Веревке» Альфреда Хичкока и «Бердмене» Иньярриту. Сработала ли такая съемка в военном фильме?
Действие картины происходит во Франции в апреле 1917, во время Первой мировой войны. Двум британским солдатам Блэйку (Дин-Чарльз Чепмен) и Скофилду (Джордж Маккэй) поручают невероятно важную миссию. Дело в том, что немцы коварно отступили, этим обманным маневром заманив в ловушку ничего не подозревающий второй батальон. Если наступление продолжится, все его солдаты погибнут. Двое героев должны успеть добраться до союзников и доставить им приказ начальства в письменном виде, чтобы атака немецких войск не состоялась. Так герои и отправляются в путь, чтобы спасти бравых солдат, а Блэйк еще и своего брата, который там служит.
Если вас заманила военная тематика, вы вообразили себе, что вам продемонстрируют эпические сражения одним планом c использованием техники и прочего, то вы будете сильно разочарованы.
Картина не выглядит масштабно, почти вся техника здесь уже уничтожена, а массовка либо бежит, либо стоит, либо предстает в виде трупов. Не ждите мясорубку в духе начальной сцены «Спасти рядового Райана» или последних 30 минут «По соображениям совести». Красивой одноплановой битвы в духе сражения в лесу из «Выжившего» тоже нет. Здесь съемка одним планом работает исключительно для создания напряжения. И ей это удается.
Саспенс — один из главных плюсов картины. Как только герои покидают свой отряд и отправляются на задание, то такая съемка работает на 100 процентов. Много грязи, сплошные руины, везде лежат трупы людей и животных, а врага не видно. Камера, прикованная к героям, заставляет немного почувствовать себя в их шкуре. В любой момент может прилететь пуля или сработает ловушка, но никто об это не предупредит зрителя. Он узнает об этом одновременно с героем. До определенного момента даже врага нельзя будет увидеть, хоть он и будет палить в одного из героев.
Боевые сцены здесь минималистичны, но благодаря стараниям оператора они смотрятся красиво, как и вся картина. Дикинс великолепно снимает локации, создавая атмосферу какого-то хоррора… которым война, конечно, на самом деле и является.
Он даже не забывает свою любимую фишку — темный силуэт на фоне огня или оранжевого света, идущий на камеру. Это происходит в одной из самых красивых сцен фильма, где на фоне огненных вспышек и свистящих пуль начинается марафонский забег не на жизнь, а насмерть.
Во время путешествия герои пытаются хоть малость раскрыться, но так и остаются слишком простыми и не сильно интересными. А весь набор знаменитостей (Бенедикт Камбербетч, Колин Ферт, Марк Стронг) появляется в кадре буквально на несколько минут.
Картина очень многие вещи демонстрирует фоном. Так как камера прикреплена к героям, то весь военный быт зритель может наблюдать, пока персонажи просто идут по прямой, а нам демонстрируют все, чем занимаются солдаты. Некоторые вещи мы узнаем из забавных рассказов героев.
О тактических маневрах мы узнаем из рассуждений солдат, проезжающих мимо мертвых животных. Такие вещи помогают составить полную картину этого мира. Главное не забывать, что цель — доставить сообщение, а значит весь фокус на этой судьбоносной доставке.
«1917» — один из самых напряженных фильмов о войне, снятый в несвойственной жанру манере, который может разочаровать любителей масштабных и кровавых военных действий, но порадует тех, кому нужна именно атмосфера, которая тут выдержана на очень высоком уровне.