Ужас и сексуальный дискомфорт в Alien: Isolation
Концовку F.E.A.R. я проходил не один. Было четыре часа утра, и я умолял своего друга Германа не идти домой. Он заснул в кресле, но я знал, что кто-то еще рядом, и смог пройти игру до конца.
Я не боюсь фильмов-ужастиков. Я киновед, я знаю тропы, которые используют почти все хорроры. Удивить меня невозможно. Я знаю, когда какой герой умрет и, с большой долей вероятности, как он умрет. Я могу с ювелирной точностью предсказать, когда выпрыгнет монстр. А вот правильно выстроенные игры не могут меня не напугать, и тот фрагмент Alien: Isolation, в который мне дали поиграть, подтверждает это на 100%.
Alien: Isolation — продолжение фильма «Чужой» Ридли Скотта, вышедшего в 1979 году — как сюжетно, так и по духу. Главная героиния игры — дочка Рипли, героини Сигурни Уивер. События Alien: Isolation разворачиваются до фильма «Чужие» Джеймса Кэмерона. Перед тем, как журналистам дали поиграть в игру, ведущий геймдизайнер Гэри Нэппер провел небольшую презентацию. Он рассказал о том, что сделало фильм «Чужой» культовым. Стилистически «Чужой», один из самых жутких фильмов в истории, напоминает «2001: Космическую Одиссею»: по формам, по архитектуре. Но корабль «Ностромо» из «Чужого» грязнее и проще, как будто его много лет использовали как «рабочую лошадь» — это совсем не стерильный корабль из «Одиссеи». Основным инструментом режиссера был саспенс: Чужой не появляется на экране целиком ни разу.
«Живых людей, не считая голоса в приемнике, в этом отрезке игры не было — только половинки туловищ валялись в коридорах»
Время прохождения куска игры, в который давали играть на презентации, сильно варьировалось. Кто-то умудрялся пробежать все минут за 20, другим требовался час. Живых людей, не считая голоса в приемнике, в этом отрезке игры не было — только половинки туловищ валялись в коридорах. Главный инструмент игрока — датчик движения, очень простой, дающий очень примерное представление о том, что происходит. Когда его используешь, остальная часть экрана размывается, поэтому одновременно смотреть на датчик и туда, куда идешь, невозможно. За время презентации мне ни разу не потребовалось воспользоваться оружием: махать гаечным ключом было можно, но толку от этого — ноль.
Первую половину демонстрации Чужой не появляется, только иногда где-нибудь слышны звуки, и на периферии взгляда может проскочить тень. У фонаря в игре два режима: более широкий, но слабый луч, который покрывает почти все видимое поле, и более концентрированный луч, который точечно направляет свет. Я ни разу не смог себя заставить использовать концентрированный луч, потому что я боялся всего, что остается вне поля моего зрения. По уровню разбросаны всякие вещи: канистра бензина, инструменты. Гарри Нэппер, главный дизайнер игры, рассказал, что все это можно будет использовать для создания новых инструментов, которые можно применить против чужого. Как это будет работать, пока неизвестно.
«Такой музыки в современных играх просто не бывает — она словно прямиком взята из оригинального фильма 1979 года»
Alien: Isolation использует фильтр, создающий впечатление, что происходящее снято на пленку. Несмотря на то, что корабль — не тот, что был в фильме, очевидно, что это судно того же класса. Та же архитектура, та же грязь, те же иконки на стенах. Когда заходишь в комнату, где в окно из пустынного космоса бьет солнце, и играют несколько нот на клавишном инструменте, нот совсем из другой эпохи, понимаешь, что такой музыки в современных играх просто не бывает — она словно прямиком взята из оригинального фильма 1979 года. Нэппер рассказал, что они перезаписали немало музыки из фильма, а так же записали множество новой. Роль музыки не предупреждать игрока о том, что произойдет, а реагировать вместе с ним на происходящее.
Когда в игре наконец появился ксеноморф, я невольно вскрикнул и выругался. Длинный хвост чудовища, будто составленный из человеческих позвонков, оказывается в очень неприятной близости с героиней, и потом исчезает. Он находится в одном пространстве с игроком, и он на игрока охотится. И тут начинается самое интересное: в отличие от других игр, где надо прятаться (стелсом Alien: Isolation назвать язык не поворачивается), Чужой не передвигается по заданным маршрутам, как это делают охранники в Splinter Cell и стражи из Dishonored, а реагирует на происходящее — на свет, на шум, из-за чего каждая встреча с ним уникальна. Я раз десять умер и смог в этом убедиться: ксеноморф всегда передвигается по-разному. Там, где я однажды был в полной безопасности, в другой раз меня неожиданно убили.
«Когда я наконец-то дошел до конца, то, помимо собственной воли, кричал и махал средним пальцем перед экраном»
Убить Чужого невозможно. Задача игрока — понять, чем отвечает монстр на его поступки, прислушиваться и присматриваться к Чужому издалека, чтобы его обмануть. Если попытаться как можно быстрее пробежать вперед, прямо как в Call of Duty, он сразу обнаружит героиню и убьет. Конечно, можно прятаться в шкафчиках, но тогда и задачу не выполнишь. Главное — не издавать лишних звуков, и не попадаться ему на глаза. Тихо ползать по отделу корабля, который неуправляемо вертится в космосе, непросто — ужас переполняет. Одна секунда не в том месте, лишний звук — и ты труп. Когда я наконец-то дошел до конца, то, помимо собственной воли, кричал и махал средним пальцем перед экраном.
Главная героиня — женщина, что традиционно для этой серии. Вся первая часть фильма пропитана символизмом изнасилования. Например, можно вспомнить одну из самых известных сцен в истории кинематографа, где мужчина после первого контакта с отпрыском ксеноморфа в муках умирает во время «родов» нового монстра.
Да и сам дизайн Чужого — очень фаллический, а отпрыски Чужого — непонятным образом фаллические и вагинальные одновременно.
Сценарист фильма 1979 года Дэн О’Бэннон говорил, что одна из его задач — вызвать дискомфорт у каждого зрителя фильма. «Я решил совершить сексуальное нападение на зрителя. Я решил, что внесу в фильм как можно больше сцен, которые заставят и мужчин, и женщин скрестить ноги. Гомосексуальное горловое изнасилование, рождение. Это чудище даже в горле откладывает свои яйца».
Я спросил у Гарри Нэппера, есть ли подобные темы в Alien: Isolation. Немного помявшись, он ответил, что в игре есть свойственная серии сексуальность, но намеренно об этом они не думали. Но когда монстр неожиданно появился сзади и проткнул грудную клетку моей героини, мне, признаться, было очень сильно не по себе. Как эта тема будет представлена в конечной версии игры, пока сказать трудно, но ясно, что представлена она будет — вся серия фильмов пронизана ощущением сексуального дискомфорта.
То, что показали журналистам — лишь малая часть игры, прохождение которой, как обещают разработчики, займет 10-15 часов. Пока эта игра кажется брутально сложной, на клеточном уровне страшной и крайне дискомфортной. Я не уверен, что соберу волю в кулак, чтобы ее пройти: более сильного страха я не испытывал с детства. Но я попытаюсь себя заставить, потому что она, похоже, того стоит.
Текст: Василий Сонькин